Резолютивная часть решения объявлена 03.09.2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 08.09.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России;
Члены Комиссии:
"_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от государственного заказчика - Министерства внутренних дел по Республике Тыва:
- "_" действующая на основании доверенности N 28 от 27.01.2021 года;
- от Общества с ограниченной ответственностью "Союз" (далее - ООО "Союз");
- генеральный директор "_"
рассмотрев обращение (вх. N 4095 от 30.08.2021 года) Министерства внутренних дел по Республике Тыва (далее МВД по Республике Тыва, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Союз" 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Фрунзе, д. 43, ИНН: 1701042177, КПП: 170101001, ОГРН: 1071701001240, дата регистрации 03.09.2007) (далее ООО "Союз", Общество), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 56 от 16.07.2020 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312100003720000016 "Капитальный ремонт ИВС МО МВД по РТ "Кызылский" ПП N 8 с. Тоора-Хем, расположенный по адресу: с. Тоора-Хем, ул. Октябрьская, д. 22", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
В ходе заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель заказчика поддержала доводы, изложенные в обращении, а также пояснила, что после принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта представители ООО "Союз" не были допущены до выполнения работ в связи с истечением срока выполнения работ, предусмотренного контрактом.
Согласно письменным (исх. N 69 от 02.09.2021 года, вх. в Тывинском УФАС России N 4166 от 02.09.2021 года) и устным пояснениям ООО "Союз", а так же представленным в материалы дела документам следует, что в целях исполнения Контракта Обществом в адрес заказчика направлялись письма 01.06.2021 года, 30.07.2021 года и 17.08.2021 года о продлении срока выполнения работ в связи с введенными Указом Главы Республики Тыва от 16.07.2021 года N 223 ограничениями, связанными распространением новой короновирусной инфекции, а так же поводком, явившемся основанием для введения на территории Республики Тыва чрезвычайной ситуации. После снятия ограничений и открытием дороги со стороны Общества предпринимались меры по исполнению государственного контракта, в частности закуплен материал, который с работниками был направлен по адресу выполнения работ, однако работники Общества не были допущены в здание заказчика. К письменным пояснениям ООО "Союз" приложены копии следующих документов: платежное поручение N 65 от 30.12.2020 года, платежное поручение N 4 от 02.02.2021 года, платежное поручение N 1 от 19.01.2021 года, счет-фактура от 23.06.2021 года, письмо ООО "Союз", адресованное министру внутренних дел Республики Тыва от 30.08.2021 года N 68, письмо ООО "Союз", адресованное министру внутренних дел Республики Тыва б/н и даты, письмо ООО "Союз", адресованное министру внутренних дел Республики Тыва б/н и даты, письмо ООО "Союз", адресованное министру внутренних дел Республики Тыва от 30.07.2021 года N 65, фотография транспортного средства, благодарности Министерства строительства Республики Тыва, почетная грамота, договор на оказание транспортных услуг от 19.07.2021 года.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-38/2021, а также выслушав пояснение лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - МВД по Республике Тыва в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) 16.06.2020 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0312100003720000016 "Капитальный ремонт ИВС МО МВД по РТ "Кызылский" ПП N 8 с. Тоора-Хем, расположенный по адресу: с. Тоора-Хем, ул. Октябрьская, д. 22", начальная (максимальная) цена контракта - 1 054 360,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0312100003720000016 от 25.06.2020 года на момент окончания срока подачи заявок было подано 3 заявки, которые аукционной комиссией были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0312100003720000016 от 29.06.2020 года:
- от участника с идентификационным номером заявки 107762989 поступило ценовое предложение в размере 806 585,40 рублей;
- от участника с идентификационным номером заявки 107741949 поступило ценовое предложение в размере 811 857,20 рублей;
- от участника с идентификационным номером заявки 107766036 поступило ценовое предложение в размере 906 749,60 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0312100003720000016 от 30.06.2020 года заявки всех участников закупки признаны аукционной комиссией, соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе и законодательства о контрактной системе.
16.07.2020 года между МВД по Республике Тыва и ООО "Союз" заключен государственный контракт N 56 "Капитальный ремонт ИВС МО МВД по РТ "Кызылский" ПП N 8 с. Тоора-Хем, расположенный по адресу: с. Тоора-Хем, ул. Октябрьская, д. 22".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 12.4 государственного контракта N 56 от 16.07.2020 года предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, в соответствии с гражданским законодательством.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у подрядчика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
13.08.2021 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 56 от 16.07.2021 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 16.08.2021 года.
Кроме того, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.08.2021 года вручено нарочно директору ООО "Союз" 17.08.2021 года.
