Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Служба городского хозяйства" муниципального образования "Кингисеппское городское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области:
от Уполномоченного органа - Администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Мостостроительная компания":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 10505 от 30.08.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автодорожного моста через р. Луга.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 23.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 61 042 290,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает действия конкурсной комиссии по оценке заявки Заявителя на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа возражали против доводов Заявителя, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 6 статьи 54.7. Закона о контрактной системе порядка рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
1. Согласно доводу жалобы, заявка Заявителя на участие в открытом конкурсе в электронной форме неправомерно оценена на 0 баллов по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в связи с неуказанием товарных знаков предлагаемого к поставке товара.
Комиссия установила, что требования к конкретным значениям показателей товаров содержатся в приложении N 1 к общей части конкурсной документации (далее - Приложение). Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме размещена в разделе 9 общей части конкурсной документации (далее - Инструкция).
По мнению Заявителя, согласно п. 5.7 ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" маркировка, наносимая на дорожный знак, должна содержать товарный знак предприятия-изготовителя. В соответствии с п. 4.7.2 "ГОСТ 32758-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения" маркировка временных технических средств организации дорожного движения должна содержать товарный знак изготовителя.
Заявитель приводит довод о том, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, в связи с чем сведения о товарном знаке, которые наносятся на поверхность товара, могут отсутствовать у участника закупки на момент подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Представитель Заявителя пояснил, что предметом закупки является товар, который не содержит в сопроводительной документации сведения о товарном знаке товара, а товарный знак предприятия-изготовителя становится известным после приобретения партии товара и нарушения целостности упаковки.
Комиссия установила, что в силу п. 5 ч. 6 ст. 54.5 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указанный протокол должен содержать информацию о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации), и о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме и присвоении участнику баллов по указанному критерию, предусмотренному конкурсной документацией.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 19.08.2021 N ПРОI1 заявка Заявителя на участие в открытом конкурсе в электронной форме с идентификационным номером "183" оценена на 0 баллов по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" на основании следующего:
"*1) В отношении товаров позиции N 8 - N16:
- Знаки дорожные тип 1, соответствующие ГОСТ Р 52290-2004.
- Знаки дорожные тип 2.
- Знаки дорожные тип 3.
- Знаки дорожные тип 4.
- Знаки дорожные тип 5.
- Знаки дорожные тип 6.
- Знаки дорожные тип 7.
- Знаки дорожные тип 8.
- Знаки дорожные тип 9.
В инструкции содержится требование:
Информация по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" должна содержать конкретные показатели поставляемого (используемого) товара, соответствующие значениям, установленным Конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с требованиями Приложения N1 каждый товар позиции N 8 - N16 должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290-2004.
В предложении о качестве отсутствует указание на товарный знак товаров позиции N 8 - N16 Неуказание товарного знака является нарушением пункта 5.7 ГОСТ Р 52290-2004.
Предлагаемые товары позиции N 8 - N16 не соответствуют требованиям Конкурсной документации.
2) В отношении товара позиции N17 Конусы дорожные.
В инструкции содержится требование:
Информация по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" должна содержать конкретные показатели поставляемого (используемого) товара, соответствующие значениям, установленным Конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с требованиями Приложения N1 товар позиция N17 Конусы дорожные должен соответствовать требованиям ГОСТ 32758-2014.
В предложении о качестве отсутствует указание на товарный знак товара. Неуказание товарного знака является нарушением пункта 4.7.2 ГОСТ 32758-2014.
Предлагаемый товар "Конусы дорожные" не соответствует требованиям Конкурсной документации".
Представитель Заказчика пояснил, что в Приложении содержится в том числе требование к товарам позиции N 8 - N 16:
- Знаки дорожные тип 1, соответствующие ГОСТ Р 52290-2004.
- Знаки дорожные тип 2.
- Знаки дорожные тип 3.
- Знаки дорожные тип 4.
- Знаки дорожные тип 5.
- Знаки дорожные тип 6.
- Знаки дорожные тип 7.
- Знаки дорожные тип 8.
- Знаки дорожные тип 9
о соответствии их требованиям ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования".
