Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Вр.и.о. руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" (далее - Заявитель) на действия МКУ "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА БУЙНАКСКА" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0303300006521000025 "Капитальный ремонт центральной районной котельной в г. Буйнакск" (далее - Аукцион), в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
02.09.2021 в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается на несоответствие аукционной документации требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
26.08.2021 Заказчиком в Единой информационной системе, а также на сайте Оператора электронной площадки были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 380 690,00 рублей.
1. Заявитель указывает, что дата проведения аукциона установлена Заказчиком не в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 68 Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
При этом согласно части 12.2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства подготовка отдельных разделов проектной документации в виде сметной документации не противоречит действующему законодательству.
Как установлено Комиссией, в составе аукционной документации Заказчиком размещена проектная документация, в том числе: ведомость объемов работ, локальный сметный расчет, сводный сметный расчет стоимости строительства.
Учитывая то обстоятельство, что объектом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства, и документация об Аукционе содержит проектную документацию, аукцион должен быть проведен через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона датой и временем окончания подачи заявок является 03.09.2021 12:59.
Датой проведения Аукциона Заказчиком установлена 07.09.2020, что не соответствует ч. 3 ст. 68 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя обоснован.
Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно в извещении о проведении Аукциона установлено требование к участникам закупки, предусмотренное ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении Аукциона указано:
Преимущества и требования к участникам:
"3 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ_
Дополнительная информация к требованию отсутствует".
Учитывая то обстоятельство, что объектом закупки в рассматриваемом случае не является оказание аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг, Комиссия приходит к выводу о неправомерности установления в извещении о проведении Аукциона предусмотренного ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе требования к участникам закупки.
Таким образом, Заказчиком в нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено требование к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
3. Заявитель указывает, что требования к первым частям заявки не соответствуют Закону о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
При этом согласно части 12.2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства подготовка отдельных разделов проектной документации в виде сметной документации не противоречит действующему законодательству.
Как установлено Комиссией, в составе аукционной документации Заказчиком размещена проектная документация, в том числе: ведомость объемов работ, локальный сметный расчет, сводный сметный расчет стоимости строительства.
Учитывая то обстоятельство, что объектом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства, и документация об Аукционе содержит проектную документацию, Заказчиком должен был потребовать в заявки исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Заказчиком в пункте 41 раздела 9 документации об Аукционе установлены следующие требования к составу первой части заявки:
"1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (если позицией 27 Раздела 1 настоящей документации об электронном аукционе установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 44-ФЗ);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Разделе 2 документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в Разделе 2 документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в Разделе 2 документации об электронном аукционе.
3) первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт".
В Разделе 2 документации об Аукционе установлены показатели используемого при выполнении работ товара: водогрейный жаротрубно-дымогарный трехходовой, модернизированный котел.
Исходя из приведенных требований к первой части заявки и указанного в Разделе 2 документации об Аукционе товара, Заказчик требует указать конкретные показатели используемого при оказании услуг товара, что не соответствует ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой в первой части заявки в рассматриваемом случае указывается исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
4. Заявитель указывает, что Заказчик неправомерно требует указать (продекларировать) во второй части заявки наименование страны происхождения товара в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Комиссией установлено, что в требованиях ко второй части заявки Заказчиком указано:
"Если позиция 27 содержит требования, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 44-ФЗ:
В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" необходимо указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара".
Комиссией установлено, что позиция 27 раздела 1 документации об Аукционе не содержит требования, предусмотренного нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 44-ФЗ, в связи с чем довод Заявителя о наличии в аукционной документации требования о представлении в составе заявки наименования страны происхождения товара, Комиссия считает необоснованным.
5. Заявитель указывает, что извещение о проведении Аукциона и аукционная документация содержат противоречивые сведения об идентификационном коде закупки.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Инспекцией установлено, что в извещении о проведении Аукциона указан идентификационный код закупки 213054300072605430100100280014322000, в аукционной документации и проекте контракта - 213054300072605430100100280004322000.
Таким образом, в нарушение ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе аукционная документация и проект контракта не содержат достоверные сведения об идентификационном коде закупки.
Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
6. Заявитель указывает, что установленные Заказчиком сроки оплаты работ не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с п. 3.1 проекта контракта: Поставка товара и выполнение работ, осуществляется в срок - в течении 10 дней, со дня заключения Контракта
В соответствии с п. 3.4 проекта контракта: "Оплата поставленного товара производится по 31 декабря 2021 г. включительно, с момента подписания Заказчиком документа о приемке товара, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации".
Как усматривается из приведенных положений проекта контракта, Заказчиком установлен срок оплаты товара не в соответствии ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе
Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
7. Заявитель указывает, что Заказчиком не установлены в проекте контракта сроки приемки работ.
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств.
Комиссией установлено, что раздел 8 проекта контракта "ПОРЯДОК И СРОК ПРИЕМКИ ТОВАРА" установлено:
"8.1. Приёмка результата исполнения контракта осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим контрактом.
8.2. Заказчик осуществляет приемку результата исполнения контракта, в том числе в части соответствия количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, в течение 1 дня с момента фактической поставки товара, предоставления По-ставщиком документа, подтверждающего исполнение обязательств, и документов на оплату.
- приемочная комиссия Заказчика осуществляет действия, направленные на установление соответствия (несоответствия) поставленного товара и представленных Поставщиком документов, необходимых для осуществления приемки, условиям контракта;
- по результатам осуществления указанных действий составляется документ о приемке товара, подписываемый членами приемочной комиссии, и утверждается Заказчиком.
- в случае установления приемочной комиссией соответствия результата поставки товара и представленных Поставщиком документов требованиям контракта, Заказчиком подписывается документ о приемке товара, представленный Поставщиком для осуществ-ления приемки, с подписью и печатью (при ее наличии) Поставщика, или Поставщику направляется мотивированный отказ от приемки в письменной форме.
8.3. Оформление указанного в пункте 8.2 контракта документа о приемке поставленного товара (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) осуществляется после предоставления Поставщиком обеспечения гарантийных обязательств, которое предоставляется в порядке, установленном контрактом, не позднее 1 дня.
8.4. Оформление результата проведения приемочных мероприятий осуществляется в порядке и в сроки, указанные в пункте 8.2 настоящего раздела.
8.5. В случае выявления несоответствия условиям контракта Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов исполнения контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке и устранено Поставщиком.
8.6. В случае поставки товара ненадлежащего качества Поставщик обязан безвозмездно устранить недостатки в течение 3 дней с момента заявления о них Заказчиком либо возместить расходы Заказчика на устранение выявленных недостатков".
Таким образом, проект контракта содержит порядок и сроки приемки работ, в связи с чем довод жалобы признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 68, ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 23 и ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: Р.А. Халилов
В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
Исп. Агамирзаев В.А. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 9 сентября 2021 г. N 005/06/106-2137/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2021