Резолютивная часть решения объявлена 02.09.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07.09.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в заседании Комиссии в здании Тывинского УФАС России:
от муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва:
- "_", действующий на основании доверенности от 02.09.2021 года N 3-15/21,
в отсутствии надлежащим образом извещенных представителей подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "ДЖУЛИ" (далее - ООО "ДЖУЛИ"),
проведя внеплановую документарную проверку на основании поступившей жалобы (вх. N 4084 от 30.08.2021 года) ООО "ДЖУЛИ" (620063, г. Екатеринбург, ул. Чапаева, стр. 14, к. 3, часть помещения 19) на положения документации электронного аукциона N 0312300001321000021 на выполнение работ по текущему ремонту проезжей части улицы Александра Сарапулова пгт. Каа-Хем (от ул. Шахтерская до ул. А. Сарапулова, 96), приказа Тывинского УФАС России от 31.08.2021 года N 296 и руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпунктом "а" пункта 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес муниципального заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
Так, в адрес Тывинского УФАС России 01.09.2021 года за вх. N 4138 поступил отзыв жалобы ООО "ДЖУЛИ".
Таким образом, на основании части 15 статьи 105 Закона о контрактной системе рассмотрение довода жалобы ООО "ДЖУЛИ" на положения документации электронного аукциона N 0312300001321000021 не проводится.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) утверждены:
- Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок;
- изменения, которые вносятся в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2015 г. N 1148 "О порядке ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 19 Постановления Правительства РФ N 1576 основанием для проведения внеплановой проверки является получение информации о признаках нарушения законодательства о контрактной системе, в том числе:
- получение заявления, сообщения в письменной форме или в форме электронного документа физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства о контрактной системе;
- обнаружение контрольным органом признаков нарушения законодательства о контрактной системе, в том числе в случае поступления информации, содержащейся в жалобе участника закупки, жалоба которого в соответствии с частью 15 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе отозвана таким участником закупок либо в соответствии с частью 11 указанной статьи возвращена такому участнику закупок, а также в случае рассмотрения обращения о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- получение сообщения из средств массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "а" пункта 19 Постановления Правительства РФ N 1576, Комиссией Тывинского УФАС России проведена внеплановая документарная проверка электронного аукциона N 0312300001321000021 на выполнение работ по текущему ремонту проезжей части улицы Александра Сарапулова пгт. Каа-Хем (от ул. Шахтерская до ул. А. Сарапулова, 96).
Согласно письменным доводам ООО "ДЖУЛИ" муниципальным заказчиком неправомерно установлены в документации электронного аукциона N 0312300001321000021 требования в соответствии с пунктом 2(5) Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
На заседании Комиссии представитель муниципального заказчика пояснил, что разработал аукционную документацию, взяв за основу документацию другого аукциона.
Так, муниципальным заказчиком - Администрацией муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 20.08.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312300001321000021 на выполнение работ по текущему ремонту проезжей части улицы Александра Сарапулова пгт. Каа-Хем (от ул. Шахтерская до ул. А. Сарапулова, 96), начальная (максимальная) цена контракта: 29 208 310,00 рублей.
23.08.2021 года муниципальным заказчиком в ЕИС размещены изменения в извещение о проведении электронного аукциона N 0312300001321000021 на выполнение работ по текущему ремонту проезжей части улицы Александра Сарапулова пгт. Каа-Хем (от ул. Шахтерская до ул. А. Сарапулова, 96), начальная (максимальная) цена контракта: 29 208 310,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0312300001321000021 от 01.09.2021 года на момент окончания срока подачи заявок была подана 1 заявка.
В соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.
Аукционная комиссия, рассмотрев единственную заявку участника закупки и документы на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, приняла решение о соответствии единственной заявки требованиям документации об электронном аукционе N 0312300001321000021.
1. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Следовательно, в случаях, предусмотренных законом, участник закупки может осуществлять отдельные виды деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или при наличии членства саморегулируемой организации, то есть обладать специальной правоспособностью.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
При этом, в силу части 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Таким образом, положениями ГрК РФ и Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ, требующих членства в СРО, устанавливает в документации о закупке соответствующее требование к участникам закупок о предоставлении документа, подтверждающего членство в СРО.
