Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Управления делами Правительства Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Меттэмпласт-НН", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 10197 от 24.08.2021) на действия комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку офисной мебели.
Извещение о проведении запроса котировок размещено Заказчиком 11.08.2020 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 214 429,84 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В первом доводе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком при размещении протокола подведения итогов не соблюдены положения требования статьи 82.1 Закона о контрактной системе, в связи с чем невозможно достоверно определить причину отклонения заявки Заявителя.
Согласно пункту 2 части 12 статьи 82.1 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов запроса котировок в электронной форме должен содержать информацию о принятом решении о соответствии заявки на участие в запросе котировок в электронной форме требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, или об отклонении заявки на участие в запросе котировок в электронной форме с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что в извещении не прописаны требования по составу заявки, также в протоколе не указаны причины отклонения заявки в соответствии с Законом о контрактной системе, соответственно в протоколе отсутствует четкое и недвусмысленное обоснование принятого Заказчиком решения о причинах отклонения заявок.
Комиссией установлено, что в приложении N 1 "Описание объекта закупки" извещения о проведения запроса котировки в электронной форме изложена инструкция о предоставлении участниками конкретных показателей товара.
Комиссией установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.08.2021 NИЗК1 причина отклонения заявки Заявителя N 110379206:
"Непредставления информации и документов, предусмотренных частью 5 статьи 82.1 Федерального закона N 44-ФЗ (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме".
Согласно части 5 статьи 82.1 Закона о контрактной системе участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, в любое время с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме до установленных в таком извещении даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок в электронной форме, направив ее оператору электронной площадки. В этом случае применяются положения частей 10 - 12 статьи 54.4 настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме. Подача заявки на участие в запросе котировок в электронной форме означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, установленных в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме. Такая заявка должна содержать следующие информацию и документы:
1) об участнике запроса котировок в электронной форме:
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения юридического лица, номер контактного телефона (если участником закупки является юридическое лицо);
б) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо);
в) фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, номер контактного телефона (если участником закупки является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель);
г) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки (или его копия), если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта (в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона) является крупной сделкой;
д) документы (или их копии), подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
е) декларация о соответствии участника закупки требованиям, предусмотренным пунктами 3 - 5, 7 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
ж) декларация о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы);
з) декларация о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона (если участник закупки является такой организацией);
и) декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) с учетом положений части 6 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира;
в) документы (или их копии), подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов (или их копий) предусмотрено извещением о проведении запроса котировок в электронной форме. При этом не допускается требовать представление указанных документов (или их копий), если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
3) предложение участника запроса котировок в электронной форме о цене контракта, цене единицы товара, работы, услуги и сумме цен указанных единиц (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона);
4) документы (или их копии), предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, в случае, если в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска. В случае отсутствия таких документов (или их копий) в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работах, услугах, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Представитель Заказчика указал, что заявка N 110379206 отклонена в связи с тем, что участник закупки для позиции "Кресло офисное" не выбрал соответствующий ГОСТ для фанеры лиственных пород.
Комиссией установлено, что Заказчиком для товара "Кресло офисное" установлено требование по показателю "Фанера должна быть хвойных или лиственных пород, изготовлена в соответствии с ГОСТ 3916.1-96/3916.2-96".
Согласно требованиям инструкции по заполнению заявки:
- "В случае установления вариантов значений показателя с применением слов/символа: "либо", "или", "/" кроме случаев, когда знак "/" стоит в единице измерения, наименования показателя, либо когда после двух числительных разделенных знаком "/" указано слово "часть"/"части", потребностям Заказчика удовлетворяет любой из вариантов таких значений, и участник закупки в первой части заявки на участие в электронном запросе котировок обязан указать одно из альтернативных значений показателя. Выбрав одно из альтернативных значений показателей товара, участнику необходимо указать значения соответствующих характеристик товара именно для выбранного значения показателя".
- "Показатели, установленные для невыбранных участником альтернативных значений, участник не указывает. Если перед значением показателя разделенным знаком "/" стоит знак ":" это означает, что Заказчику необходим товар (значения показателя) со всеми перечисленными показателями".
- "Во всех иных случаях, не указанных выше, установлены значения показателей, которые не могут изменяться, и участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать сведения о значениях данных показателей точно в соответствии с установленными значениями без использования слов "должен (-на; -но; -ны)", "нужно (-ны; -на; -ен)", "должен (-на; -но; -ны) быть", "необходимо (-ма, -мо, -мы)", "требуется".".
- "При представлении сведений о значениях показателей товаров участник не вправе изменять наименования товаров и наименование показателя (характеристики) товаров, а также единицы измерения к показателям. Изменение наименования товаров и наименование показателя (характеристики) товаров, а также единицы измерения к показателям трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе. В случае применения в нормативной документации (ГОСТ, СНиП, ТУ и т.д.) значений показателей, сопровождающихся словосочетаниями: не более, менее, не менее, более, - участник закупки должен указать данные значения при описании характеристик товара без изменения, как в нормативной документации, даже если это противоречит другим положениям настоящей инструкции. Сведения о показателях, характеризующих плотность, не подлежат изменению, даже если это противоречит положениям данной инструкции.".
- "Скопированное в заявку описание объекта закупки или часть описания объекта закупки без выполнения правил настоящей инструкции не является указанием конкретных показателей товара. Конкретное значение показателя не должно содержать слов/словосочетаний/символ/выражений, устанавливающих требования инструкции к минимальным и/или максимальным значениям показателей, кроме неизменных случаев. Также если указано, что товар должен соответствовать государственным стандартам, то указанные конкретные показатели, предложенного товара участником, должны соответствовать и государственному стандарту и заданному диапазону значений характеристик товара согласно описанию объекта закупку. Все государственные стандарты и другие стандарты, которым должны соответствовать товары, указаны в описании объекта закупки. Каждое требование заказчика в описании объекта закупки к конкретному значению показателя товара, учитывает характеристики эквивалентных товаров, обладающих сходными, но не идентичными техническими и функциональными, качественными и эксплуатационными характеристиками. Все товарные знаки, указанные в описании объекта закупки сопровождаются словами "или эквивалент", параметры эквивалентности определяются заказчиком в требованиях к товарам, если данные требовании к товарам не установлены в приложениях к описанию объекта закупки, эквивалентные значения показателей данного товара устанавливаются в соответствии с паспортами (либо иной технической документацией) производителя товара.".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение требований статьи 82.1 Закона о контрактной системе размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Представитель Заказчика также указал, что Заказчиком сформирован протокол, в котором указаны конкретные значения несоответствия заявки требованиям извещения, но в результате технической ошибки, произошедшей на электронной площадке, данный протокол не загружен. Представителем Заказчика на заседании Комиссии предоставлен скриншот истории загрузки протокола на электронную площадку.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Меттэмпласт-НН" обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 13 статьи 82.1 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание в связи с тем, что контракт по настоящей процедуре заключен;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 31 августа 2021 г. N 047/06/82.1-1939/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2021