С учетом изложенного, в силу требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления Общества о принятом Заказчиком решении является 17.08.2021 года. Следовательно, датой вступления в силу указанного решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 56 от 16.07.2020 года в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе является 28.08.2021 года при отсутствии со стороны ООО "Союз" действий, направленных на устранение нарушений условий контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Кроме того, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
С учетом изложенного следует различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России основанием для принятия государственным заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 56 от 16.07.2020 года является не выполнение исполнителем своих обязательств по данному контракту в установленный срок.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п.1.1. государственного контракта N 56 от 16.07.2020 года, подрядчик обязуется по заданию Заказчика в сроки и на условиях Контракта выполнить работы по капитальному ремонту здания ИВС МО МВД РФ России "Кызылский", расположенного по адресу: с. Тоора-Хем, ул. Октябрьская, д. 22, согласно Техническому заданию (приложение N 1) и локальному сметному расчету (приложение N 2) и сдать результат выполненных работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с пунктом 3.1 государственного контракта N 56 от 16.07.2020 года срок выполнения работ: Начало - с даты заключения Контракта, окончание - до 20.07.2021 года, в соответствии с исполнительной документацией (приложение N 3).
Из содержания Приложения N 5 (План-график по капитальному ремонту здания ИВС МО МВД России "Кызылский", расположенного по адресу: с. Тоора-Хем, ул. Октябрьская, 22) к государственному контракту N 56 от 16.07.2020 года, представленного МВД по Республике Тыва в составе своего заявления и не подписанного заказчиком, следует, что срок выполнения работ определён сторонами с 17.05.2021 года по 30.06.2021 года.
Таким образом, сторонами контракта согласованы начальный и конченый этап выполнения работ.
При этом срок действия государственного контракта N 56 от 16.07.2020 года определен до 25.12.2021 года (пункт 13.1)
Из материалов дела следует, что до одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком ввелась претензионная работа, а именно 07.07.2021 года исх. N 18/542, 21.07.2021 года исх. N 3/3475, 18.08.2021 года исх. N 3/3871 МВД по Республике Тыва в адрес ООО "Союз" направлялись письма о необходимости выполнения обязательств по исполнению контракта на которые со стороны ООО "Союз" направлялись ответы о невозможности исполнения обязательств в установленный срок в связи с возникшими обстоятельствами непреодолимой силы.
При этом, со стороны ООО "Союз" проводились мероприятия по подготовке к выполнению работ, что подтверждается платежными документами на приобретенные строительные материалы, а также согласование между сторонами контракта списка лиц, привлекаемых к выполнению работ.
В ходе рассмотрения обращения, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что распоряжением Правительства Республики Тыва от 21.05.2021 года N 227-р в Республике Тыва объявлялся режим "Повышенная готовность" в связи с опасными метеорологическими явлениями в виде сильных дождей, приведших, в том числе, к размыву дорожной инфраструктуры и ограничению транспортного движения по маршруту Кызыл - Сарыг-Сеп, соответственно в направлении Тоджинского района.
Распоряжением Правительства Республики Тыва от 22.06.2021 года N 276-р режим функционирования "Повышенная готовность" снят.
С учетом изложенного, с момента заключения контракта и до одностороннего отказа от его исполнения ООО "Союз" не теряло интереса к его исполнению, принимало меры по его исполнению, но в силу, в том числе объективных причин, не могло исполнить его в установленный срок. При этом, как было указано выше и подтверждается пояснениями сторон, заказчиком фактически исключена возможность ООО "Союз" устранить нарушения условий контракта после принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, что противоречит требованиям части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела документов, действий сторон контракта, срока действия контракта, отсутствием согласованного сторонами графика выполнения отельных видов работ (фактически сторонами согласованы начальный и конечный этап выполнения работ), Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что несвоевременное исполнения обязательств по контракту в рассматриваемом случае не является безусловным основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков, также материалами дела не подтверждается факт совершения подрядчиком недобросовестных действий по умышленному уклонению от исполнения обязательств по государственному контракту как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Общество осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществляло гражданские права (злоупотребление правом).
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Министерством внутренних дел по Республике Тыва в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Союз" (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Фрунзе, д. 43, ИНН: 1701042177, КПП: 170101001, ОГРН: 1071701001240, дата регистрации 03.09.2007), его директора и учредителя "_" ИНН: 170100790871, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 56 от 16.07.2020 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312100003720000016 "Капитальный ремонт ИВС МО МВД по РТ "Кызылский" ПП N 8 с. Тоора-Хем, расположенный по адресу: с. Тоора-Хем, ул. Октябрьская, д. 22", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 8 сентября 2021 г. N 017/06/104-38/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2021