В п. 5.7 ГОСТ Р 52290-2004 установлено следующее:
"5.7.1 Маркировку знака общей площадью не более 100 см наносят на его обратную сторону. Табличка должна изготовляться из световозвращающей пленки типа А белого или желтого цвета, на которую наносят маркирующие надписи черного цвета.
В дополнение к маркировке из световозвращающей пленки допускается наносить маркировку метками типа RFID и т.п.
Примечание - RFID-метка (Radio Frequency IDentification - радиочастотная идентификация) - устройство для хранения данных об объектах и их автоматической идентификации, которые считываются (записываются) посредством радиосигналов.
Маркировка должна содержать следующие данные:
а) товарный знак предприятия-изготовителя;
б) дату изготовления;
в) обозначение настоящего стандарта;
г) обозначение технических условий;
д) надпись "дата установки..." со свободным полем, на которое во время установки знака несмываемым маркером черного цвета наносят дату установки знака;
е) тип, наименование и номер серии используемой световозвращающей пленки".
Комиссия установила, что в соответствии с Приложением к показателям товаров N 8-12, 14-16 установлено следующее требование: "Знак дорожный по ГОСТ Р 52290-2004, в соответствии с Техническим заданием должен быть установлен в местах проведения работ". К значениям показателей товара N 13 в Приложении установлено требование "Группа знаков по ГОСТ Р 52290-2004 должна быть знаки запрещающие", товара N 14 - "Дорожный знак по ГОСТ Р 52290-2004 должен быть оснащён световозвращающей плёнкой".
В Инструкции содержатся следующие положения:
"Техническая документация (технические условия, технические свидетельства, ГОСТ, СНиП, стандарт организации и пр.) вне зависимости от наличия или отсутствия указаний на внесенные в нее изменения и дополнения должна приниматься к рассмотрению в действующей редакции (с внесенными корректировками, изменениями, дополнениями и др.);
Участник закупки также указывает товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Участник закупки представляет в любой удобной форме информацию о конкретных показателях поставляемого товара соответствующих значениям установленным документацией, а также сведения о наименовании страны происхождения товара, товарном знаке (при его наличии) товара".
Согласно п. 4.7.2 "ГОСТ 32758-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения" маркировка временных технических средств организации дорожного движения должна содержать следующие данные:
- наименование продукции;
- наименование страны-изготовителя;
- наименование изготовителя;
- юридический адрес изготовителя;
- товарный знак изготовителя;
- массу брутто и нетто, кг;
- габаритные размеры;
- дату изготовления;
- номер партии;
- обозначение межгосударственных стандартов, по которым изготавливается продукция;
- вид световозвращающего материала в соответствии с ГОСТ 32945, тип световозвращателя или световозвращающего элемента по ГОСТ 32866;
- гарантийный срок эксплуатации".
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения таких показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В силу пп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Пункт 5.7 ГОСТ Р 52290-2004, п. 4.7.2 ГОСТ 32758-2014 не устанавливают каких-либо технических требований к товарам (дорожным знакам, дорожным конусам), а относятся к правилам маркировки, которыми руководствуется производитель и требование о соблюдении которых не установлено Заказчиком, в том числе в приведенных выше положениях Приложения.
При этом товар может отсутствовать у участника закупки на момент подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а также товарный знак может отсутствовать, Законом о контрактной системе не установлена обязанность участника закупки указывать в заявке сведения об отсутствии товарного знака.
В соответствии с п. 1, 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
Таким образом, конкурсной документацией установлено, что участник закупки указывает в заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме сведения о товарном знаке товара при наличии товарного знака, при этом товар может отсутствовать у участника закупки на момент подачи заявки, следовательно, указание товарного знака не может являться обязательным требованием к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме. При этом указание в Приложении о том, что товар должен соответствовать вышеуказанным ГОСТ, не является основанием необходимости в обязательном порядке указывать товарный знак товара, поскольку указанные пункты ГОСТ не устанавливают технические требования к товару.
