Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
в присутствии (ВКС):
- представителя КОГКБУЗ "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии", по доверенности,
- представителя АО "Тонус", по доверенности;
рассмотрев жалобу АО "Тонус",
У С Т А Н О В И Л А:
06.09.2021 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба АО "Тонус" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Бинты эластичные, нелатексные, нестерильные, одноразового использования) (номер извещения 0340200003321009709). Уполномоченным учреждением является КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок".
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 10.09.2021 года. Уполномоченным учреждением направлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования ст. 8, 33 Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации: в технической части (Аукционное задание) Заказчик не использует характеристики бинтов эластичных медицинских, предусмотренных ГОСТ Р 58236-2020, как разрывная нагрузка и усадка после стирки, но при этом вводит дополнительные требования по составу изделий, не обосновывая их. Заказчик не приводит никаких доводов в пользу закупки бинтов эластичных медицинских, имеющих в своем составе не менее 90 процентов хлопка, и таким образом нарушает принцип конкуренции. Кроме того, Заявитель также указывает на то, что установление дополнительных необоснованных характеристик приводят к ограничению конкуренции, ограничивают доступ к участию в торгах, что является нарушением статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заявитель на заседании комиссии, подтвердил доводы, изложенные в жалобе.
Заказчик направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, указал, что Заказчиком в соответствии со своими потребностями был выставлен код КТРУ 21.20.24.133-00000010, что соответствует "Бинту эластичному, нелатексному, нестерильному, одноразового использования".
Техническое задание составлено в полном соответствии с ГОСТ Р 58236-2020. Установленные дополнительные характеристики Заказчик должен обосновывать в том случае, если они отличны от указанных в ГОСТе - описания материала, а также состав бинтов в ГОСТе отсутствует, что не требует дополнительного обоснования.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников размещения заказа. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований - учитывая, что в условиях постоянного потока пациентов, для лечения которых необходимо использовать данное медицинское изделие, в том числе пациентов с возможными аллергическими реакциями на компоненты изделия, в целях минимизации риска возникновения аллергических реакций важно конкретизировать из каких именно материалов изготовлено данное изделие, кроме того эластичные бинты с высоким содержанием хлопка более легкие по весу, позволяют телу "дышать", бинты телесного цвета максимально приближены к цвету кожи человека.
Заказчик проводит закупку на право заключения контракта на поставку товара, а не на его производство. Следовательно принять участие в закупке может неопределенное число лиц, в том числе специализирующихся на поставках различной продукции. Также пояснил, что оспариваемое техническое задание не содержит каких-либо ссылок на производителя товара, товарные знаки, место происхождения товара, вместе с тем содержит характеристики в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе. Считает жалобу необоснованной.
Уполномоченное учреждение, направило пояснение, согласно которому указывает, что требования, являющиеся ключевыми для Заказчика, не могут удовлетворять всех возможных участников аукциона. Включение в документацию показателей, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
Заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
30.08.2021 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003321009709 о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Бинты эластичные, нелатексные, нестерильные, одноразового использования). Начальная (максимальная) цена контракта - 999 600,00 руб. Дата и время окончания подачи заявок - 07.09.2021 года.
