Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>- заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_>. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедАзимут" (далее также заявитель, Общество, ООО "МедАзимут") на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" (далее также заказчик, БУЗОО "Областная клиническая больница") при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинского расходного материала (электрод с атравматической иглой для временной кардиостимуляции)" (извещение N 0352200000821000500) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - <_>, генерального директора ООО "МедАзимут";
заказчика - <_>, заместителя руководителя контрактной службы (без доверенности)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 8878э от 06.09.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 27.08.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение N 0352200000821000500 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 162500 руб.
02.09.2021 и 03.09.2021 размещались разъяснения положений документации об аукционе.
06.09.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке было подано две заявки, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 08.09.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие два участника закупки.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее:
3.1. Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из положений частей 1 и 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного федерального закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны, повысить шансы на приобретение соответствующих товара, работы, услуги с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны не ограничить количество участников закупки.
По общему правилу указание заказчиком в документации об аукционе особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Следует отметить, что в силу статьи 6 Федерального закона о контрактной системе наряду с принципом обеспечения конкуренции к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Комиссия считает необходимым отметить, что включение заказчиком в документацию об электронном аукционе требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, может повлечь нарушение норм законодательства о контрактной системе лишь при отсутствии обоснования специфики использования такого товара.
Описание объекта закупки установлено заказчиком в приложении N 1 "Заказ на поставку медицинского расходного материала (Отведение для трансторакальной стимуляции)" к документации об электронном аукционе (далее - приложение N 1 к документации об электронном аукционе).
Заявитель полагает, что документация об электронном аукционе не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе, что, по мнению Общества, нарушает права и законные интересы участников (в том числе потенциальных) закупки.
В жалобе заявителем указано: "Совокупность характеристик поставляемого товара, установленных Заказчиком в Документации электронного аукциона Заказ на поставку медицинского расходного материала (Отведение для трансторакальной стимуляции), соответствует товар единственного производителя.
Мы согласны, что из зарегистрированных в РФ медицинских изделий "электрод с атравматической иглой для временной кардиостимуляции" более двух, но медицинских изделий "электрод с атравматической иглой для временной кардиостимуляции" с параметрами, указанными в конкурсной документации соответствует медицинское изделие только одного производителя, а именно "Репромед".
Если у Заказчика имеется информация о двух (или более) производителях зарегистрированных в РФ медицинских изделий "электрод с атравматической иглой для временной кардиостимуляции" с параметрами, указанными в документации, просим предоставить такую информацию с конкретными ссылками на источник".
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вышеприведенное требование к жалобе носит императивный характер и направлено на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
При этом следует отметить, что во взаимосвязи с положениями частей 1 и 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе доводы жалоб участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, ограничивающим количество участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, соответствующего потребностям заказчика.
Вместе с тем в нарушение части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе заявителем к жалобе не были приложены документы, подтверждающие обоснованность его утверждения о том, что характеристикам медицинского изделия, установленным заказчиком в приложении N 1 к документации об электронном аукционе, соответствует медицинское изделие лишь одного производителя ООО "Репромед".
Доказательств того, что обжалуемые положения документации об электронном аукционе ведут к ограничению количества участников закупки, а равно нарушают права и законные интересы заявителя, ООО "МедАзимут" не представлено.
Заказчиком в письменных возражениях на доводы жалобы указано на то, что совокупности характеристик товара, установленных заказчиком в приложении N 1 к документации об электронном аукционе, соответствуют товары как минимум нескольких производителей:
- электрод с атравматической иглой для временной кардиостимуляции, стерильный "ЭВК-"Репромед" по ТУ 9444-001-13278599-2003 ФСР 2012/14195 (страна происхождения - Российская Федерация);
- электроды для временной кардиостимуляции, модели: с MYWIRE 1 по MYWIRE 71 РЗН 2016/5134 (страна происхождения - Германия, Турция);
- электрод для временной кардиостимуляции, варианты исполнения: TPW10, TPW30, TPW92 ФСЗ2009/05528 (страна происхождения - Соединенные Штаты Америки).