Комиссия приходит к выводу, что конкурсная комиссия неправомерно оценила заявку Заявителя на участие в открытом конкурсе в электронной форме в 0 баллов по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", довод Заявителя признан обоснованным.
2. Заявитель приводит довод о том, что конкурсной комиссией неправомерно принято решение о несоответствии заявки Заявителя на участие в открытом конкурсе в электронной форме, требованиям документации, требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия установила, что в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 26.08.2021 N ПРОII1 заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе:
Идентификационный номер заявки |
Сведения об участнике закупки |
Решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, требованиям конкурсной документации, требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ |
183 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МОСТОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ"
ИНН 7811720362 |
Принято решение о несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, требованиям документации, требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ: - Участник закупки считается не предоставившим надлежащее обеспечение заявки на участие в закупке. Основание для отказа в принятии банковской гарантии: п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона 44-ФЗ. В соответствии с требованиями извещения и документации Заказчиком закупки является Муниципальное казенное учреждение "Служба городского хозяйства" муниципального образования "Кингисеппское городское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области. В представленной банковской гарантии N496283 от 12.08.2021 г. Заказчик (Бенефициар) - Администрация муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области. Требование установлено в извещении и в документации п. 4.2. "Сведения о заказчике" части 4. "Сведения об уполномоченном органе и заказчике" Основание: - п. 3) ч. 4 ст. 54.7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; - 3) пп. 13.2.1. п. 13.2. ч. 13 документации |
Заявитель приводит довод о том, что в конкурсной документации отсутствуют сведения о бенефициаре предоставления участником закупки обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Комиссия установила, что п. 5.10 конкурсной документации установлено следующее:
"Обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме установлено заказчиком в размере: 610422 руб. 90 коп.
Требование об обеспечении заявки на участие в определении Подрядчика в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением государственных, муниципальных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении Подрядчика.
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии:
Обеспечение заявки на участие в конкурсе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе осуществляется участником закупки.
Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона N44-ФЗ. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим использования специального счета установлен в статье 44 Закона N44-ФЗ.
Обеспечение заявки на участие в закупке возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией об открытом конкурсе в электронной форме, либо путем предоставления банковской гарантии, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона N44-ФЗ.
Оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона N44-ФЗ, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки, блокирование не осуществляется, о чем банк направляет информацию оператору электронной площадки в течение одного часа с момента получения информации об участнике закупки и о размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения от банка указанной информации при совокупности следующих условий:
1) на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона N44-ФЗ, отсутствует информация о банковской гарантии, выданной участнику закупки банком для целей обеспечения заявки".
При этом реквизиты для внесения денежных средств, а также информация о бенефициаре обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме в конкурсной документации отсутствует.
Заявителем к заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме была приложена банковская гарантия от 12.08.2021 N 496283, которая содержится в реестре банковских гарантий, в соответствии с которой бенефициаром обеспечения заявки является Уполномоченный орган.
В силу ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссия приходит к выводу, что конкурсной комиссией неправомерно признана не соответствующей требованиям конкурсной документации заявка Заявителя на участие в открытом конкурсе в электронной форме в связи с предоставлением банковской гарантии, содержащей сведения о бенефициаре, не соответствующие положениям конкурсной документации, поскольку конкурсная документации не содержит положений, указывающих на лицо, выступающее бенефициаром при обеспечении участником закупки заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме путем предоставления банковской гарантии.
3. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные и стоимостные.
Подпунктом "б" п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 установлены такие показатели нестоимостных критериев оценки, как качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Пунктом 9.4 конкурсной документации установлен "Порядок оценки заявок по нестоимостным критериям оценки:
А) Критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
Значимость критерия оценки: 40%
Коэффициент значимости критерия оценки: 0,4
В отношении нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается показатель: "Качество товаров (качество работ, качество услуг)".
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" предметом оценки являются улучшенные характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ, оказании услуг по данной закупке, требования к которым установлены Заказчиком в приложении N 1 к конкурсной документации.
