Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. |
2. |
3. |
рассмотрев жалобу ООО "СК ПИК" на действия Заказчика и Единой комиссии МУП "Саргорсвет" при проведении электронного аукциона N0560300001221000003 "Поставка светильников",
УСТАНОВИЛА:
03.09.2021 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "СК ПИК" (далее - Заявитель) на действия Заказчика и Единой комиссии МУП "Саргорсвет" при проведении электронного аукциона N0560300001221000003 "Поставка светильников" (далее - Аукцион).
18.08.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Заказчиком Аукциона является МУП "Саргорсвет" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 452 247,83 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Единой комиссией Заказчика при рассмотрении заявок не учтены требования Аукционной документации установленные в соответствии с Постановлением Правительства от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Представители Заявителя, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу обоснованной, заявленные требования поддерживают в полном объеме.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе следующая информация: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1.13 документации об Аукционе установлены запреты на допуск и ограничения допуска в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минфина N126Н).
Согласно п. 13 Информационной карты документации об Аукционе Национальный режим применён в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N878).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 14 Информационной карты документации об Аукционе установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе, подаваемой участником закупки.
Подпунктом 6 пункта 14 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения, в том числе документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.
При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Также подпунктом 6 пункта 14 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что в соответствии с ПП РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
Также указано, что в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подтверждением страны происхождения товаров (Наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира OK (MK (ИСО 3166) 004-97) 025-200), указанных в прилагаемом к настоящему приказу Перечне, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Аналогичные требования указаны в п. 3.1 документации об Аукционе "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе".
Согласно извещению об осуществлении закупки и разделу 3 "Описание объекта закупки" документации об Аукционе объектом закупки являются: Светильник светодиодный 40 Вт, Светильник светодиодный 65 Вт, Светильник светодиодный 90 Вт (код ОКПД2 27.40.39.113).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (далее - Перечень), в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении которой устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с Перечнем, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением N 878, в перечень включена позиция с кодом ОКПД 27.40.39.113 "Светильники и устройства осветительные прочие, не включенные в другие группировки, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света" , следовательно, на товары с кодом ОКПД 27.40.39.113 распространяются ограничения, устанавливаемые Постановлением Правительства РФ N 878.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N878 установлено что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.
Подтверждением производства радиоэлектронной продукции является:
на территории Российской Федерации - наличие сведений о такой продукции в реестре;
на территории государства - члена Евразийского экономического союза - наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, формирование и ведение которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
Таким образом, для целей применения Постановления Правительства РФ N 878 участнику закупки необходимо продекларировать страну происхождения товара и указать номера реестровой записи продукции из соответствующего реестра.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в электронном аукционе от 27.08.2021 N0560300001221000003-1 на Аукцион было подано 24 (двадцать четыре) заявки. Все заявки были признаны соответствующими и допущены к участию в Аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 30.08.2021 N0560300001221000003-2 с ценовыми предложениями на Аукцион вышло 17 участников.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 31.08.2021 N0560300001221000003-3 Единой комиссией с учетом части 3 статьи 69 Закона о контрактной системе рассмотрено 5 (пять) заявок.
Согласно части 19 статьи 68 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 статьи 68 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками.
Частью 3 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленных в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем.
Вместе с тем, в случае, если в аукционе принимали участие более 10 участников аукциона, то в соответствии с указанными нормами Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет только десять заявок и аукционная комиссия рассматривает заявки участников до принятия решения о соответствии только пяти таких заявок требованиям документации об аукционе. Следовательно, такой порядок направления (рассмотрения) заявок делает невозможным применение ограничений на допуск иностранной продукции, предусмотренных статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно Письму ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84079/20 "По вопросам направления (рассмотрения) заявок на участие в аукционах в случае установления заказчиками ограничений доступа иностранной продукции" ФАС России обращает внимание, что в случае, если при проведении закупок заказчиком установлены ограничения на допуск иностранной продукции, предусмотренных статьей 14 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки должен направить заказчику заявки всех участников закупки, которые принимали участие в аукционе, и аукционная комиссия должна рассмотреть заявки всех участников закупки, которые принимали участие в аукционе.
