Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
В.А. Матвеева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ФГБУ "НМИЦ ГБ им. Гельмгольца" Минздрава России: Селюнина С.А. (доверенность от 18.01.2021 N05), Соколовой Ю.Н. (доверенность от 27.10.2021 N45), Васяевой О.А. (доверенность от 27.102.2020 N46),
в отсутствие представителей ООО "Партнер Инвест" о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 07.09.2021 N ЕО/54500/21,
рассмотрев жалобу ООО "Партнер Инвест" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ ГБ им. Гельмгольца" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (Капитальный ремонт помещений корпуса N3) (Закупка N 0373100054621000181) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В составе своей жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно, по его мнению, не установлены требования к критериям опыта в соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с действующим законодательством положения ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе подлежат применению лишь при проведении закупочной процедуры в форме конкурса.
При этом на заседании Комиссии Управления установлено, что в соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона от 26.08.2021 N0373100054621000181 указанная закупка проводится в форме электронного аукциона, таким образом, правила ч.1 ст.32 закона о контрактной системе не подлежат применению в данном конкретном случае.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы Заказчиком в аукционной документации установлены требования к выписке из саморегулируемой организации (далее - СРО) не предусмотренные действующим законодательством.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На основании п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Согласно п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
На основании ч.2 ст.52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона от 26.08.2021 N0373100054621000181 начальная (максимальная) цена контракта составляет 59 082 626,68 рублей, объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения.
Комиссией Управления установлено, что п.17.2 Информационной карты содержит, в том числе, следующее требование к составу второй части заявки: "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки - выписка из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86. С включением в перечень следующих видов работ, требующих получения допуска СРО в сфере ремонта зданий:
1. Подготовка. Разборка задний и демонтажные работы отдельных строительных конструкций (перекрытий, лестничных маршей, стеновых панелей). Устройство временных дорог для доставки материалов, установка ЖД путей и стационарных опор для башенных кранов. Сборка и разборка инвентарных строительных лесов.
2. Земляные работы. Разработка грунта с привлечением средств механизации и гидромеханизации, искусственное замораживание, работа в условиях вечной мерзлоты, искусственное понижение уровня грунтовых вод, уплотнение грунтов тяжелыми трамбовками катками и специализированными машинами.
3. Устройство железобетонных монолитных конструкций: создание арматурных блоков, установка опалубки, заливка бетона.
4. Устройство каменных конструкций. В этом разделе - кладка несущих стен и самонесущих перегородок из кирпича и природного камня, отделка штучными материалами, установка отопительных печей.
5. Защита строительных конструкций, оборудования и трубопроводов (кроме магистральных и промысловых). Работы включают в себя кладку кислотоупорного кирпича и фасонных блоков, футеровку печей, нанесение покрытий из лакокрасочных материалов, металлизация, гуммирование листовой резиной и жидкими смесями, нанесение декоративно-защитных покрытий на полы в помещениях с агрессивными средами, теплоизоляция зданий и трубопроводов, гидроизоляция, огнезащита.
6. Монтаж внутренних инженерных сетей и оборудования в зданиях. Сюда входят работы по газоснабжению, отоплению, вентиляции, кондиционированию, прокладывание электропроводки, слаботочных сетей, в том числе управления системами жизнеобеспечения.
7. Монтаж телекоммуникационных сетей: вычислительных, телевизионных, телефонии, радио.
8. Монтаж. Перечень включает в себя более 30 видов работ по установке оборудования на различных промышленных и гражданских объектах. В него входят механические, гидравлические, электроэнергетические установки различного уровня сложности. В список объектов входят предприятия пищевой, нефтегазовой промышленности, атомные электростанции и другие объекты повышенной сложности и опасности.
9. Пусконаладка. Работы связаны с проверкой работоспособности, настройкой и запуском оборудования промышленного и иного назначения. В перечень объектов входят предприятия металлургии, энергетики, машиностроения, нефтегазового комплекса.
