Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
В.А. Матвеева,
Специалиста-эксперта разряда отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ООО "Транссервис": Фахрутдиновой Г.Р. (доверенность от 16.08.2021 N9-2021),
ГБУЗ "ГП N 212 ДЗМ": Алексеевой И.С. (доверенность от 10.09.2021 Nб/н),
рассмотрев жалобу ООО "Транссервис" (далее - Заявитель) на действия
ГБУЗ "ГП N 212 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку противогололедного реагента для нужд ГБУЗ "ГП N 212 ДЗМ" (Закупка N 0373200060321000039) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.N ЕО/54502/21 от 07.09.2021 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В составе своей жалобы Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
В силу п.1,п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель в составе своей жалобы указывает, что Приложение N3 Технического задания содержит в себе положение в части описания характеристик товаров, которые могут стать известными при испытании определенной партии товара только после его производства, однако требуемым к представлению в составе первой части заявки, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет корректно заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что к представлению в составе первой части заявки требуются характеристики товаров, установленные Приложением N1 к Техническому заданию, при этом оспариваемые характеристики не содержатся в вышеуказанном приложении. Также представитель Заказчика пояснил, что указанная позиция была отражена Заказчиком при даче ответа на запрос о разъяснении положений аукционной документации от 03.09.2021 NРД1.
В силу ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона дата окончания срока подачи заявок 09.09.2021 09:00, при этом Заказчику был направлен запрос о предоставлении разъяснений положений аукционной документации следующего содержания:
"Ознакомившись с положениями документации об электронном аукционе, Участником установлено следующее:
Пунктом 18.1 Информационной карты установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующую информацию:
1. Согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2. Наименование страны происхождения товара;
3. Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), либо его отсутствие. Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с положениями документации Участнику необходимо предоставить в отношении следующих показателей конкретные значения:
Наименование показателя |
Норма |
Органолептические: | |
1. Внешний вид |
гранулы, кристаллы, чешуя |
2. Цвет |
от белого до светло-серого |
3. Запах |
отсутствует |
Физико-химические: | |
4. Массовая доля, по массе, %: |
|
- хлористого кальция |
не менее 20 |
- хлористого натрия |
не более 80 |
5. Зерновой состав, % массовая доля частиц размером: |
|
- св. 10 мм |
не допускается |
- св. 5 мм до 10 мм вкл. |
не более 10 |
- св. 1 мм до 5 мм вкл. |
не менее 75 |
- 1 мм и менее |
не более 15 |
6. Температура начала кристаллизации, град. С |
не выше -10 |
7. Влажность, % |
не более 5 |
8. Массовая доля нерастворимых в воде веществ, % |
не более 2 |
9. Водородный показатель, ед. (рН) |
5 - 9 |
10. Плотность, г/куб.см |
0,8 - 1,15 |
11. Динамическая вязкость, сантипуаз, (кг·с)/кв.м |
не более 4 |
Технологические: | |
12. Плавящая способность, г/г |
не менее 5 |
13. Гигроскопичность, %/сут |
10 - 50 |
14. Слеживаемость |
не допускается |
Экологические: | |
15. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг |
не более 370 |
16. Коррозионная активность на металл (Ст3), мг/кв.см·сут |
не более 0,8 |
17. Показатель агрессивности цементобетона, % |
не более 0,5 |
Допустимое содержание химических веществ, не относящихся к действующему веществу в составе ПГР: | |
18. Фтор, водорастворимая форма, мг/кг |
не более 25,0 |
19. Цинк, валовое содержание, мг/кг |
не более 198,0 |
20. Свинец, валовое содержание, мг/кг |
не более 65,0 |
21. Никель, валовое содержание, мг/кг |
не более 70,0 |
22. Медь, валовое содержание, мг/кг |
не более 117,0 |
23. Ртуть, валовое содержание, мг/кг |
не более 2,0 |
24. Молибден, валовое содержание, мг/кг |
не более 20,0 |
25. Кобальт, валовое содержание, мг/кг |
не более 6,0 |
26. Кадмий, валовое содержание, мг/кг |
не более 2,0 |
27. Хром, валовое содержание, мг/кг |
не более 150,0 |
28. Селен, валовое содержание, мг/кг |
не более 3,0 |
29. Мышьяк, валовое содержание, мг/кг |
не более 10,0 |
При этом необходимо отметить, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, информацию о согласии, предусмотренном пунктом 2 настоящей части, в случае заключения контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Однако, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи, с чем требования заказчика подробно описать в заявке показатели товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Аналогичная позиция изложена в Письме ФАС России от 01.07.2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе".