Для определения лучшего предложения участника конкурса по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", Заказчиком установлены требования к оцениваемым характеристикам товаров (материалов) в приложении к конкурсной документации с использованием слов/словосочетаний/символов, указанных в составе настоящего порядка оценки по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Оценка заявки по характеристикам осуществляется на основании информации, предоставленной участником конкурса в составе своей заявки по форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)": сведений о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов), используемых при выполнении работ, оказании услуг по данной закупке, требования к которым установлены Заказчиком в приложении к конкурсной документации.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Единой комиссией присваиваются баллы по предложенным участником конкурса характеристикам товара (материала), в форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)", за её соответствие требованиям, установленным Заказчиком в приложении к конкурсной документации.
Соответствие характеристик определяется исходя из предложения участника в части соотнесения указанного в форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)" участником конкурса с требованиями положений инструкции по предоставлению сведений о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов) в форме "Оцениваемые характеристики товаров (материалов)" и с требованиями документов нормативно-технического регулирования, действующих на территории Российской Федерации, в случае установления требования о соответствии товара таким документам. Для оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов".
При этом в силу ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Из указанной нормы следует, что, в случае, если Заказчиком в конкурсной документации установлены показатели критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а также осуществляется закупка поставляемого товара, заявка участника закупки должна содержать как предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, так и конкретные показатели поставляемого товара.
Кроме того, в силу п. 1 ч. 3 ст. 54.5 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации.
Таким образом, в случае непредставления участником закупки конкретных значений показателей товара в заявке участник не допускается к участию в конкурсе, тогда как отсутствие предложения участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках товара не является причиной для такого недопуска.
Из изложенного следует, что требования к конкретным значениям поставляемого товара не могут являться показателями критерия оценки заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, поскольку регулируются разными нормами, а также имеют разный характер в части обязательности предоставления в составе заявки на участие в закупке.
Кроме того, по мнению ФАС России, изложенному в Письме ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Комиссия приходит к выводу, что, в случае включения требований о предоставлении конкретных показателей товара в качестве показателя критерия оценки заявки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, действия заказчиков по установлению требований к предоставлению конкретных значений показателей товаров в составе заявки на участие в закупке могут быть выведены из-под регулирования указанного письма, п. 4 ч. 1 ст. 54.3, ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе.
Кроме того, п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Пункт 9.4 конкурсной документации содержит Таблицу N1 "Перечень значений шкалы оценки по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", в соответствии с которой заявки по данному критерию оцениваются конкурсной комиссией по следующей шкале:
NN п/п |
Предложение участника открытого конкурса в отношении оцениваемых характеристик товаров (материалов): |
Количество баллов |
1. |
Предложение участника открытого конкурса в отношении оцениваемых характеристик товаров (материалов) соответствует требованиям к оцениваемым характеристикам товаров (материалов) |
100 баллов |
2. |
Предложение участника отсутствует, не соответствует требованиям или копирует требования к оцениваемым характеристикам товаров (материалов) |
0 баллов |
Конкретные значения показателей товара не являются условиями исполнения контракта, установленный порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не способствует выявлению лучших условий исполнения контракта, наиболее соответствующего требованиям Заказчика участника закупки, а лишь требует заполнения заявки в соответствии с Инструкцией Заказчика, следовательно, не позволяет ранжировать заявки участников в зависимости от степени соответствия требованиям Заказчика, поскольку предусматривает оценку заявки по данному критерию либо в 100 баллов в случае надлежащего заполнения, либо в 0 баллов в случае ненадлежащего заполнения.
При этом в силу п. 10.1 конкурсной документации Первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки (при этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме).
Комиссией установлено, что Приложение содержит требования к конкретным значениям показателей поставляемого товара, следовательно, положениями конкурсной документации в соответствии с ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе должно быть предусмотрено требование о представлении в первой части заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным конкурсной документацией.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, требования к составу первых частей заявок на участие в закупке, противоречащие требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мостостроительная компания" обоснованной;
2. Признать в действиях конкурсной комиссии, Заказчика нарушение пунктов 1, 4 части 1 статьи 54.3, пункта 5 части 6 статьи 54.5 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в конкурсную документацию;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 6 сентября 2021 г. N 047/06/54.7-1978/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2021