Согласно Технической части (Аукционного задания) к поставке требуется товар со следующими характеристиками:
N п/ п |
Наименование товара, единица измерения, количество, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки <*> |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения), значения которых подлежат конкретизации участником закупки |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара, которые подлежат конкретизации участником закупки <**> |
Требования заказчика к указанию значения характеристики товара участником закупки <***> |
1 |
Бинт эластичный, нелатексный, нестерильный, одноразового использования, шт., 3 920 код КТРУ: 21.20.24.133 - 00000010 |
Бинт эластичный, нелатексный, нестерильный, одноразового использования |
|
|
|
Бинт предназначен для накладывания на участки тела с целью их компрессии в различных превентивных/терапевтических целях (например, для предотвращения отеков, обеспечения поддержки при незначительных травмах, лечения нарушений венозного возврата) |
|
|
|
||
Материал: вязаная хлопчатобумажная нестерильная эластичная лента телесного цвета |
|
|
|
||
Высокая растяжимость (не менее 150%) |
|
|
|
||
Наличие застежки-фиксатора |
|
|
|
||
|
Поверхностная плотность, г/см |
200-350 |
Диапазонное значение |
||
Состав: |
Хлопок ,% |
Не менее 90 |
Конкретное значение |
||
Спандекс, % |
Не менее 4 |
Конкретное значение |
|||
Не содержит латекс |
|
|
|
||
Размеры: |
Длина бинта, м |
не менее 5 |
Конкретное значение |
||
Ширина бинта, см |
не менее 12 |
Конкретное значение |
|||
Упакован в индивидуальную упаковку |
|
|
|
||
* Участник закупки не вправе изменять функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и (или) их значения или выходить за пределы их допустимых значений. ** Участник закупки обязан указать конкретные или диапазонные значения характеристик товара в соответствии с установленными правилами. *** "Конкретное значение" - участник закупки указывает одно конкретное значение или несколько конкретных значений из установленного диапазона без каких-либо слов, знаков, символов, исключающих конкретное(ые) значение(ия) "Диапазонное значение" - участник закупки указывает конкретный диапазон значений (минимальное и максимальное значения) в рамках допустимых пределов, установленных техническим заданием, без каких-либо слов, знаков, символов, исключающих конкретное значение из установленного диапазона "Диапазонное значение или конкретное значение" - участник закупки указывает конкретный диапазон значений (минимальное и максимальное значения) в рамках допустимых пределов, установленных техническим заданием, без каких-либо слов, знаков, символов, исключающих конкретное значение диапазона, или конкретное(ые) значение(ия) из установленного диапазона без каких-либо слов, знаков, символов, исключающих конкретное(ые) значение(ия) |
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статьей 33 Закона о контрактной системе определены требования к описанию объекта закупки.
В соответствии п. 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно п. 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Государственным стандартом ГОСТ Р 58236-2020 "Изделия медицинские эластичные компрессионные. Общие технические требования. Методы испытаний" установлены основные параметры и назначение медицинских изделий: растяжимость, поверхностная плотность, разрывная нагрузка и т.д.
При рассмотрении аукционной документации, Комиссией Кировского УФАС России установлено, что в Техническом задании Заказчиком установлены характеристики из ГОСТа: растяжимость (не менее 150%), поверхностная плотность (200-350 г/см, диапазонное значение), содержащие показатели, соответствующие ГОСТ. Показатели разрывной нагрузки и усадки Заказчиком не используются. Законом о контрактной системе не закреплено, что Заказчиком должны быть использованы все показатели ГОСТа, что не отрицалось Заявителем.
По позиции "Материал", "Состав" Заказчику требуется "вязаная хлопчатобумажная нестерильная эластичная лента телесного цвета", "Состав: хлопок не менее 90%, спандекс не менее 4%". В ходе рассмотрения жалобы по существу заявленных требований представитель Заказчика пояснили необходимость указания состава бинта, а также цвета поставляемого изделия. Таким образом, дополнительные характеристики указаны в соответствии со спецификой процедур, проводимых в лечебном учреждении Заказчика, и являются его потребностью.
Исходя из буквального толкований положений п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Кроме того, заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Более того, в силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе не следует, что у Заказчика отсутствует возможность включения в описание объекта закупки дополнительных требований (не указанных в соответствующих государственных стандартах), обусловленных потребностью заказчика в соответствии со спецификой и профилем его деятельности. Документального обоснования требуют лишь те характеристики, которые отличны от указанных в ГОСТах. Характеристик состава и цвета рассматриваемый стандарт не содержит.
В материалах дела представлены коммерческие предложения трех потенциальных поставщиков, подтверждающие возможность поставки товара с характеристиками, указанными в Техническом задании.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. При наличии у заказчика объективной потребности в получении определенного товара вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.
В рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие у заказчика соответствующей потребности.
Таким образом, заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
Также следует отметить, что в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено документов и информации, свидетельствующих о том, что при описании объекта закупки Заказчиком нарушены положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно не использованы показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, предусмотренных соответствующим ГОСТ. На основании вышеизложенного, отсутствуют основания полагать, что установленные Заказчиком требования к цвету и составу бинта противоречат положениям ГОСТ и требованиям Закона о контрактной системе.
Также заявителем не представлены документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов, а также невозможность заявителя поставить товар, предусмотренный Аукционным заданием.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу о том, что Техническое задание содержит функциональные и технические характеристики и не содержит требование или указание в отношении товарных знаков, фирменных наименований, наименование места происхождения товара или наименование производителя, что соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя не обоснован.
Довод Заявителя о нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу АО "Тонус" на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Бинты эластичные, нелатексные, нестерильные, одноразового использования) (номер извещения 0340200003321009709).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 10 сентября 2021 г. N 043/06/33-779/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2021