10. Организация строительства. В этот комплекс включаются все работы, которые ложатся на генерального подрядчика на строительном объекте".
В соответствии с ч.4 ст. 55.17 ГрК РФ срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Согласно ч.5 ст.55.17 ГрК РФ форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г. N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (далее - приказ N86) установлена форма выписки из реестра членов СРО.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе своей жалобы Заявитель указывает, что в составе аукционной документации требования к выписке из СРО изложены некорректно, поскольку в форме выписки из реестра членов саморегулируемых организаций информация с перечислением перечня вышеуказанных видов работ, требующих получения допуска СРО в сфере ремонта зданий в действующей редакции Приказа N86 не предусмотрена.
Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком неправомерно установлены требования к содержанию выписки из СРО, поскольку указанные требования включены в состав аукционной документации без учета положений действующего законодательства в указанной области, то есть без учета актуальной редакции приказа N86, при этом, единое требование к участникам закупки о необходимости их членства в саморегулируемой организации в п.15 информационной карты не установлены вовсе.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что в нарушение п.1 ч.1 ст.31, ч.3 ст.64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлено единое требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организции, а также установлены неправомерные требования к содержанию выписки из СРО, не предусмотренные действующим законодательством, что указывает на наличие в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки лицензии, или субподрядного договора с организацией имеющей лицензию на необходимый вид деятельности или выполнение работ.
Комиссией Управления установлено, что в п. 6.1.5 Технического задания установлено, в частности, следующее: "В случае если законодательством РФ предусмотрено лицензирование вида деятельности по выполнению работ (оказанию услуг), являющегося предметом настоящего Контракта, Подрядчик обязан предоставить Заказчику действующую на момент выполнения работ лицензию, или субподрядный договор с организацией имеющей лицензию на необходимый вид деятельности или выполнения работ".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что работы, подлежащие лицензированию, составляют не более 2,5% от общего объема работ, являющихся объектом закупки, при этом данные работы не составляют самостоятельный объект закупки и должны выполняться подрядчиком наряду с иными работами, таким образом, указанное требование в техническом задании не противоречит Закону о контрактной системе и не ограничивает круг участников закупки, поскольку представляет собой требование к исполнителю по контракту.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем в заседании Комиссии Управления Заявитель участие не принял, при этом в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а именно документов, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки путем установления требования о наличии лицензии, или субподрядного договора с организацией имеющей лицензию на необходимый вид деятельности или выполнения работ, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований.
Таким образом на основании пояснений представителя Заказчика Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Комиссией Управления установлено, что в составе аукционной документации отсутствуют дополнительные требования к участникам закупки, установленные постановлением Правительства от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства N99).
Согласно п.2.4 постановления Правительства N99 установлены дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч.5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно извещению о проведении аукциона предметом закупки является объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 59 082 626,68 рублей, что в совокупности с нормами законодательства Российской Федерации, является условием применения положений постановления N99, предусмотренных п. 2.4 постановления N99.
При этом Комиссия Управления отмечает, что указанные виды работ относятся к работам по капитальному ремонту объекта капитального строительства, таким образом на Заказчика наложена обязанность установления вышеуказанных дополнительных требований.
Также Комиссия Управления отмечает, что на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не оспаривал относимость работ, требуемых к выполнению в рамках указанной закупки, к работам, на которые должны распространяться дополнительные требования, установленные п.2.4 постановления N99, однако при этом затруднился пояснить причину неустановления таковых в составе аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что в нарушение ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в аукционной документации отсутствуют дополнительные требования к участникам закупки на основании п.2.4 приложения N1 к постановлению N99, а также о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Партнер Инвест" на действия ФГБУ "НМИЦ ГБ им. Гельмгольца" Минздрава России обоснованной в части установления неправомерных требований к содержанию выписки из СРО.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.4 ст.31, ч.3 ст.64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии В.А. Матвеев
П.А. Ступченко
Исп. Ступченко П.А.
Тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 сентября 2021 г. N 077/06/106-16066/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2021