Заказчиком было рассмотрено 5 (пять) заявок из 17 (семнадцати), а именно:
Заявка N12 АНО "Центр социальных проектов Освещая жизнь", предложившее товар Российского происхождения, что подтверждается декларацией страны происхождения товара, в которой отсутствует номер реестровой записи продукции, включённой в реестр радиоэлектронной продукции;
Заявка N17 ИП Щетинина Ольга Валерьевна, предложившая товар Российского происхождения, что подтверждается декларацией страны происхождения товара, в которой отсутствует номер реестровой записи продукции, включённой в реестр радиоэлектронной продукции;
Заявка N 21 ООО "Делед" предложившее товар Российского происхождения, что подтверждается декларацией страны происхождения товара, в которой отсутствует номер реестровой записи продукции, включённой в реестр радиоэлектронной продукции;
Заявка N9 ООО "Ньюлайт" предложившее товар Российского происхождения, что подтверждается декларацией страны происхождения товара, в которой отсутствует номер реестровой записи продукции, включённой в реестр радиоэлектронной продукции;
Заявка N5 ООО "Первый завод света" предложившее товар Российского происхождения, что подтверждается декларацией страны происхождения товара, в которой отсутствует номер реестровой записи продукции, включённой в реестр радиоэлектронной продукции.
Таким образом, ни одна из рассмотренных Заказчиком заявок не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ N878, в связи с тем, что ни в одной из рассмотренных заявок не соблюдено требование об указании номера реестровой записи продукции, включенной в реестр радиоэлектронной продукции.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что на Аукцион были поданы заявки, соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ N878, а именно:
Заявка N23 ООО "СК Пик" предложившее товар Российского происхождения, что подтверждается декларацией страны происхождения товара, с номером реестровой записи продукции, включённой в реестр радиоэлектронной продукции - РЭ-2211/20.
Заявка N3 ООО "СВТ" предложившее товар Российского происхождения, что подтверждается декларацией страны происхождения товара, с номером реестровой записи продукции, включённой в реестр радиоэлектронной продукции N РЭ-575/21, РЭ-576/21.
Заявка N10 ООО "ТД Гросслайт" предложившее товар Российского происхождения, что подтверждается декларацией страны происхождения товара, с номером реестровой записи продукции, включённой в реестр радиоэлектронной продукции РЭ-2387/20.
Заявка N19 ИП Филиппов Михаил Николаевич предложивший товар Российского происхождения, что подтверждается декларацией страны происхождения товара, с номером реестровой записи продукции, включённой в реестр радиоэлектронной продукции РЭ-2458-21.
Заявка N22 ООО "УралЭнерго Ижевск" предложивший товар Российского происхождения, что подтверждается декларацией страны происхождения товара, с номером реестровой записи продукции, включённой в реестр радиоэлектронной продукции - РЭ-2387/20.
Таким образом, Единой комиссией Заказчика при рассмотрении заявок не учтены требования установленные в соответствии с Постановлением Правительства N 878 от 10.07.2019, что является нарушением п.3 ч.6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Данная позиция также подтверждается решением Верховного суда Российской Федерации по делу NАКПИ21-40 от 29.03.2021, согласно которому, порядок рассмотрения вторых частей заявок, а также порядок их отклонения в случаях установленных ограничений допуска товаров иностранного происхождения в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены Законом о контрактной системе, при этом указанный механизм сам по себе предполагает рассмотрение заявок всех участников закупки, которые принимали участие в аукционе.
Таким образом, довод жалобы признается обоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "СК Пик" на действия Заказчика и Единой комиссии МУП "Саргорсвет" при проведении электронного аукциона N0560300001221000003 "Поставка светильников" обоснованной.
2.Признать в действиях МУП "Саргорсвет" нарушения п.3 ч.6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4.Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 9 сентября 2021 г. N 064/06/69-1102/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2021