Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
при участии представителей:
ФКУ "МОСЦМТО Росгвардии": Д.Л. Одиноченко,
ООО "Интербиомед": К.М. Шамшурина,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
рассмотрев жалобу ООО "Интербиомед" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "МОСЦМТО Росгвардии" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на средство дезинфицирующее (Закупка N 0873400002421000228) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы,
контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления установила следующее.
1. В жалобе Заявитель указывает на то, что в технической части аукционной документации установлены требования к товарам не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В силу п.1, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017
N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в 9.2.2. "Максимальные и (или) минимальные значения характеристик товара (работ, услуг)" Технического задания установлены требования к закупаемым товарам:
- п.1, 3 "Дезинфицирующее средство (жидкость)": КТРУ: 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее";
- п.2 "Дезинфицирующее средство (гель)": КТРУ: 20.20.14.000-00000002 "Средство дезинфицирующее";
При этом позиции 1, 3 отнесены к коду КТРУ 20.20.14.000-00000005, который содержит следующую характеристику для данного товара: "Форма выпуска (характеристика является обязательной для применения): Жидкость", позиция 2 отнесена к коду КТРУ 20.20.14.000-00000002, который содержит следующую характеристику для данного товара: "Форма выпуска (характеристика является обязательной для применения): Гель".
Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком в технической части аукционной документации использованы иные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товаров, которые не предусмотрены позицией КТРУ, так, например: "Количество товара,л: не менее 44 994", "Время обработки должно составлять, сек.: не более 30", что в соответствии с п.6 Правил использования КТРУ обязывает Заказчика включить в описание объекта закупки обоснование необходимости использования такой информации.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при подготовке технического задания Заказчиком в соответствии с нормами Закона о контрактной системе были сформулированы требования к товарам, которые отражают потребность различных подразделений Заказчика по формированию и поддержанию надлежащего санитарно-противоэпидемического режима в соответствии требованиями актуального санитарного законодательства, а именно: ГОСТ 12,1.007-76, ГОСТ Р 58151.1-2018, ГОСТ Р 56990-2016, СанПиН 3.3686-21, СП 3.1.3597-20, СанПин 2.1.3.2630-10, Р 4.2.3676-20, МУ 3.5.1.3674-20, Письма Роспотребнадзора N02/770-2020-32 от 23.01.2020 и N02/5225-2020-24, Клинические рекомендации "Микозы кожи головы, туловища, кистей и стоп" (2020 г), "Федеральные клинические рекомендации по выбору средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях" (Москва, 2015 г. согласованы Профильной комиссией Минздрава России по эпидемиологии 20.11.2014, протокол N4).
Кроме того требования к товарам сформулированы с учетом оптимизации проводимой обработки, уменьшенных временных затрат на обработку (дезинфекцию), мероприятий по оптимизации хранения товаров у Заказчика и в соответствии с особенностями функционирования различных подразделений и выполняемых личным составом задач.
При этом Комиссией Управления установлено, что в составе технического задания также имеется указание на то что, что установление характеристик товаров отсутствующих в КТРУ обусловлено потребностью Заказчика.
Однако из указанных положений документации о закупке не следует, в чем выражается безусловная потребность Заказчика в описании в объекте закупки подобных характеристик, так, например, Заказчик затруднился обосновать необходимость установления характеристики товара "Проведения генеральных уборок должен составлять, литр: не менее 1000", по позиции 3, кроме того, действительное наличие такой потребности, Заказчиком на заседании Комиссии Управления не представлено, что не позволяет Комиссии Управления прийти к выводу, что такая потребность имеется у Заказчика.
Таким образом, в документации о закупке, а также на заседании Комиссии Управления, Заказчиком не раскрыто обоснование необходимости установление дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, и указанное обоснование не является по своему существу таковым.
На основании вышеизложенного, а также с учетом пояснений представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком в аукционной документации использованы функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товаров, которые не предусмотрены позицией КТРУ, без надлежащего обоснования установления таких характеристик, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В составе жалобы Заявитель указывает, что в нарушение положений Закона о контрактной системе Заказчиком по позициям 1, 2, 3 установлены избыточные требования, что приводит к ограничению количества участников закупки.
В обоснование данного довода жалобы Заявитель указывает, что санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и
осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг.
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа Минздрава РФ от 10.11.2002 N344 "О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей" с 1 января 2003 года организовано проведение государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей.
Таким образом, все дезинфицирующие средства, прошедшие государственную регистрацию, отвечают нормативно установленным требованиям к качеству и безопасности.
Кроме того все без исключения дезинфицирующие средства на территории Российской Федерации проходят исследования, предрегистрационные испытания, регистрируются, сертифицируются на основе установленных требований.
При регистрации дезинфицирующих средств в инструкциях по их применению прописывается индивидуальный рецептурный состав средства, на основе которого уже были произведены все необходимые исследования и испытания.
Таким образом, в инструкциях прописываются и утверждаются только конкретные режимы применения средств, эффективность рабочих растворов, функциональные и технические характеристики, такие как: назначение средства и основные режимы его применения; срок годности средства и рабочего раствора; активность средства в отношении различных инфекций и микроорганизмов; время обработки объектов обеззараживания; утвержденные концентрации применения рабочих растворов; упаковка, температура храпения, класс опасности и меры предосторожности.
