Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. В.П. Демихова ДЗМ": К.М. Кузнецова,
ООО "Техномонтаж": В.Ю. Гусейновой,
рассмотрев жалобу ООО "Техномонтаж" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. В.П. Демихова ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание дизельных генераторных установок (ДГУ), блоков бесперебойного питания (ИБП), и вводно-распределительных устройств (ВРУ) находящихся в границах балансовой принадлежности обособленного подразделения "Инфекционный центр" ГБУЗ "ГКБ имени В.П. Демихова ДЗМ" по адресу: г. Москва, поселение Вороновское, деревня Голохвастово на 12 месяцев (Закупка
N0373200100121000470) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1,2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к исполнителю контракта, заключаемого по результатам проведения настоящей закупки.
Так, Заявитель указывает, что п.3 Технического задания Исполнитель на следующий день после заключения контракта обязан представить в том числе:
"- Копии документов, подтверждающих квалификацию специалистов, выполняющих работы (свидетельства о прохождении обучения и/или переаттестации), в том числе:
- копии удостоверений установленной формы о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках (допуск по ПТБ и ПТЭ электроустановок потребителей, в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждёнными приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 и пунктами 13.1.1, 1.2.5.
По первому требованию заказчика исполнитель предоставляет оригиналы указанных документов.
- Удостоверений установленной формы о проверке знаний Межотраслевых правил по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.12.2000 N 163);
- копии журналов проверки знаний "Правил технической эксплуатации электроустановок" с отметкой проверки знаний электриков, которые будут задействованы на объектах;
- копию разработанной и утвержденной инструкции, о мерах пожарной безопасности при проведении сварочных и других огнеопасных работ в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в Российской Федерации.
- копии документов, подтверждающих наличие необходимого оборудования с предоставлением сертификатов их соответствия.
Все специалист(ы) Подрядчика/Субподрядчика должны быть аттестованы по пожарной безопасности и охране труда и иметь:
- "Удостоверение по охране труда руководителей и специалистов, осуществляющих контроль и технический надзор за выполнением работ на рабочих местах":
- "Удостоверение по пожарно-техническому минимуму для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждениях, офисах".
Исполнитель обязан использовать квалифицированный персонал, способный качественно выполнить работу;
Привлекаемый персонал должен быть аттестованный, о чём отражено в аттестационных листах; опыт работы предоставляемого персонала должен быть не менее 5 лет на аналогичных должностях, подтвержденный соответствующими документами".
Согласно п. 1.4.1 Приказа Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" (далее - Приказ N6) эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.
Согласно п. 1.4.3 Приказа N6 электротехнический персонал должен иметь достаточные навыки и знания для безопасного выполнения работ и технического обслуживания закрепленной за ним установки.
Также в главе 1.4 Приказа N6 установлен порядок подготовки и проверки знаний такого персонала. Так, например, п. 1.4.11 Приказа N6 предусматривает, что в процессе подготовки персонала проводится стажировка под руководством ответственного обучающего работника и осуществляется по программам, разработанным для каждой должности (рабочего места) и утвержденным в установленном порядке. Продолжительность стажировки должна быть от 2 до 14 смен.
Кроме того также установлена периодичность проверки знаний работников, которая проводится
- для электротехнического персонала, непосредственно организующего и проводящего работы по обслуживанию действующих электроустановок или выполняющего в них наладочные, электромонтажные, ремонтные работы или профилактические испытания, а также для персонала, имеющего право выдачи нарядов, распоряжений, ведения оперативных переговоров, - 1 раз в год;
- для административно-технического персонала, не относящегося к предыдущей группе, а также для специалистов по охране труда, допущенных к инспектированию электроустановок, - 1 раз в 3 года.
Пункт 1.4.39 Приказа N6 гласит о том, что по окончании подготовки персоналу, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение установленной формы.
Таким образом, нормативными актами Российской Федерации установлено, что электротехнический персонал для эксплуатации и технического обслуживания электроустановок должен иметь удостоверение установленной формы, при этом требования о наличии опыта работы и стажа отсутствуют.
Кроме того Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2020 года N 903н утверждены правила по охране труда при эксплуатации электроустановок. В частности Приложение "Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок" к Приказу устанавливает требования к работникам, допускаемым к выполнению работ в электроустановках.
Так п. 2.3 Правил гласит:
"Работники, относящиеся к электротехническому и электротехнологическому персоналу, а также должностные лица, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электроустановок, специалисты по охране труда, контролирующие электроустановки, должны пройти проверку знаний требований Правил и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь соответствующую группу по электробезопасности, требования к которой предусмотрены приложением N 1 к Правилам.
Пункт 2.8 Правил устанавливает, что к специальным работам в электроустановках допускаются работники, прошедшие обучение выполнению специального вида работ и проверку знаний требований безопасности при проведении специального вида работы.
Право на проведение специальных работ подтверждается записью в поле "Свидетельство на право проведения специальных работ" удостоверения о проверке знаний правил работы в электроустановках, рекомендуемый образец которого предусмотрен в приложении N 2 к Правилам.
При этом п. 2.9. предусмотрено, что удостоверение о проверке знаний правил работы в электроустановках, рекомендуемый образец которого предусмотрен приложением N 2 к Правилам, является документом, удостоверяющим право предъявителя на самостоятельную работу в указанной должности.
Удостоверение выдается работнику при его оформлении на работу и действительно только после соответствующих записей о результатах проверки знаний правил работы в электроустановках, присвоения группы по электробезопасности.
Таким образом, Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, устанавливают требование к минимальному стажу работы в электроустановках исключительно в качестве условия присвоения группы по электробезопасности и такой стаж варьируется от 0 до 24 месяцев в зависимости от присваиваемой группы.
На основании вышеизложенного, установленное требования о наличии у специалистов опыта работы является неправомерным, поскольку наличие опыта работ для требуемых специалистов не предусмотрено действующим законодательством.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами жалобы.
На основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и о нарушении Заказчиком положений ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом Комиссия Управления отмечает, что на участие в аукционе было подано 18 заявок, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.09.2021 N0373200100121000470-1 все заявки участников закупки признаны соответствующими, кроме того снижение в ходе аукциона составило 52%.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Техномонтаж" на действия ГБУЗ "ГКБ им. В.П. Демихова ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
П.А. Ступченко
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 сентября 2021 г. N 077/06/106-15852/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2021