Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель) на действия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию (продолжению) производственного участка для обеспечения работ по ликвидации последствий деятельности объекта по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области (устройство системы вентиляции и кондиционирования) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100009521000136) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации;
2) Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с приказом Министерство финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 30.08.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 13 842 936 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета Российской Федерации;
5) дата окончания срока подачи заявок - 07.09.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана 1 заявка (ООО "Галс"), которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации (далее - СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Таким образом, выполнение работ по капитальному ремонту может осуществляться только индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом являющимся членом СРО.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по созданию (продолжению) производственного участка для обеспечения работ по ликвидации последствий деятельности объекта по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области (устройство системы вентиляции и кондиционирования).
Пунктом 11 информационной карты документации об Аукционе установлено следующее требование к участникам закупки: "членство в саморегулируемой организации в области строительства объектов капитального строительства".
Кроме того, пунктом 15 информационной карты документации об Аукционе установлено, что в качестве подтверждения соответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участникам закупки необходимо предоставить выписку из реестра членов СРО, по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что поскольку объектом закупки является выполнение работ по устройству системы вентиляции и кондиционированию воздуха производственного участка для обеспечения работ по ликвидации последствий деятельности объекта по уничтожению химического оружия, Заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки членства в СРО.
Вместе с тем Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, а также в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем в соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заявителем в документации об Аукционе не установлено требование к участникам закупки о соответствии размера компенсационного фонда возмещения вреда члена СРО требованиям частей 12, 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с пунктом 11 статьи 48 ГрК РФ объект капитального строительства, в котором необходимо выполнить устройство системы вентиляции и кондиционирования является особо опасным объектом капитального строительства.
Вместе с тем в документации отсутствуют сведения о необходимости наличия у участника закупки членства в СРО с наличием права выполнять строительство по договору строительного подряда в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии), что может привести к выбору подрядчика, у которого будет отсутствовать право выполнять работы на особо опасном объекте капитального строительства.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требование к участникам закупки о наличии членства в СРО нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с приказом N 126н.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Приказа N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к Приказу N 126н.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Приказом N 126н.
Согласно сведениям ЕИС, документации об Аукционе объектом закупки является устройство системы вентиляции и кондиционирования, при этом товар, указанный в техническом задании документации об Аукционе является используемым при выполнении указанных работ.
Вместе с тем в силу положений Приказа N 126 условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, устанавливаются исключительно на поставляемые товары.
Таким образом, отсутствие в документации об Аукционе условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Приказом N 126н не противоречит Закону о контрактной системе.
Кроме того, представитель Заявителя в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе Первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС размещены сметы на выполнение работ, при этом на указанные сметы получено положительное заключение проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства от 11.10.2016 N 1105-16/ГГЭ-6058/10.
Таким образом, учитывая, что в документации об Аукционе размещены сметы на выполнение работ, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе первой части заявки конкретных показателей товара.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе установлена дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС размещены сметы на выполнение работ, при этом на указанные сметы получено положительное заключение проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства от 11.10.2016 N 1105-16/ГГЭ-6058/10.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно в извещении о проведении Аукциона установлены дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок, поданных на участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 68 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Приложением N 1 к Постановлению Правительства N 99 установлены дополнительные требования к участникам при проведении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Таким образом, учитывая, что объектом закупки, согласно пояснениям представителя Заказчика является выполнение работ на объекте капитального строительства, в отношении которого устанавливаются дополнительные требования в соответствии с приложением N 1 к Постановлению Правительства N 99 Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе дополнительные требования, не соответствуют пункту 6 части 5 статьи 63, нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 10.09.2021 N 28/06/105-619/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 сентября 2021 г. N 28/06/105-619/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2021