На основании вышеизложенного, по мнению Заявителя, при указании цели использования и области применения дезинфицирующего средства описание его рецептуры, в виде указания процентного содержания действующих веществ, или наличия вспомогательных веществ, или указания дополнительных характеристик, носит избыточный характер, что нарушает положения Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что состав дезинфицирующих средств, указание группы действующих веществ, а не конкретных химических формул, патентных наименований, технологии производства, указания конкретных вспомогательных компонентов, является одним из ключевых критериев выбора дезинфицирующего средства.
Кроме того эффективность дезинфицирующих средств является собирательным свойством и включает в себя большое количество показателей и характеристик, в том числе: спектр антимикробной активности, совокупность режимов обработки различных объектов, в том числе время обработки различных объектов и прочие характеристики, которые формируются на этапе дезинфектологической экспертизы.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, обосновывающих выводы Заявителя о невозможности представления конкретных значений оспариваемых показателей, ссылок на соответствующие нормативные документы, государственные стандарты, которые бы указывали на необходимость проведения испытаний партии товара для установления конкретного значения по данным характеристикам, с учетом того обстоятельства, что ранее Заявитель указал на то, что при регистрации дезинфицирующих средств в инструкциях по их применению прописывается индивидуальный рецептурный состав средства, на основе которого уже были произведены все необходимые исследования и испытания, равно как и не представлено документов и сведений свидетельствующих о том, что установленные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Также Заявителем не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении товаров с оспариваемыми качественными, функциональными и техническими характеристиками.
Кроме того Комиссия Управления отмечает, что в составе жалобы Заявитель также не указывает конкретные характеристики товаров, которые по его мнению являются избыточными.
При этом Комиссия управления отмечает, что согласно протоколу рассмотрения заявок от 09.09.2021 N0873400002421000228-1 на участие в аукционе подано 5 заявок, что свидетельствует о возможности формирования заявки в части представления оспариваемых характеристик.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. По мнению Заявителя, совокупности установленных требований к закупаемым дезинфицирующим средствам по п.2, 3 соответствуют товары единственных производителей, а именно:
- п.2 "Дезинфицирующее средство (гель)", соответствует исключительно средство дезинфицирующее (кожный антисептик) "Бонадерм-гель" производства компании Акционерное общество НПО "Новодез" и ООО "Профидез-ДВ" для компании АО НПО "Новодез" (RU.77.99.88.002.Е.000461.02.18).
- п.3 "Дезинфицирующее средство (жидкость)", соответствует исключительно средство дезинфицирующее "Сепдезин-Актив" (RU.77.99.37.002.Е.009065.04.11), средство дезинфицирующее "Сепдезин-Плюс" (RU.77.99.37.002.Е.009063.04.11) производства компании ОАО НПО "Новодез".
Не согласившись с доводами жалобы Заявитель представитель Заказчика пояснил, что совокупности установленных требований по каждой позиции технической части аукционной документации соответствуют товары различных производителей.
Кроме того Заказчиком было проведено маркетинговое исследование по результатам которого было установлено, что по каждой позиции подходит не менее двух товаров различных производителей.
Так, совокупности установленных требований, по позиции 2, соответствуют дезинфицирующие средства "Бонадерм-гель" производителя АО НПО "Новодез", Россия, "АБСОЛЮСЕПТ гель антисептический" производителя ООО "АЛДЕЗ", Россия, совокупности установленных требований, по позиции 3, соответствуют дезинфицирующие средства "Сепдезин-Актив", АО НПО "Новодез", Россия, "Литосанит" производителя ООО "Сателлит", Россия.
При этом не согласившись с пояснениями представителя Заказчика на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя настаивал на том, что по обеим позициям соответствуют исключительно товары указанные в жалобе, а при этом дезинфицирующие средства "АБСОЛЮСЕПТ гель антисептический" производителя ООО "АЛДЕЗ" и "Литосанит" производителя ООО "Сателлит" не соответствуют требованиям технического задания.
С учетом обстоятельств дела, Комиссией Управления был объявлен перерыв в рассмотрении жалобы для предоставления Заявителем необходимых документов и сведений для подтверждения доводов относительно несоответствия указанных Заказчиком товаров требованиям технического задания.
Вместе с тем, после объявления перерыва, представитель Заявителя с выводами представителя Заказчика был не согласен, однако в подтверждение своих доводов не представил документов и сведений, подтверждающих тот факт,что совокупности установленных требований соответствуют исключительно дезинфицирующие средства указанные в жалобе, а также не представил документов свидетельствующих о том, что указанные представителем Заказчика дезинфицирующие средства "АБСОЛЮСЕПТ гель антисептический" производителя ООО "АЛДЕЗ", "Литосанит" производителя ООО "Сателлит" не соответствуют совокупности требований технического задания, что не позволяет говорить о достаточной доказательной базе со стороны подателя жалобы, а также не позволяет прийти к выводу о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Интербиомед" на действия ФКУ "МОСЦМТО РОСГВАРДИИ" обоснованной в части ненадлежащего обоснования установления требуемых значений показателей товаров не в соответствии с КТРУ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы ООО "Алтайвитамины Трейдинг" по делу от 10.09.2021 N077/06/106-16067/2021.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии: Н.С. Лушникова
П.А. Ступченко
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 сентября 2021 г. N 077/06/106-16129/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2021