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, Заказчик, в случае установления в инструкции по заполнению заявки требования указание конкретных показателей товаров и материалов, используемых при выполнении работ, которые становятся известны после его производства, допускает нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанные требования будут приводить к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг для представления подробных сведений о химическом и компонентном составе, а также результатов испытания таких товаров.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе из общей массы значений показателей, указанных в аукционной документации, Закон о контрактной системе требует выделять в ней отдельно только те значения, которые не могут изменяться, относительно остальных значений Законом о контрактной системе предусмотрено требование об указании минимального и максимального значения.
Характеристики предлагаемых участниками товаров должны полностью охватываться диапазоном значений, т.е. находится между максимальным и минимальным значением показателей, а не охватывать данный диапазон сами по себе.
Изложенная позиция подтверждается правоприменительной практикой как центрального аппарата ФАС России (например, Решение от 05.10.2017 N КГОЗ-335/17, Решение от 20.11.2017 N КГОЗ-398/17, так и региональными управлениями ФАС России (например, Решение УФАС по Саратовской области N 72-17/гз от 28.03.2017 г.), а также судебной практикой (например, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 N 18АП-11867/2015 по делу N А07-8862/2015).
Объектом закупки является поставка противогололёдного реагента, являющимся природным продуктом, показатели которого могут отличаться от партии к партии.
На основании изложенного, в целях правильной подготовки заявки на участие в закупке просим разъяснить:
допустимо ли при заполнении первой части заявки указывать значение показателей, которые становятся известными после испытания определенной партии продукции в диапазонных значениях, как установлено производителем?".
Комиссией Управления установлено, что в п. 24.3 аукционной документации содержится информация о дате начала и окончания срока предоставления разъяснений, а именно дата окончания предоставления разъяснений - 06.09.2021.
Вместе с тем в соответствие со ст.194 Гражданского Кодекса Российской Федерации "Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока".
Комиссией Управления установлено, что 03.09.2021 Заказчиком в ЕИС было размещено разъяснение положений документации об электронном аукционе от 03.09.2021 NРД1, содержащее в себе следующий ответ на поставленный вопрос: "Уважаемый участник!
Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, предоставляемые Участниками в первой части заявки на участие в аукционе согласно п.п.3 пункта 18.1 Аукционной документации, указываются в соответствии с Приложением 1 к Техническому заданию.
Вместе с тем, согласно пункту 2.6 Технического задания поставляемый товар должен соответствовать требованиям, указанным в Приложении 3 к Техническому заданию "Технические требования к противогололедным реагентам", что подтверждается паспортом безопасности вещества (материала) на противогололедный реагент и действующим положительным заключением государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент, проведенной центральным аппаратом федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования или его территориальным органом, осуществляющим отдельные функции федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования на территории Москвы и Московской области, выданного уполномоченным органом, проводившим такую экспертизу, разрешающего применять предлагаемый противогололедный реагент в пределах административных границ города Москвы, которые предоставляются Участниками во второй части заявки на участие в аукционе согласно п.п.6 пункта 18.2 Аукционной документации".
Таким образом Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком при даче ответа на запрос разъяснений от 03.09.2021 NРД1 был дан четкий и недвусмысленный ответ, однозначно отражающий позицию Заказчика о необходимости представления участниками закупки в составе первой части заявки характеристик, установленных лишь в Приложении N1 к техническому заданию.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Транссервис" на действия ГБУЗ "ГП N 212 ДЗМ" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России NЕО/54502/21 от 07.09.2021.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии В.А. Матвеев
П.А. Ступченко
Исп. Ступченко П.А.
Тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 сентября 2021 г. N 077/06/106-16071/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2021