На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Липецкого УФАС России от 02.07.2021 N354, Комиссией Липецкого УФАС России,
проведена проверка деятельности отдела городского хозяйства администрации Данковского муниципального района Липецкой области, администрации городского поселения города Данкова на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на экономию электроэнергии, потребляемой внешними световыми приборами на территории г.Данкова Липецкой области (реестровый номер 0346300044719000002) (далее- открытый конкурс в электронной форме).
Проверка начата 06.09.2021, окончена 10.09.2021.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
В адрес Липецкого УФАС России, 30.08.2021 поступило обращение гражданина _. (далее также- заявитель), в котором заявитель просит провести проверку соблюдения администрацией городского поселения города Данкова требований Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на экономию электроэнергии, потребляемой внешними световыми приборами на территории г.Данкова Липецкой области (реестровый номер 0346300044719000002). Так, по мнению заявителя, данный заказчик, заключил контракт с ООО "ЛЭП-Сервис" по цене, отличной от предложенной данным участником в своей заявке и указанной в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме.
Заказчик представил письменные пояснения и копии запрашиваемых документов.
В адрес заявителя, заказчика, а также отдела городского хозяйства администрации Данковского муниципального района Липецкой области (т.е. лица, которому были переданы соответствующие полномочия после ликвидации администрации городского поселения города Данкова) (далее- Отдел) были направлены уведомления о месте и времени проведения проверки.
В результате анализа документов и сведений о проведении заказчиком процедур закупок, установлено следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок РФ www.zakupki.gov.ru заказчиком размещены извещение и конкурсная документация на выполнение мероприятий, направленных на экономию электроэнергии, потребляемой внешними световыми приборами на территории г.Данкова Липецкой области (реестровый номер 0346300044719000002).
Объектом закупки является выполнение мероприятий, направленных на экономию электроэнергии, потребляемой внешними световыми приборами на территории г.Данкова Липецкой области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 42 908 412,98 руб.
Согласно ч.1 ст.108 Закона о контрактной системе, в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
В соответствии с ч.2 данной нормы Закона, энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии (далее в целях настоящей статьи - поставки энергетических ресурсов). Заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч.3 ст.108 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:
1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;
2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;
3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.
Проведя анализ положений конкурсной документации установлено, что п.14 информационной карты документации, во исполнение требований п.2 ч.3 ст.108 Закона о контрактной системе, содержит следующее условие: "Начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта составляет: 42 908 412,98 (Сорок два миллиона девятьсот восемь тысяч четыреста двенадцать) рублей 98 копеек. Минимальный размер экономии в денежном выражении, который должен обеспечить исполнитель контракта - 27 564 364,50 (Двадцать семь миллионов пятьсот шестьдесят четыре тысячи триста шестьдесят четыре) рубля 50 копеек за срок действия контракта. Минимальный размер экономии в натуральном выражении, который должен обеспечить исполнитель контракта - 4 199 324 Киловатт-час за срок действия контракта. Подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов - 99% от полученной в результате исполнения контракта экономии.".
Согласно ч.6 ст.108 Закона о контрактной системе, при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение указывают также в конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок одного из следующих предложений:
1) предложение о цене контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, о проценте экономии;
2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 настоящей статьи.
А согласно ч.9 данной нормы Закона, в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 настоящей статьи, для определения лучших условий исполнения энергосервисного контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия вместо такого критерия оценки заявки на участие в конкурсе, как цена контракта, оценивает и сопоставляет такой критерий, как предложение о сумме, в целях выявления лучших условий исполнения этого контракта, соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту. При этом рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе в соответствии с таким критерием, как предложение о сумме, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 32 настоящего Федерального закона в отношении такого критерия, как цена контракта, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как установлено, п.27 информационной карты документации, во исполнение требований ч.6 ст.108 Закона о контрактной системе, содержит следующее условие: "Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта (здесь и далее под термином "предложение участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта" понимается предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика (п.2 ч.6 ст.108 Федерального закона N 44-ФЗ).".