В возражениях заказчиком также указано: "Данные электроды применяются для временной кардиостимуляции. Так, например, в доказательство слов Заказчика о структуре электрода, можно рассмотреть инструкцию по применению Электродов типа "TPW" производства компании Ethicon. В инструкции по данному изделию, так же, как и в описании у заказчика, указана информация о многожильном (витом) материале проволоки электрода, о наличии прикрепленной иглы.
Отделение кардиохирургии Заказчика в своей ежедневной деятельности пользуется подобными медицинскими электродами. Параметры иглы в данном случае являются значимыми для заказчика. Тип иглы определяется заказчиком однозначно "колющая", так как подвид типа "колющая с режущим концом" имеет серьезные конструктивные особенности самой иглы (поперечное сечение иглы кончика иглы), в отличие от колющей.
Размер и изгиб окружности иглы также имеют значение для заказчика.
У заказчика нет подтвержденной информации о наличии только у электродов "Репромед" обозначенных характеристик.
Проведя анализ по коду медицинского изделия (276130) указанного в жалобе электродов, заказчик пришел к выводу, что существует как минимум 5 регистрационных удостоверений, выданных надзорными органами в сфере здравоохранения на территории Российской Федерации.
ФСР 2011/10534 Электрод эпикардиальный временный стерильный "КАРДИОПЭЙС" по ТУ 9441-001-07543077-2020
РЗН 2018/7403 Электрод эпикардиальный временный, стерильный, ЭВС-1 по ТУ 9444-001-24628157-2016
ФСР 2012/14195 Электрод с атравматической иглой для временной кардиостимуляции, стерильный ЭВК-Репромед по ТУ 9444-001-13278599-2003
ФСЗ 2009/05528 Электрод для временной кардиостимуляции, варианты исполнения: TPW10, TPW30, TPW92
ФСР 2008/02490 Электрод эпикардиальный временный стерильный КАРДИОПЭЙС по ТУ 9441-001-53097643-2007".
Частью 2 статьи 98 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
Исходя из пояснений представителя заказчика установление требований к характеристикам закупаемого товара, используемого отделением кардиохирургии в своей ежедневной деятельности, имеет существенное значение для заказчика.
При вышеуказанных обстоятельствах, с учетом возражений заказчика, а также при отсутствии документов, подтверждающих обоснованность утверждения заявителя о том, что характеристикам медицинского изделия, установленным заказчиком в приложении N 1 к документации об электронном аукционе, соответствует медицинское изделие лишь одного производителя ООО "Репромед", Комиссия признала довод жалобы Общества необоснованным.
3.2. Заявителем в жалобе указано: "В соответствии с пунктами 5 и 6 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145, заказчик может включать дополнительную информацию, которая не предусмотрена позицией, при этом он обязан обосновать необходимость использования такой информации.
По нашему мнению, фраза в каталоге "Сведения отсутствуют" не отменяет требований, установленных п.6 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145.
Предлагаем Заказчику привести правоустанавливающие документы, подтверждающие утверждение Заказчика об отмене требований, установленных п.6 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145".
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила ведения КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В рассматриваемом случае заказчиком использован код КТРУ 32.50.50.190-00001088 "Отведение ля трансторакальной стимуляции".
При этом в разделе "Описание товара, работы, услуги" по данному коду КТРУ содержит информацию "Характеристики товара, работы, услуги" - "Сведения отсутствуют".
С учетом изложенного у заказчика отсутствует обязанность включать в описание товара обоснование необходимости использования дополнительной информации, поскольку в позиции КТРУ по коду 32.50.50.190-00001088 не содержится описания характеристик товара.
При указанных обстоятельствах, довод жалобы заявителя признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "МедАзимут" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинского расходного материала (электрод с атравматической иглой для временной кардиостимуляции)" (извещение N 0352200000821000500).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
<_>
<_.>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 сентября 2021 г. N 055/06/33-916/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2021