Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "БРОСофт" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Главный центр инженерно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку серверов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100065021000108) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлена совокупность требований к характеристикам товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения контракта, свидетельствующая о соответствии продукции единственного производителя ООО "КНС Групп", а именно Yadro Vegman S220;
2) Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе наименования программного обеспечения, а также требования о предоставлении выписки из реестра российского программного обеспечения;
3) Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам программного обеспечения, подлежащего поставке в рамках исполнения контракта, совокупности которых не соответствует программное обеспечение ни одного производителя.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 10.09.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 14.09.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 25.08.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 214 651 200 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 32003054230192019211;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 08.09.2021;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, которые допущены к участию в Аукционе;
7) дата проведения Аукциона - 10.09.2021;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона, которые признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
9) победителем Аукциона признано ООО "Национальные технологии" с предложением о цене контракта в размере 211 431 432 рубля.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлена совокупность требований к характеристикам товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения контракта, свидетельствующая о соответствии продукции единственного производителя ООО "КНС Групп", а именно Yadro Vegman S220.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 10 документации об Аукционе установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
На заседании Комиссии установлено, что в техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования к товару "Сервер": "Полная мощность одного блока питания, Вольт-ампер - ? 1600", "Интерфейс поддерживаемых накопителей - M.2 и MicroSD и NVMe и PCIe и SAS и SATA и USB", "Количество установленных накопителей (тип 1) с поддержкой горячей замены, Штука - ? 2", "Интерфейс установленных накопителей (тип 1) - M.2", "Максимальный общий поддерживаемый объем оперативной памяти - ? 3048".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанные требования технического задания документации об Аукционе установлены в соответствии с потребностью Заказчика.
Представители Заказчика на заседании Комиссии также представили ответы на запросы коммерческих предложений, согласно которым требованиям технического задания документации об Аукционе соответствует товар минимум двух производителей, а именно: ООО "Депо Электроникс", ООО "КНС Групп".
Кроме того, на заседании установлено, что в реестре российской промышленной продукции содержится информация о 15 производителях товара "Сервер", при этом на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, в составе которых представлены товары двух различных производителей.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе наименования программного обеспечения, а также требования о предоставлении выписки из реестра российского программного обеспечения.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.2 Постановления N 1236 подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных;
подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и баз данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных.
Аналогичные положения содержатся в пункте 10 документации об Аукционе.
Техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к предустановленному программному обеспечению.
Пунктом 10 документации об Аукционе установлен запрет на допуск программного обеспечения происходящего из иностранных государств в соответствии с положениями Постановления N 1236.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что поскольку в документации об Аукционе не установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе наименования программного обеспечения, а также требования о предоставлении выписки из реестра российского программного обеспечения Заказчику не представляется возможным определить наличие программного обеспечения, предложенного участником закупки в реестре российского программного обеспечения.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 10.06.2020 N 24-03-08/50149 Постановлением N 1236 не установлен документ, представляемый в качестве декларации о наличии в реестре российского программного обеспечения сведений о программах для электронных вычислительных машин и баз данных, в связи с чем Заказчиком в документации об Аукционе не установлено требование о предоставлении документа, подтверждающего наличие программного обеспечения в реестре российского программного обеспечения.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, в составе которых содержится номер реестровой записи программного обеспечения.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих, что действия Заказчика не установившего вышеуказанное требование противоречат Закону о контрактной системе.
Кроме того, согласно пункту "б" части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Пунктом 11.1 документации об Аукционе установлены аналогичные требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, не установившего требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе наименования программного обеспечения, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам программного обеспечения, подлежащего поставке в рамках исполнения контракта, совокупности которых не соответствует программное обеспечение ни одного производителя.
На заседании Комиссии установлено, что в техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования к товару "Сервер": "Возможность загрузки гипервизора с внутреннего или внешнего USB накопителя", "Установка непосредственно на аппаратное обеспечение без использования хостовой операционной системы (гипервизор 1 типа)", "Отсутствие базовой ОС общего назначения в составе гипервизора" и другие.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанные требования технического задания документации об Аукционе установлены в соответствии с потребностью Заказчика.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, в составе которых представлено программное обеспечение двух различных производителей, а именно: АО "НИИ "Масштаб", ООО "ИЦ "Баррикады".
Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "БРОСофт" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 сентября 2021 г. N 28/06/105-620/2021ГОЗ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.09.2021