Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Каллидус" (далее - Заявитель) на действия АО "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) запроса предложений в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 2073400001221000006) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) неправомерно сократившего срок подачи заявок на участие в Запросе предложения;
2) ненадлежащим образом установившего в документации о проведении Запроса предложений порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий);
3) установившего в извещении о проведении Запроса предложений и проекте контракта документации о проведении Запроса предложений противоречивые сведения в отношении привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства (далее - СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНО);
4) ненадлежащим образом установившего в документации о проведении Запроса предложений виды работ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 07.09.2021 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 09.09.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений:
1) извещение о проведении Запроса предложений размещено в ЕИС - 27.08.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос предложений в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 376 520 210 рублей;
4) источник финансирования - Федеральный бюджет Российской Федерации и собственные средства АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", КБК - 00000000000000000414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений - 03.09.2021;
6) на участие в Запросе предложений подана 1 заявка от ООО "НПО Гидро-Автоматика" с предложением о цене контракта - 4 365 578 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком сокращен срок подачи заявок на участие в Запросе предложения.
В соответствии с частью 3 статьи 83.1 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения такого запроса.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Частью 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен порядок совершения действий в последний день срока. Если срок установлен для совершения какого-либо действия в последний день срока, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
На заседании Комиссии установлено, что 27.08.2021 в 18:37 Заказчиком опубликованы в ЕИС извещение о проведении Запроса предложений и документация о проведении Запроса предложений, согласно которым дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений установлена на 03.09.2021 до 19:00, то есть менее 5 рабочих дней.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком сокращен срок подачи заявок на участие в Запросе предложений.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия.
В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе документация о Запросе предложений наряду с информацией, указанной в извещении о проведении Запроса предложений, должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупок по Показателю Критерия, поскольку в рамках указанного показателя оценке подлежат контракты (договоры), которые подтверждаются документами, в том числе копиями актов выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (при наличии), которые должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений, при этом Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений не раскрыто понятие работ сопоставимого характера.
Документацией о проведении Запроса предложений установлен Показатель Критерия, согласно которому оцениваются контракты (договоры) на выполнение работ сопоставимого характера по строительству или реконструкции особо опасного, технически сложного или уникального объекта капитального строительства. Под работами сопоставимого характера понимаются работы по строительству или реконструкции особо опасного, технически сложного или уникального объекта капитального строительства.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что указанные требования к порядку оценки установлены в соответствии с потребностью Заказчика, при этом установленный порядок оценки заявок участников закупки содержит информацию о виде работ являющимися сопоставимыми с объектом закупки и подлежащих оценке.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные требования к порядку оценки заявок участников закупки соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и Правил.
При этом на заседании Комиссии представитель Заявителя не представил документы и сведения, свидетельствующие об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений и проекте контракта установлены противоречивые сведения в отношении привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, а именно: в документации о проведении Запроса предложений не установлено требование о привлечении к исполнению контракт субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО. Вместе с тем пунктом 14.6 проекта контракта документации о проведении Запроса предложений установлена ответственность подрядчика за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 2 раздела II.IV документации о проведении Запроса предложений требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО не установлено.
На заседании Комиссии установлено, что раздел 14 проекта контракта документации о проведении Запроса предложений содержит типовые условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод подтверждения не нашел.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом установлены виды работ, утвержденные Постановлением N 570.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением N 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - это гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 5.3.2 проекта контракта документации о проведении Запроса предложений "в течение 60 (шестидесяти) дней с даты подписания Контракта оформить и согласовать с заказчиком приложение N 6 к контракту "Перечень видов работ, которые Генеральный подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, и объем таких работ", из перечня "Виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам" утвержденного Постановлением N 570. Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта".
Вместе с тем заказчиком по указанной закупке является Акционерное общество "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева", которое не является, государственным, муниципальным заказчиком и не заключает государственные, муниципальные контракты в соответствии с Законом о контрактной системе, в связи чем требование об установлении положений, предусмотренных Постановлением N 570, к закупке не применяется.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно установившего в документации о проведении Запроса предложений требования в соответствии с Постановлением N 570, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено.
5. Решением Комиссии ФАС России от 09.09.2021 по делу N 28/06/105-588/2021 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном выборе способа определения исполнителя (поставщика) путем проведения запроса предложений в электронной форме;
- пункта 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия в части неустановления предельного максимального значения показателя нестоимостного критерия оценки;
- пункта 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего описания объекта закупки в части установления в извещении о проведении Запроса предложений, размещенном в ЕИС, и в документации о проведении Запроса предложений противоречивых сведений о наименовании объекта закупки; в части невозможности определения, в отношении какого товара необходимо предоставить наименование страны происхождения товара в составе заявки на участие в закупке; в части установления в извещении о проведении Запроса предложений и в документации о проведении Запроса предложений противоречивых сведений в отношении требования казначейского сопровождения контракта; в части отсутствия срока согласования плана расходов;
- части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в документации о проведении Запроса предложений об установлении видов работ, утвержденных в соответствии с Постановлением N 570;
- части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в формировании графика строительно-монтажных работ без учета требований пункта 2.9 приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ".
На основании Решения Заказчику, Оператору электронной площадки выдано предписание от 09.09.2021 по делу N 28/06/105-588/2021, согласно которому Заказчику необходимо аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения государственного контракта на выполнение "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки" (номер извещения - 2073400001221000006). Срок исполнения предписания - 28.09.2021.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Каллидус" обоснованной в части пунктов 1, 4 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, части 3, пунктов 2, 7 части 6 статьи 83.1, частей 2, 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 09.09.2021 по делу N 28/06/105-588/2021, предписание по настоящему делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 09.09.2021 по делу N 28/06/105-588/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 сентября 2021 г. N 28/06/105-585/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2021