Резолютивная часть решения оглашена 14 сентября 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 15 сентября 2021 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов Комиссии:.,
В присутствии:
представителя администрации МО Ташлинский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области -. по доверенности,
представители ООО "Джули", Уполномоченного органа на рассмотрении не присутствовали, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Джули" на действия администрации МО Ташлинский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт автомобильной дороги по адресу: Оренбургская область, Ташлинский район, с. Ташла, ул. Народная, пер. Народный. Корректировка (номер извещения N 0853500000321006590),
УСТАНОВИЛА:
08.09.2021 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Джули" (далее - Заявитель) на действия администрации МО Ташлинский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт автомобильной дороги по адресу: Оренбургская область, Ташлинский район, с. Ташла, ул. Народная, пер. Народный. Корректировка (номер извещения N 0853500000321006590) (далее - Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из содержания жалобы следует, что Заказчиком, ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Заказчик просил признать жалобу необоснованной, полагает, что установленные в конкурсной документации критерии оценки соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, а также требованиям Постановления Правительства РФ N 1085.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
18.08.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация на проведение открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт автомобильной дороги по адресу: Оренбургская область, Ташлинский район, с. Ташла, ул. Народная, пер. Народный. Корректировка (номер извещения N 0853500000321006590).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 190 244,00 рублей.
Конкурсная документация утверждена Заказчиком.
В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 54.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничения доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Из содержания жалобы Заявителя следует, что в соответствии с требованиями Правил по критерию N 2 Заказчиком должны оцениваться контракты участников - на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейных объектов капитального строительства. При этом, Заказчик дополнил данное положение условием о представлении копии исполненных контрактов - по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог.
Комиссией установлено, что конкурсная документация Заказчика закрепляет следующий порядок оценки по нестоимостному критерию:
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, порядок оценки заявок
Наименование критерия |
Величина значимости критерия |
Коэффициент значимости показателя критерия |
1. Цена контракта |
60 % |
0,6 |
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, в том числе: |
40% |
0,4 |
2.1. Общее количество исполненных контрактов (договоров) |
100% |
1 |
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил).
В соответствии с пунктом 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных указанными Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 Правил.
Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил (п. 28 Правил).
Приложением N 2 к конкурсной документации Заказчиком установлено следующее:
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Значимость критерия оценки (%): 40.
Коэффициент значимости критерия оценки - 0,4.
Применяемые показатели данного критерия:
2.1. Общее количество исполненных контрактов (договоров)
Коэффициент значимости показателя критерия - 1.
Максимальное количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя: 100 баллов
Порядок оценки показателя: Оценка по данному показателю производится в соответствии с п.23 Правил.
По показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" оценивается общее количество исполненных за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке договоров (контрактов), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, в следующем порядке:
а) Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по данному критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя).
б) Количество баллов, присуждаемых по рассматриваемому критерию оценки (показателю) (), определяется по формуле:
НЦБi (2.1) = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
в) Документами (сведениями), подтверждающими квалификацию участника открытого конкурса (по данному показателю), которые он может представить в составе заявки:
- Копии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке договоров (контрактов), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и копии актов о приемке выполненных работ. При этом представленные копии должны отчетливо давать возможность увидеть полный текст содержания, быть читаемыми без использования каких либо специальных средств. Наличие государственных (муниципальных) контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", допускается подтвердить списком реестровых номеров из реестра контрактов (договоров) единой информационной системы.
При оценке заявок и присвоении баллов по настоящему показателю не учитываются:
- контракты (договоры) в отношении объектов, не являющихся объектами по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог;
Из жалобы Заявителя следует, что установленное Заказчиком требование по критерию оценки заявок "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" о предоставлении копии исполненного контракта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что оспариваемые требования определены Заказчиком исходя из собственных потребностей и представлений о сопоставимых характеристиках деятельности хозяйствующих субъектов в целях выбора наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ, и не направлены на ограничение количества участников закупки, не предрешают исход торгов. Критерии и балльная система оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе являются едиными для всех участников конкурса и не свидетельствуют о создании преимущественных условий одному из хозяйствующих субъектов. Показатель критерия оценки о наличии опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог установлен Заказчиком, исходя из своих потребностей и понимания сопоставимости и актуальности опыта в выполнении конкретных работ.
Комиссия контрольного органа признает правомерными и обоснованными доводы Заказчика о том, что установленный критерий не противоречит требованиям Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, в том числе, ввиду следующего:
В соответствии с п. 27.3 Постановления N 1085, для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27 2 настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства_".
Ввиду того, что автомобильные дороги относятся к линейным объектам капитального строительства, Заказчиком в соответствии с требованиями п.10 Постановления N 1085 в документации о закупке предусмотрен показатель, раскрывающий содержание нестоимостного критерия оценки, учитывая особенности оценки закупаемых работ.
Кроме того, из анализа конкурсной документации, а также из позиции Заказчика, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что требования обжалуемой конкурсной документации не содержат таких оснований для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие соответствующей квалификации для оказания услуг по предмету закупки. Непредставление в составе заявки документов (сведений), подтверждающих необходимую квалификацию участников закупки не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика. В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытый конкурс в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально Заявителем не доказано.
Таким образом, доводов и доказательств, свидетельствующих об обоснованности изложенных в жалобе требованиях, Заявителем, вопреки требованиям ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Кроме того, Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, уточняющих вопросов задать не представилось возможным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Жалобу ООО "Джули" на действия администрации МО Ташлинский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт автомобильной дороги по адресу: Оренбургская область, Ташлинский район, с. Ташла, ул. Народная, пер. Народный. Корректировка (номер извещения N 0853500000321006590) признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 14 сентября 2021 г. N 056/06/54.7-990/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2021