Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
при участии представителя ГБУЗ "ДГП N 105 ДЗМ": А.Б. Новик,
а также в отсутствие представителей ООО "БЕЛМЕДИЗДЕЛИЕ", о времени и порядке рассмотрения уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N ЕО/54955/21 от 08.09.2021),
рассмотрев жалобу ООО "БЕЛМЕДИЗДЕЛИЕ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДГП N 105 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для функциональной диагностики для нужд ГБУЗ "ДГП N 105 ДЗМ" (Закупка N 0373200092621000051) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы,
контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.
N ЕО/54955/21 от 08.09.2021, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемых к поставке товаров ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к товарам по п.1 "Одноразовые турбины для спирометров FlowMIR", п.4 "Гель для электродов", соответствуют товары единственных производителей, а именно Medical International Research (MIR), Италия, официальным дистрибьютером которого в России является АО "ДиалМед", Fiab, Италия, эксклюзивным дистрибьютером которого является ООО "Вилорд" соответственно, что, по сути, указывает на то, что свободное приобретение таких товаров является невозможным, поскольку в случае обратного, у потенциальных участников закупки, не возникли бы трудности при формировании своего предложения в первой части заявки.
Кроме того в составе жалобы Заявитель указывает, что ограничивающими характеристиками товара по позиции 3, которые в свою очередь не позволяют предложить к поставке товар иных производителей, являются: "Стандарты:
ATS, ERS", "Диапазон измерения: 16 л/с, 10 л", "Упаковка: индивидуальная, гигиеничная", "калибровка: гарантированная заводская, размер, мм: 31 х 41 мм".
Уникальные характеристики товара по позиции 4 заключаются в форме изделия, а именно: ширина не менее 55 мм, длина: не менее 55 мм, толщина: 0,35 мм. Товар с указанными характеристиками в свободном доступе на рынке Российской Федерации отсутствует.
При этом уникальная форма изделия в виде ленты не влияет на эффективность, функциональность изделия и не имеет преимуществ перед изделиями обычно используемыми учреждениями здравоохранения и широко представленных на рынке Российской Федерации.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя, отсутствующие в свободном доступе, в том числе для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем оборудования.
Комиссия Управления также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо удостовериться в несовместимости оборудования установленного на объекте Заказчика с оборудованием иных производителей, а также определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением такой несовместимости или обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В свою очередь на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика подтвердил факт того, что совокупности установленным требованиям к товарам по позициям 1, 4 действительно соответствуют товары единственных производителей.
При этом представитель Заказчика не указал на то, какими безусловными преимуществами по отношению к аналогичным изделиям обладают товары производства Medical International Research (MIR), Fiab, а также не предоставил документов подтверждающих несовместимость установленного на объекте Заказчика оборудования с товарами иных производителей, что не позволяет Комиссии Управления однозначным образом сделать вывод о том, что, такая потребность действительно имеется у Заказчика, и что указанные товары превосходят аналогичные товары по своим характеристикам.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что аукционная документация не содержит обоснований, подтверждающих объективную потребность Заказчика в товарах конкретного производителя с указанными в документации характеристиками.
Также Комиссия Управления отмечает, что документы и сведения, подтверждающие такую потребность, не представлены Заказчиком на заседании Комиссии Управления.
В тоже время, включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемым товарам, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст.33 Закона о контрактной системе (п.2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании технической части аукционной документации, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БЕЛМЕДИЗДЕЛИЕ" на действия ГБУЗ "ДГП N 105 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
П.А. Ступченко
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 сентября 2021 г. N 077/06/106-16132/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2021