Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Киктенко Т.О., Титов Е.А.
от ИП Леонтьевой И.И. - Скрябина М.Н.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ по СК поступили сведения о внесении поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ИП Леонтьевой И.И. по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0321100032621000010 "Поставка столов письменных деревянных для офисов, административных помещений, тумб офисных деревянных".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ИП Леонтьевой И.И. в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия, проанализировав представленные материалы, проведя проверку факта уклонения победителя аукциона от заключения контракта и действий заказчика установила:
В своем обращении Заказчик указал следующее:
06 апреля 2021 г. между Заказчиком и Поставщиком заключен государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд N 0321100032621000010/67 (далее-Контракт).
Согласно п. 3.1 Контракта и Спецификации на поставку столов письменных деревянных для офисов, административных помещений, тумб офисных деревянных Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику, а также производит разгрузку-погрузку, сборку, размещение в местах хранения Заказчика в срок до 01.06.2021.
Фактически поставка Товара в указанный срок не осуществлена, сборка Товара Поставщиком не проводилась что подтверждается актом непоставки товара по государственному контракту от 06.04.2021 N 0321100032621000010/67 от 01.06.2021.
31 мая 2021 г. Поставщик по каналам электронной почты направил Заказчику уведомление о том, что поставка Товара будет осуществлена с нарушением сроков не ранее, чем через 10 дней.
01.06.2021 г. Заказчиком было направлено требование Поставщику осуществить поставку Товара не позднее 30.06.2021.
21 июня 2021 г. Поставщиком была осуществлена частичная поставка Товара. В ходе фактической приемки Товара выявлены не соответствия требованиям Контракта, препятствующие ее приемке, а именно:
- в позиции "Стол письменный" царга и опоры изготовлены из ЛДСП 16 мм, вместо указанных в Контракте 18 мм.
- в позиции "Тумба офисная деревянная" толщина вкладных боковых стоек 16 мм, вместо указанных в Контракте 18 мм.
По состоянию на 17:30 30.06.2021 Товар в места доставки Заказчика в объеме, предусмотренном Контрактом, не поставлен, что подтверждается актом непоставки товара по государственному контракту от 06.04.2021 г. N 0321100032621000010/67 от 30.06.2021.
Направленные Поставщиком письма (от 14.04.2021, 21.06.2021, 25.06.2021) с предложением замены Товара, предусмотренного Спецификацией к Контракту неоднократно отклонены Заказчиком, поскольку изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных ст. 95 Закона N 44-ФЗ, а Поставщик предлагал изменить существенные условия контракта.
Поставщик был уведомлен, что в случае неоднократного нарушения сроков исполнения обязательств по Контракту, Заказчик будет вынужден принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в соответствии со ст. 95 Закона N 44-ФЗ и п. 12.2 Контракта.
Таким образом, Поставщиком было допущено существенное нарушение условий Контракта в части неоднократного нарушения сроков поставки Товара, непоставки Товара Заказчику.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и пункту 12.2 Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
09 июля 2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что Товар не был поставлен.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о закупках - решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Во исполнение требований части 12 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено 09 июля 2021 г. заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Поставщика, по электронной почте, указанным в Контракте, а также посредством курьерской службы, и опубликовано 12 июля 2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Уведомление о вручении Заказчиком получено не было.
Согласно п. 13 ст. 95 Закона N44-ФЗ, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, исходя из положений ч. 12, 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, контракт считается расторгнутым 24.08.2021 г.
Вместе с тем, на рассмотрении дела комиссией было установлено, что ИП Леонтьевой И.И. предпринимались меры для надлежащего исполнения условий контракта. Данные меры выразились в следующем:
12 июля 2021 г. заказчик разместил в ЕИС решение о расторжении контракта.
До вступления решения о расторжении контракта в законную силу г., ИП Леонтьевой И.И. было направлено в адрес заказчика письма:
12.07.2021 г. N 24 в котором указано, что мебель будет поставляться.
15.07.2021 г. N 55 - было указанно о готовности поставить продукцию с улучшенными характеристиками, а именно предприниматель предлагала заключить дополнительное соглашение на поставку товара с измененными, улучшенными характеристиками.
Согласно условий пункта 13.4 заключенного контракта изменение условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В свою очередь, в ч. 7 ст. 95 Закона N44-ФЗ, в том числе предусмотрен случай изменение условий контракта, когда при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Необходимо отметить, что положения части 7 статьи 95 Закона N44-ФЗ не наделяют заказчика обязанностью изменять условия контракта, в связи с чем основание для изменения условий контракта на характеристики с улученными условиями является правом заказчика.
В данном случае, при рассмотрении дела, установлено, что заказчик не согласился изменять условия контракта путем замены характеристик товара на характеристики с улучшенными условиями, воспользовавшись своим законным правом, что не противоречит требованиям Закона N44-ФЗ.
Тем не менее, в совокупности установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, установлено, что действия поставщика в части надлежащего исполнения контракта путем переписки с заказчикам и предложения поставить товар с улучшенными характеристиками расценивается Комиссией как действия направленные на принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Более того, согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений ст. 104 ФЗ Закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (ч. 9 ст. 104 Закон N44-ФЗ).
В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения предпринимателя при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и предпринимателя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России, проведя оценку действий ИП Леонтьевой И.И., приходит к выводу о совершении Исполнителем необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту, сведения в отношении ИП Леонтьевой И.И. включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат, в том числе на основании пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ИП Леонтьевой И.И. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 70 Закона N 44-ФЗ и частью 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ИП Леонтьевой И.И. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
И. Г. Лыков
Члены комиссии Е. В. Вишневская
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 сентября 2021 г. N РНП-26-1565
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2021