Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Московского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ООО "Восход Групп" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей:
Государственных учреждений из числа объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга, участвующих в совместной закупке (далее - Заказчик, Заказчики), уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 28187-ЭП/21 от 06.09.2021) на действия аукционной комиссии при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности в государственных учреждениях из числа объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга, подведомственных администрации Московского района Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0172200000421000119) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 24.08.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0172200000421000119. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 821 504, 76 рубля.
В жалобе ООО "Восход Групп" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Уполномоченного органа, Заказчиков, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе, представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.09.2021 N0172200000421000119-1, Заявителю было отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"Отказано к участию в электронном аукционе в связи с несоответствием информации, предусмотренной п. 18.5. документации о проведении электронного аукциона, а также Приложением N3 к Техническому заданию к аукционной документации (п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г.):
1. В Приложении N 3 к Техническому заданию по товару N89 "Оповещатель речевой тип 23" предусмотрено требование:
"Функционирование при температуре окружающей среды: менее -30 _ ниже +55 °С"
В заявке участника по указанному требованию предоставлено следующее значение:
"Функционирование при температуре окружающей среды: менее -30 _ ниже +55 °С"
Согласно пунктам 11, 18 и 14 Инструкции по заполнению первых частей заявок (далее -Инструкция):
п. 11 При установлении Заказчиком требований о предоставлении диапазона возможных значений показателей используются следующие знаки (обозначения): "_" (многоточие), "-" (тире). Указанные знаки (обозначения) устанавливаются между верхней и нижней границей диапазона.
п. 18 При установлении требований к значению показателя с помощью символа "_" (многоточие), разделяющего два числовых значения, без использования комбинаций слов (словосочетаний, символов), указанных в п.14 Инструкции, Участнику следует предоставить значение показателя в виде диапазонного значения. При этом значение верхней границы должны быть более значения, установленного Заказчиком, а значение нижней границы должно быть менее значения, установленного Заказчиком.
п.14 Помимо знаков (обозначений), указанных в п.11 Инструкции, Заказчик осуществляет описание требований о предоставлении диапазона значений с использованием двух из следующих слов (словосочетаний, символов), которые могут образовывать различные комбинации: "не ", "
", "не ниже", ">", "менее", "не >", "не больше", "выше", "от". Указанные слова используются Заказчиком при описании требований к диапазону значений как совместно со знаками (обозначениями), указанными в п.11 Инструкции, так и отдельно.
Таким образом, в указанном случае Участник закупки должен был представить значение показателя в виде диапазонного значения в соответствии с п.11 Инструкции без использования слов "менее", "ниже".
Представленное значение не соответствует требованиям Инструкции и противоречит потребности Заказчика.
2) В Приложении N 3 к Техническому заданию по товару N66 "Оповещатель речевой тип 16" установлено требование:
"Габаритные размеры (Ширина х Длина х Глубина) < 150 х до 38 х 65 мм"
В заявке Участника по товару N66 представлено:
"Габаритные размеры (Ширина х Длина х Глубина) 140 х 35 х 65 мм"
Согласно пунктам 25, 27 и 29 Инструкции по заполнению первых частей заявок (далее -Инструкция):
п.25 Если Заказчиком установлены требования к габаритным (геометрическим) размерам товара вида ("ширина х длина" или "ширина х длина х высота" и т.п.) с использованием слов, символов, словосочетаний, устанавливающих требования к минимальным и (или) максимальным значениям показателей установленных перед числовыми значениями (например, "более 100х100х50"), то такие требования установлены ко всем указанным размерам (длина, ширина, высота, толщина и т.д.).
п.27 При обозначении габаритных размеров используются следующие обозначения: "В"- высота, "Д"- длина, "Ш"- ширина, "Г" - глубина, которые являются соответственно эквивалентами словам "высота", "длина", "ширина", "глубина" и т.д.
п.29 При описании габаритных характеристик товара в соответствии с п.25-28 Инструкции вида "Ширина*Длина*Глубина" (в т.ч в виде аббревиатур согласно п.27 Инструкции) с использованием слов, словосочетаний, символов, предусмотренных п.2 - 6, п.8 Инструкции, то указанные слова, словосочетания, символы, применяются ко всем параметрам (размерам), кроме первого по порядку из указанных габаритных размеров, в связи с чем ширина товара должна быть указана Участниками без изменений (правило имеет приоритет).
Таким образом, в указанном случае габаритная характеристика "Ширина" является неизменяемой, в связи с чем должна быть указана в заявке без изменений.
Представленное в заявке значение показателя не соответствует требованиям Инструкции и противоречит потребности Заказчика".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Комиссия УФАС констатирует, что Приложение N 3 к Техническому заданию документации об аукционе содержит требования к закупаемым товарам. В частности, документация содержит описание товарной позиции "Оповещатель речевой тип 23". Так, Уполномоченным органом установлено, в том числе, следующее требование: Функционирование при температуре окружающей среды: менее -30 _ ниже +55 °С.
