Резолютивная часть оглашена
13.09.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБУЗ СО "Самарская городская клиническая больница N2 имени Н.А. Семашко" о включении сведений об ООО "ВолгаМед" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на поставку медицинских инструментов для нужд ГБУЗ СО "СГКБ N2 имени Н.А. Семашко" в 2021 г. (извещение N 0142200001321003160, начальная (максимальная) цена контракта 643 900,00 руб.) в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта,
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение ГБУЗ СО "Самарская городская клиническая больница N2 имени Н.А. Семашко" (далее - ГБУЗ СО "СГКБ N2 имени Н.А. Семашко", Заказчик) о включении сведений об ООО "ВолгаМед" (далее - Общество, Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Подрядчик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в полном объеме, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений о Поставщике в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
26.02.2021 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0142200001321003160 о проведении электронного аукциона по объекту закупки: Поставка медицинских инструментов для нужд ГБУЗ СО "СГКБ N2 имени Н.А. Семашко".
Согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона от 29.03.2021 г. заключен контракт N157-2021 на поставку медицинских инструментов.
В соответствии с условиями Контракта Поставщик должен был осуществить поставку товара в полном объеме не позднее 12.04.2021 г.
Поставщиком фактически поставлены следующие товары:
08.04.2021 г. Поставщиком отгружена часть товара по товарной накладной N5, а именно: позиция N1 Спецификации в количестве 1 шт. и Позиция N2 Спецификации в количестве 1 шт.
03.06.2021 г. Поставщиком отгружена часть товара по товарной накладной N17, а именно: позиция N5 Спецификации в количестве 1 шт., полиция N7 Спецификации в количестве 1 шт. и позиция N8 Спецификации 1 шт.
10.06.2021 г. Поставщиком отгружена часть товара по товарной накладной N19, а именно: позиция N3 Спецификации в количестве 1 шт. и позиция N9 Спецификации в количестве 1 шт.
Таким образом, Поставщик неоднократно нарушил сроки поставки.
По состоянию на дату подписания настоящего решения часть товара Поставщиком фактически не поставлена, а именно: позиция N4 Спецификации в количестве 1 шт. и позиция N6 Спецификации в количестве 1 шт.
Согласно п. 6.2.1 Контракта Поставщик обязан осуществить поставку Товара в соответствии с принятыми на себя обязательствами.
Пунктом 10.6 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ.
В соответствии с частью 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
В статье 450 ГК РФ указано, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В связи с вышеизложенным на основании статей 450, 523 ГК РФ, статьи 95 Закона о контрактной системе, п. 10.6 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
18.08.2021 г. Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Поставщик надлежащим образом уведомлен о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, а именно Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 18.08.2021 г., в этот же день направлено по электронной почте Поставщика указанной в контракте и направлено заказным письмом с уведомлением.
Из отчета об отслеживании почтовых уведомлений следует, что Поставщиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено 24.08.2021 г.
Часть 13 статьи 95 закона о контрактной системе предусматривает, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 06.09.2021 года.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям Общества, 29.03.2021 г. был заключен Контракт N157-2021, номер реестровой записи 2631902889021000065. Так как, товар изготавливается на заказ, Поставщиком было принято решение: на стадии подписания Контракта заказать и оплатить товар для обеспечения Контракта в полном объеме 25.03.2021 г. Поставщик произвел оплату производителю. 05.04.2021 г. Заказчик направил на электронный адрес Поставщика заявку на поставку товара по Контракту N157-2021 от 29.03.2021 г. в полном объеме. 08.04.2021 г. Поставщик отгрузил ТНN5 от 08.04.2021 г. часть товара, имеющуюся на складе. 28.04.2021 г. Заказчик направил претензию в адрес Поставщика с требованием поставки товара по Контракту в полном объеме. 29.04.2021 г. Поставщик направил письмо в адрес Заказчика с целью информирования о том, что товар для обеспечения Контракта закуплен на стадии его подписания. Часть товара находится на стадии доставки в Российскую Федерацию. Данная задержка вызвана введением дополнительных мер безопасности, связанных с предотвращением распространением COVID-19, усилением пограничного контроля, что в свою очередь приводит к увеличению сроков прохождения таможенного контроля. Введением контроля с целью обеспечения специальных мер безопасности в связи с COVID-19 и увеличивает срок доставки товара на территорию Российской Федерации. Так как, заказанный и оплаченный товар задерживался на таможне до неопределенного времени, Поставщиком было принято решение заказать товар, отвечающий характеристикам Контракта, в России. Все дилеры, имеющие возможность ввоза и продажи аналогичного товара, не держат такой специфический товар на складе, дилеры привозят товар исключительно по заявке. Сроки доставки, составляют от 90 до 120 дней. Поставщиком были предприняты все возможные способы для поиска данного товара на территорию России.
31.05.2021 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлен счет на информационное письмо от 29.04.2021 г.