Таким образом, заказчик в конкурсной документации указал, что под термином "предложение участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта" понимается предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика в соответствии с п.2 ч.6 ст.108 Закона о контрактной системе.
Кроме того, данным пунктом информационной карты документации также установлены требования к содержанию и составу подаваемых участниками на участие в рассматриваемой закупке заявок. Так, Первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным Техническим заданием и указание на товарный знак (при наличии). (Заполняется в соответствии с примерной (рекомендуемой) Формой 1 (Приложение N3 к Информационной карте открытого конкурса в электронной форме).
При этом, форма 1 (Приложение N3 к документации открытого конкурса в электронной форме) содержит следующую информацию: "Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Технические характеристики светодиодных светильников и иного оборудования, подлежащего установке в соответствии с Техническим заданием. Заполняется участником закупки в свободной форме в соответствии со значениями и показателями, указанными в Техническом задании".
Согласно протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 29.04.2019 NППИ1, заявка единственного участника закупки - Общество с ограниченной ответственностью "ЛЭП-Сервис" единой комиссией заказчика признано соответствующей требованиям конкурсной документации.
При этом, проанализировав заявку данного участника, Комиссия Липецкого УФАС России установила, что она, в числе прочего, содержит форму "Предложение о сумме", содержащую, в том числе, следующую информацию:
"Предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика: 14 374 318,35 (Четырнадцать миллионов триста семьдесят четыре тысячи триста восемнадцать) рублей 35 копеек_. При этом, на основании п.2 ч.13 ст.108 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ цена энергосервисного контракта определяется в виде фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, и составит: 28 248 753,68 (Двадцать восемь миллионов двести сорок восемь тысяч семьсот пятьдесят три) рубля 68 копеек_".
Таким образом, заявка ООО "ЛЭП-Сервис", в числе прочего, содержит: "Предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика- 14 374 318, 35 руб., цену энергосервисного контракта, которая определяется в виде фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки - 28 248 753,68 руб.".
При этом, как было установлено из размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок информации, ООО "ЛЭП-Сервис" было указано предложение участника- 14 374 318, 35 руб.
Между тем, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что данное предложение о сумме не является ценой контракта, а является лишь предложением о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
В тоже время, согласно ч.13 ст.108 Закона о контрактной системе, энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде:
1) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;
2) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;
3) процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, 13.05.2019 между заказчиком- администрацией городского поселения города Данков и единственным участником рассматриваемой закупки- ООО "ЛЭП-Сервис" заключен муниципальный контракт N0346300044719000002 на выполнение мероприятий, направленных на экономию электроэнергии, потребляемой внешними световыми приборами на территории г. Данкова Липецкой области (реестровый номер 3481100792819000004).
Согласно п.8.1. контракта, "цена контракта определяется в виде фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, и на момент заключения настоящего Контракта составляет 28 248 753,68 (Двадцать восемь миллионов двести сорок восемь тысяч семьсот пятьдесят три) рубля 68 копеек (НДС не облагается в соответствии с пунктом 2 статьи 346.11. НК РФ в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения)".
Таким образом установлено, что заказчиком с ООО "ЛЭП-Сервис" был заключен энергосервисный контракт по цене 28 248 753,68 (Двадцать восемь миллионов двести сорок восемь тысяч семьсот пятьдесят три) рубля 68 копеек, указанной в форме "Предложение о сумме" заявки общества как цена энергосервисного контракта, которая определяется в виде фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки.
Доказательств обратного в материалы проверки заявителем не представлено.
Руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях отдела городского хозяйства администрации Данковского муниципального района Липецкой области, администрации городского поселения города Данкова при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на экономию электроэнергии, потребляемой внешними световыми приборами на территории г.Данкова Липецкой области (реестровый номер 0346300044719000002), нарушений требований Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 10 сентября 2021 г. N 048/06/99-1210/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2021