Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "ЛинияПроГрупп" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ МО "Московская областная станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Аукционная комиссия), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг лизинга автомобилей скорой медицинской помощи (класс "В" и "С") и комплектов медицинского оборудования для оснащения автомобилей скорой помощи (класса "В" и "С") (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0148200005421000658) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 13.09.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 15.09.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 07.09.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 563 734 000 рублей;
4) источник финансирования - средства областного бюджета;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 23.09.2021.
1. Согласно доводу Заявителя в документации об Аукционе в нарушение положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление N 616.
Согласно пункту 1 Постановления N 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
Так, в Перечень включен товар с ОКПД2 29.10.59.160 "Автомобили скорой медицинской помощи".
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является оказание услуг лизинга автомобилей скорой медицинской помощи (класс "В" и "С") и комплектов медицинского оборудования для оснащения автомобилей скорой помощи (класса "В" и "С").
Вместе с тем в извещении о проведении Аукциона, а также в документации об Аукционе не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии представили сведения, согласно которым, в ответ на направленные Заказчиком в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минопромторг России) заявки о выдаче разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара от 20.08.2021 N 616А/12870/2021 (далее - Заявка N 1), а также от 20.08.2021 N 616А/12871/2021 (далее - Заявка N 2), получены разрешения Минпромторга России от 26.08.2021 NN 72522/20, 72521/20 соответственно. Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в связи с тем, что Минпромторгом России выданы Заказчику указанные разрешения, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлен запрет, предусмотренный Постановлением N 616.
На заседании Комиссии установлено, что Заявки N 1, 2 являются приложениями к указанным разрешениям Минпромторга России.
На заседании Комиссии установлено, что в Заявках NN 1, 2 установлены следующие характеристики товаров "Автомобиль скорой медицинской помощи классов "В", "С":
- "мощность двигателя" - значение характеристики "125 л.с.";
- "грузоподъемность" - значение характеристики "956 кг".
При этом техническим заданием документации об Аукционе установлены следующие характеристики товаров "Автомобиль скорой медицинской помощи классов "В", "С":
- "Мощность двигателя" - "Не менее 120 л.с.";
- "Грузоподъемность" - "Не менее 700 кг" и другие.
Кроме того, в Заявках NN 1,2 указана предполагаемая дата поставки указанных товаров - 15.12.2021. Вместе с тем согласно пункту 4.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе срок поставки предмета лизинга лизингополучателю до 30.12.2021.
Учитывая, что Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе, установлены характеристики товаров "Автомобиль скорой медицинской помощи классов "В", "С", отличные от характеристик товаров "Автомобиль скорой медицинской помощи классов "В", "С", указанных в Заявках NN 1, 2, на основании которых Минпромторгом России выданы разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара от 26.08.2021 NN 72522/20, 72521/20, а также то, что сроки отличны, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе в нарушение Закона о контрактной системе не установлен запрет, предусмотренный Постановлением N 616.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена, например, поставка товара "Электрокардиограф 12 канальный", характеристики которого предусмотрены позицией КТРУ 26.60.12.111-00000019 "Электрокардиограф".
Применение КТРУ для вышеуказанного товара обязательно с 21.07.2021.
Согласно положениям технического задания документации об Аукционе характеристиками товара "Электрокардиограф 12 канальный" являются: "Память", "Запись ритма в течение" и другие.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что указанные характеристики товара "Электрокардиограф" отсутствуют в соответствующих позициях КТРУ (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа не представили сведений, подтверждающих необходимость установления характеристик товаров, не предусмотренных соответствующими позициями КТРУ, а также сведений, подтверждающих наличие в документации об Аукционе и размещения в ЕИС, обоснования установления таких характеристик товаров.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не применены позиции КТРУ при описании товаров, поставка которых предусмотрена в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по итогам проведения Аукциона, а также не размещено обоснование установления дополнительных характеристик товаров, не предусмотренных позициями КТРУ.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛинияПроГрупп"" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 15.09.2021 N 28/06/105-655/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 сентября 2021 г. N 28/06/105-655/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2021