Согласно установленной Уполномоченным органом инструкции по заполнению первой части заявки, Уполномоченным органом установлены, в том числе, следующие правила:
- При установлении Заказчиком требований о предоставлении диапазона возможных значений показателей используются следующие знаки (обозначения): "_" (многоточие), "-" (тире). Указанные знаки (обозначения) устанавливаются между верхней и нижней границей диапазона.
- При установлении требований к значению показателя с помощью символа "_" (многоточие), разделяющего два числовых значения, без использования комбинаций слов (словосочетаний, символов), указанных в п.14 Инструкции, Участнику следует предоставить значение показателя в виде диапазонного значения. При этом значение верхней границы должны быть более значения, установленного Заказчиком, а значение нижней границы должно быть менее значения, установленного Заказчиком.
- Помимо знаков (обозначений), указанных в п.11 Инструкции, Заказчик осуществляет описание требований о предоставлении диапазона значений с использованием двух из следующих слов (словосочетаний, символов), которые могут образовывать различные комбинации: "не ", "
", "не ниже", ">", "менее", "не >", "не больше", "выше", "от".
Указанные слова используются Заказчиком при описании требований к диапазону значений как совместно со знаками (обозначениями), указанными в п.11 Инструкции, так и отдельно.
- В случае, если требование Заказчика предъявлено к двум числовым значениям параметрам с использованием слов, словосочетаний, символов, не предусмотренных п. 11, п.14. Инструкции, то такое требование предъявлено к показателю, предусмотренному пунктами 1 - 7 настоящей Инструкции и в указанном случае Участник закупки должен представить одно конкретное значение с учетом правила чтения слов, символов, знаков, предусмотренных п. 1 - 7 Инструкции. При этом два числовых значения, к которым предъявлены требования с использованием слов, словосочетаний, символов, не предусмотренных п. 11, п.14. Инструкции, могут также быть разделены союзом "и".
- Во всех остальных случаях, которые не описаны в инструкции, показатель относится к показателю, который неможет изменяться и участнику в заявке необходимо предоставить в неизменном виде значение показателя (имеет приоритет).
В рассматриваемом случае Уполномоченным органом при описании закупаемой товарной позиции использован символ "_" многоточие, а также и комбинация слов "менее", "ниже", при этом, установленная Уполномоченным органом инструкция по заполнению первой части заявки не определяет специального правила представления сведений о товаре, требования к которым установлены при совокупном использовании указанных слов и символов, следовательно, в данном случае рассматриваемый показатель является неизменным.
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что участником закупки предлагается к поставке товар, в том числе, со следующими характеристиками: Функционирование при температуре окружающей среды: менее -30 _ ниже +55 °С.
Таким образом, участник закупки при описании предлагаемого им товара указал значение показателя, соответствующее требованиям документации.
К аналогичному выводу Комиссия УФАС приходит и в отношении сведений, указанных Заявителем в отношении товарной позиции "Оповещатель речевой тип 16". В частности, при ее описании Уполномоченным органом было установлено следующее требование: Габаритные размеры (Ширина х Длина х Глубина) < 150 х до 38 х 65 мм".
Согласно установленной Уполномоченным органом инструкции, при установлении требований к геометрическим (габаритным) размерам товара вида ("ширина х длина" или "ширина х длина х высота" и т.п.) с использованием слов, символов, словосочетаний, устанавливающих требования к минимальным и (или) максимальным значениям показателей по каждому из геометрических размеров (например, "не менее 100 и не более 200 х более 100 и менее 200 х ?50 и ?100), участникам требуется предоставить конкретные значения показателей для каждого из геометрических размеров с учетом установленных требований.
Слова "менее", "меньше", "ниже", "до" означают, что Участник должен предложить значение показателя, строго менее установленного Заказчиком, без указания вышеуказанных слов, символов, словосочетаний.
Требования к минимальным и (или) максимальным значениям показателей следует читать с учетом следующего. Требования к значению показателя товара, установленного со знаком "<" означает "менее" указанного значения.
При этом, как верно указал Заявитель в своей жалобе, указанное в протоколе рассмотрения первых частей заявок правило инструкции п. 29, неприменимо, так как данный пункт описывает конкретный вид и порядок аббревиатур габаритных размеров, разделенных друг от друга символом "*". В спорной характеристике использован иной символ - "х", разделяющий обозначение габаритных размеров.
Из содержания первой части заявки Заявителя следует, что при описании рассматриваемой товарной позиции участником закупки указано, в том числе, следующее: Габаритные размеры (Ширина х Длина х Глубина) 140 х 35 х 65 мм, что, в свою очередь, не противоречит требованиям, установленным Уполномоченным органом в документации.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Уполномоченного органа, Заказчиков не имела достаточных оснований для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок), поскольку в заявке Заявителя указаны характеристики товара, соответствующие требованиям Уполномоченного органа, приняв оспариваемое Заявителем решение, аукционная комиссия нарушила требование ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
2. Принимая во внимание ранее выданное Уполномоченному органу, Заказчикам, аукционной комиссии предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия УФАС не находит оснований для повторной выдачи предписания об устранении выявленного в рамках рассмотрения настоящей жалобы нарушения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Восход Групп" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа, Заказчиков нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Уполномоченного органа, Заказчиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 сентября 2021 г. N 44-4197/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2021