Следовательно, участник закупки для выполнения работ, требующих наличия членства в СРО, должен обладать специальной правоспособностью.
При этом, в соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
С учетом комплексного толкования норм законодательства Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты.
На основании изложенного, если предметом закупки являются работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), то заказчики обязаны устанавливать дополнительные требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемых организациях в соответствии с Приказом Ростехнадзора N 86 от 04.03.2019 года.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0312300001321000021 установлены требования участникам закупки о наличии членство в саморегулируемых организациях по форме Приказа Ростехнадзора N 86 от 04.03.2019 года.
Как следует из пунктов 38 и 39 части 1. Информационной карты документации об электронном аукционе N 0312300001321000021, к участникам закупки также установлено требование о необходимости предоставления выписки из реестра членов саморегулируемых организациях, по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86.
При этом, в соответствии с пунктом 3 части 1. Информационной карты аукционной документации объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту проезжей части улицы Александра Сарапулова пгт. Каа-Хем (от ул. Шахтерская до ул. А. Сарапулова, 96), Кызылского кожууна Республика Тыва.
Также, в составе документации электронного аукциона N 0312300001321000021 размещена сметная документация на "Текущий ремонт проезжей части улицы Александра Сарапулова пгт. Каа-Хем (от ул. Шахтерская до ул. А. Сарапулова, 96)", разработанная ООО "Дорстройпроект".
Кроме того, Тывинским УФАС России в адрес ООО "Дорстройпроект" был направлен запрос от 01.09.2021 года за исх. N 5-4435 следующего содержания: "Предусмотрены ли сметными документациями виды работ, указанных выше объектов (сметы прилагаются), относящиеся в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" к капитальному ремонту дорог?"
Согласно ответу ООО "Дорстройпроект" на указанный выше запрос, предметом электронного аукциона N 0312300001321000021 является текущий ремонт.
Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что у муниципального заказчика отсутствовали основания для установления дополнительных требований к участникам рассматриваемой закупки о наличии членства в саморегулируемых организациях в соответствии с Приказом Ростехнадзора N 86 от 04.03.2019 года.
На основании изложенного, в действиях муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва установлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления в документации электронного аукциона N 0312300001321000021 требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемых организациях в соответствии с Приказом Ростехнадзора N 86 от 04.03.2019 года.
Указанные действия должностного лица муниципального заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Как было установлено выше, в соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0312300001321000021 и пункту 38.1, 39 аукционной документации к участникам закупки установлены дополнительные требования, согласно пункту 2(5) Приложения N 1 Постановления Правительства N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99).
При этом, дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(5) Приложения N 1 Постановления Правительства РФ N 99 устанавливаются при выполнении работ по капитальному ремонту линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Вместе с тем, пунктом 2(3) Приложения N 1 Постановления Правительства РФ N 99 устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
На основании изложенных положений следует, что при осуществлении закупки на выполнение работ по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(3) Приложения N 1 Постановления Правительства РФ N 99, а на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта - пунктом 2(5) Приложения N 1 указанного Постановления.
Как было указано выше, предметом закупки электронного аукциона N 0312300001321000021 является выполнение работ по текущему ремонту дорог.
Таким образом, муниципальный заказчик - Администрация муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, неправомерно установив в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300001321000021 аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(5) приложения N 1 Постановления Правительства РФ N 99, нарушил часть 2 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанные действия должностного лица муниципального заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Рассмотрение довода жалобы Общества с ограниченной ответственностью "ДЖУЛИ" на положения документации электронного аукциона N 0312300001321000021 на выполнение работ по текущему ремонту проезжей части улицы Александра Сарапулова пгт. Каа-Хем (от ул. Шахтерская до ул. А. Сарапулова, 96) на основании части 15 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не проводить.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва нарушения:
2.1. пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления в документации электронного аукциона N 0312300001321000021 требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемых организациях в соответствии с Приказом Ростехнадзора N 86 от 04.03.2019 года;
2.2. части 2 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300001321000021 и документации электронного аукциона N 0312300001321000021 дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(5) приложения N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
3. Выдать муниципальному заказчику - Администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва и аукционной комиссии муниципального заказчика, оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 7 сентября 2021 г. N 017/06/105-244/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2021