Ответ был получен Поставщиком через 30 дней.
03.06.2021 г. Поставщик отгружает часть товара ТНN17 от 03.06.2021 г. Товарная накладная в день отгрузки товара Заказчиком подписана не была.
10.06.2021 г. Поставщик отгружает часть товара по ТНN19 от 10.06.2021 г. Товарная накладная при приемке товара Заказчиком не была подписана.
11.06.2021 г. Заказчик направил в адрес поставщика претензию и экспертное заключение о том, что отгруженный товар, отгруженный ТНN17 от 03.06.2021 г. не соответствует заявленным характеристикам.
Согласно условиям Контракта, экспертиза должна проводиться в присутствии Поставщика.
17.06.2021 г. Поставщиком и Заказчиком была организована совместная приемка товара. В результате совместной приемки товара:
- относительно товара по товарной накладной N19 от 10.06.2021 г. стороны произвели все необходимые замеры, подтвердив соответствие параметров товара условиям Контракта. Товар принят на склад Заказчика, отгрузочные документы не оформлены.
- относительно товара по товарной накладной N17 от 03.06.2021 г. стороны произвели замеры, но не пришли к единому мнению относительно параметров отгруженного товара.
Решение вопроса по приемке товара Заказчиком было принято отложить до 18.06.2021 г.
17.06.2021 г. Поставщик направил письмо Заказчику с просьбой принять решение в отношении отгрузок по ТНN17 от 03.06.2021 г. т ТНN19 от 10.06.2021 г. и осуществить приемку товара надлежащим образом.
24.06.2021 г. Поставщиком в адрес Заказчика было направлено письмо с просьбой принять решение о приемке товара надлежащим образом по ТНN19 от 10.06.2021 г. с оформлением соответствующих документов. К данному товару у Заказчика претензий нет.
24.06.2021 г. Поставщиком в адрес Заказчика было направлено письмо с просьбой передать товар, отгруженный по т/н N17 от 03.06.2021 г. для проведения независимой экспертизы средствами и силами Поставщика.
24.06.2021 г. Поставщик принял товар по акту приема-передачи, отгруженный по т/н N17 от 03.06.2021 г. для проведения независимой экспертизы.
Поставщик не получил от Заказчика на письма отправленные 17.06.2021 г. и 24.06.2021 г. с просьбой о приемке товара и надлежащем оформлении документов на дату 15.07.2021 г.
16.07.2021 г. Поставщик направил письмо с просьбой об ответе на письмо, отправленное 24.06.2021 г. с просьбой о приемке товара и надлежащем оформлении.
16.07.2021 г. Поставщик передал Заказчику заключение эксперта от 15.07.2021 г.
28.07.2021 г. Заказчиком составлено экспертное заключение N2, в котором говорится о том, что Экспертное заключение N1 от 08.06.2021 г. признается не действительным.
29.07.2021 г. Поставщик отгрузил товар по ТНN17 от 03.06.2021 г., а Заказчик принял отгруженный товар.
03.08.2021 г. Поставщик отгрузил товар по ТНN19 от 10.06.2021 г., а Заказчик принял отгруженный товар.
В связи с тем, что на 11.08.2021 г., поставить остатки товара по Контракту, отвечающий условиям Контракта, не предоставляется возможным:
- сроки поставки товара импортного производства, ввиду дополнительных мер безопасности, связанных с предотвращением распространения COVID-19 и усилением пограничного контроля, производители не гарантируют;
- в наличии у дистрибьюторов и продавцов в России товара, соответствующему характеристикам Контракта, нет. Так же ни один из дистрибьюторов не может гарантировать сроки поставки товара;
Поставщик предпринял все возможные действия для того, чтобы выполнить условия Контракта и поставить товар в срок;
- на 11.08.2021 г. отгружено товара по Контракту на сумму 120 601,24 руб., при общей сумме Контракта- 157 755,50 руб., что составляет - 76,45%.
11.08.2021 г. Поставщик направил в адрес Заказчика письмо с объяснением сложившейся ситуации и предложением расторгнуть Контракт по соглашению сторон на основании ч. 1 ст. 451 ГК РФ "Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств" о которых Поставщик не знал в момент заключения Контракта.
Ответа на данное письмо Поставщиком от Заказчика не получено.
24.08.2021 г. Поставщиком получено от Заказчика решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
03.09.2021 г. Поставщик повторно направил письмо в адрес Заказчика, с целью урегулирования сложившейся ситуации и во избежание негативных последствий с просьбой о расторжении Контракта по соглашению сторон на основании ч. 1 ст. 451 ГК РФ.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В свою очередь на заседании Комиссии Заказчик на включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков не настаивал.
Кроме того, установлено, что в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении ООО "ВолгаМед" предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "ВолгаМед" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ВолгаМед" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15 сентября 2021 г. N РНП-63-306
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2021