Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Московского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ООО "СтройИнжиниринг" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей Государственных учреждений из числа объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга, участвующие в совместной закупке (далее - Заказчик, Заказчики); надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 28309-ЭП/21 от 07.09.2021) на действия аукционной комиссии при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности в государственных учреждениях из числа объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга, подведомственных администрации Московского района Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0172200000421000119) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 24.08.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0172200000421000119. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 821 504, 76 рубля.
В жалобе ООО "СтройИнжиниринг" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Уполномоченного органа, Заказчиков, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе, представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.09.2021 N0172200000421000119-1, Заявителю было отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"Отказано к участию в электронном аукционе в связи с несоответствием информации, предусмотренной п. 18.5. документации о проведении электронного аукциона, а также Приложением N3 к Техническому заданию к аукционной документации (п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г.):
1. В Приложении N 3 к Техническому заданию по товару 52 "Извещатель пожарный тип 14" установлено требование:
"Срок службы (минимально) 9 лет";
В заявке участника по указанному требованию предоставлено следующее значение:
"Срок службы (минимально) 9 лет";
Согласно пункту 33 Инструкции по заполнению первых частей заявок (далее - Инструкция) в случае, если наименование показателя содержит указание на минимальность показателя (прилагательное "минимальный" в любом роде, числе и падеже), и требование к значению показателя установлено в виде числового значения без использования каких-либо слов, символов и словосочетаний, то Участнику следует предоставить значение такого показателя более указанного (приоритет).
Таким образом, участник закупки при предоставлении значения показателя был обязан предоставить значение более значения, указанного в требованиях Заказчика.
Участник в нарушение указанного пункта Инструкции предоставил значение в неизменном виде.
2. В Приложении N 3 к Техническому заданию по товару 12 "Извещатель тип 3" установлено требование:
"Масса извещателя не должна быть более 21 грамм"
В заявке участника по указанному требованию предоставлено следующее значение:
"Масса извещателя не более 21 грамм"
Согласно пунктам 4 и 5 Инструкции по заполнению первых частей заявок (далее - Инструкция) требования к максимальным значениям показателей установлены с использованием слов, символов, словосочетаний: "менее", "не больше", "меньше", "не выше", "", "ниже", "<", "не более", "не >", "до", "не
". Слова (словосочетания, символы) "не больше", "не выше", "не более", "не >" означают, что Участник вправе предложить значение показателя, менее установленного Заказчиком либо равное установленному Заказчиком, без указания вышеуказанных слов, символов, словосочетаний.
В пункте 7 Инструкции предусмотрено правило о том, что предложение Участника закупки не должно сопровождаться словами (словосочетания, символы): "не менее", "более", ">", "свыше", "больше", "не меньше", "не ", "выше", "не ниже", "от", "не <", "
","менее", "не больше", "меньше", "не выше", "
", "ниже", "<", "не более", "не >", "до", "не
", за исключением случая, если указанные слова (словосочетания, символы) должны указываться Участниками без изменений в силу неизменяемости показателя согласно иным положениям настоящей Инструкции, имеющим приоритет.
Также в Инструкции указано, что представленные Участниками сведения не должны носить предположительный характер. При предоставлении участником закупки сведений о значениях показателей такие сведения не должны сопровождаться словами "должен быть", "должна быть", "должны быть", "должно быть", должна", "должен", "должны", "должно", "может быть", "могут быть", а также их однокоренными словами в любом роде, числе и падеже (данное правило имеет приоритет). Части речи, в том числе частицы, союзы трактуются согласно правилам и нормам русского языка.
Таким образом, участник при предоставлении сведений о показателе указал показатель со словом "не более", которое запрещено использовать при предоставлении сведений о значениях показателей на основании пункта 7 Инструкции.
Значение, предоставленное участником, нарушает пункт 7 Инструкции и не позволяет определить конкретное значение характеристики".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Комиссия УФАС констатирует, что Приложение N3 к Техническому заданию документации об аукционе содержит требования к закупаемым товарам. В частности, документация содержит описание товарной позиции "Извещатель пожарный тип 14". Так, Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: "Срок службы (минимально) 9 лет".
Согласно установленной Уполномоченным органом инструкции по заполнению первой части заявки, Уполномоченным органом установлено, в том числе, следующее правило: в случае, если наименование показателя содержит указание на минимальность показателя (прилагательное "минимальный" в любом роде, числе и падеже), и требование к значению показателя установлено в виде числового значения без использования каких-либо слов, символов и словосочетаний, то Участнику следует предоставить значение такого показателя более указанного (приоритет).
При этом, в данном случае, как верно указано Заявителем в жалобе, слово "минимально" не является измененным родом, числом и падежом слова "минимальный", а является наречием, следовательно, и не может относиться к применённому аукционной комиссией условию.
Вместе с этим, инструкция также содержит условие, в силу которого, во всех остальных случаях, которые не описаны в инструкции, показатель относится к показателю, который неможет изменяться и участнику в заявке необходимо предоставить в неизменном виде значение показателя (имеет приоритет).
Принимая во внимание, что установленная Уполномоченным органом инструкция не содержит специального порядка представления сведений о показателе товара, требование к которому установлены с использованием наречия "минимально" такой показатель является неизменным.
Из содержания первой части заявки Заявителя следует, что в отношении рассматриваемого товара им указано следующее: "Срок службы (минимально) 9 лет".
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что указанные в первой части заявки характеристики предлагаемого к поставке товара в указанной части соответствуют требованиям документации об аукционе.
К аналогичному выводу Комиссия УФАС приходит и в отношении товарной позиции "Извещатель тип 3", для которой Уполномоченным органом установлено, в том числе, следующее требование: Масса извещателя не должна быть более 21 грамм.
При этом, установленная Уполномоченным органом инструкция по заполнению первой части заявки также не содержит специального правила представления сведений о характеристике товара, требования к которой установлены с использованием слов "не должна быть более", следовательно, участник закупки также обязан был указать значение показателя в неизменном виде.
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что участником закупки предлагается к поставке товар, в том числе, со следующими характеристиками: Масса извещателя не более 21 грамм.
Таким образом, участник закупки при описании предлагаемого им товара указал значение показателя, соответствующее требованиям документации.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Уполномоченного органа, Заказчиков не имела достаточных оснований для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок), поскольку в заявке Заявителя указаны характеристики товара, соответствующие требованиям Уполномоченного органа, приняв оспариваемое Заявителем решение, аукционная комиссия нарушила требование ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
2. Принимая во внимание ранее выданное Уполномоченному органу, Заказчикам, аукционной комиссии предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия УФАС не находит оснований для повторной выдачи предписания об устранении выявленного в рамках рассмотрения настоящей жалобы нарушения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 33, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройИнжиниринг" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа, Заказчиков нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Уполномоченного органа, Заказчиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 сентября 2021 г. N 44-4200/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2021