Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Ведущего заседание комиссии |
_., заместителя руководителя управления; |
Членов комиссии: |
_, начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; _., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; |
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление ЖКХ и земельных отношений" (далее - Заказчик, МКУ "Управление ЖКХ и земельных отношений"):
- _, председателя МКУ "Управление ЖКХ и земельных отношений" на основании Распоряжения N 101-к от 14.07.2021 года,
- _, на основании доверенности от 10.09.2021 года б/н;
в отсутствие Общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - Поставщик, Общество, ООО "Монолит"), уведомлённого надлежащим образом о месте и времени заседании комиссии,
рассмотрев обращение муниципального заказчика - МКУ "Управление ЖКХ и земельных отношений" о включении сведений в отношении ООО "Монолит" в Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта N 0380300021921000008 от 18.05.2021 на выполнение работ по капитальному ремонту теплотрассы от котельной N5, ТК3 до ТК13 ул. Школьная, с. Аскиз (реестровый N 3190500932221000006, извещение N 0380300021921000008),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 02.09.2021 года с изменениями от 06.09.2021 года поступило обращение заказчика - МКУ "Управление ЖКХ и земельных отношений" о включении сведений в отношении ООО "Монолит" в РНП в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта N 0380300021921000008 от 18.05.2021 на выполнение работ по капитальному ремонту теплотрассы от котельной N5, ТК3 до ТК13 ул. Школьная, с. Аскиз (реестровый N 3190500932221000006, извещение N 0380300021921000008).
В указанном обращении Заказчик сообщает, что в связи с тем, что ООО "Монолит" не приступил своевременно к исполнению договора подряда и в дальнейшем отказался от его исполнения, МКУ "Управление ЖКХ и земельных отношений" принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, с дальнейшим соблюдением процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта и направлением соответствующих сведений в антимонопольный орган для рассмотрения.
Для принятия решения о включении (об отказе во включении) сведений в отношении ООО "Монолит" в РНП в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078, принято решение о назначении места, даты и времени заседания комиссии о рассмотрении информации, представленной заказчиком - МКУ "Управление ЖКХ и земельных отношений" о включении сведений в отношении ООО "Монолит" в РНП, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 0380300021921000008 от 18.05.2021.
В связи с этим, были направлены соответствующие письма в адрес Заказчика и Общества. Также у Общества запрошены письменные пояснения о причинах неисполнения обязательств по контракту с их обоснованием.
На заседании комиссии представители Заказчика устно сообщили обстоятельства, указанные в обращении, и настаивали на включении сведений в отношении ООО "Монолит" в РНП.
Подрядчик участие в заседании Комиссии не принял, своих представителей не направил, письменных пояснений о причинах неисполнения обязательств по контракту в адрес антимонопольного органа не представил.
Ознакомившись с материалами дела, предоставленными доказательствами, пояснениями заказчика, Комиссия Хакасского УФАС России установила следующее.
19.04.2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на электронной торговой площадке АО "Сбербанк-АСТ" размещена информация о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт теплотрассы от котельной N5, ТК3 до ТК13, ул. Школьная, с. Аскиз (закупка N 0380300021921000008).
По результатам данной процедуры в ЕИС размещен Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 27.04.2021 N0380300021921000008-4, согласно которого заявка ООО "Монолит" признана соответствующей.
18.05.2021 года между МКУ "Управление ЖКХ и земельных отношений" и ООО "Монолит" заключен государственный контракт N 0380300021921000008 на выполнение работ по капитальному ремонту теплотрассы от котельной N5, ТК3 до ТК13, ул. Школьная, с. Аскиз (далее - контракт).
По контракту Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту теплотрассы от котельной N5, ТК3 до ТК13 ул. Школьная, с. Аскиз в соответствии с локальным сметным расчетом (приложение N 1 к настоящему контракту) и передать Объект Заказчику, а Заказчик обязуется принять Объект и оплатить выполненные работы (пункт 1.1 контракта).
Согласно пункту 1.2 контракта место выполнения работ: Республика Хакасия, Аскизский район, с. Аскиз.
В соответствии с пунктом 1.3 контракта срок выполнения работ по контракту: со дня заключения муниципального контракта до 01.07.2021 года.
Однако, Подрядчик не приступил своевременно к исполнению договора, следовательно, своих обязанностей по контакту не исполнил.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также пункта 10.1 Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе, информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения. Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в пункте 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
При этом согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
05.07.2021 года в соответствии с пунктом 10.1 Контракта, п.2 ст. 715 ГК РФ и Законом о контрактной системе, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0380300021921000008 от 18.05.2021 на выполнение работ по капитальному ремонту теплотрассы от котельной N5, ТК3 до ТК13, ул. Школьная, с. Аскиз (далее - Решение), в связи с неисполнением Подрядчиком обязательств по контракту.
08.07.2021 года указанное Решение размещено в ЕИС и направлено Подрядчику Почтой России заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в контракте, которое вернулось в адрес Заказчика в связи с неполучением Подрядчиком решения об одностороннем отказе.
08.08.2021 года истек тридцатидневный срок с даты размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, который является надлежащим уведомлением подрядчика.
Между тем, Заказчик признал датой надлежащего уведомления Подрядчика о принятом Решения - 16.08.2021 (дату возврата конверта в связи с неполучением его подрядчиком).Заказчик посчитал вступления в силу решения о расторжении контракту 27.08.2021 года, тем самым представив Подрядчику больший срок на устранение причин, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Информация о расторжении муниципального контракта размещена Заказчиком в ЕИС 27.08.2021 года.
Таким образом, Заказчиком соблюдена процедура одностороннего отказа от исполнения контракта.
На основании изложенных обстоятельств дела, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Доказательств возникновения у ООО "Монолит" вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Хакасское УФАС России не представлено.
Следует отметить, что реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств. С другой стороны, анализ статьи 104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом предотвращения злоупотреблений в сфере контрактной системы, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
По смыслу Закона включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся, в том числе, в намеренном нарушении условий контракта.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило не исполнение обязательств по контракту, при этом факт ненадлежащего исполнения условий Контракта установлен Комиссией антимонопольного органа на основании исследования и оценки, представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела.
Каких-либо письменных пояснений о причинах неисполнения обязательств по Контракту ООО "Монолит" в адрес Хакасского УФАС России не представило. Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО "Монолит" условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Обществом также не представлено.
На основании вышеизложенного, и принимая во внимание пояснения Заказчика, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа во включении сведений в отношении ООО "Монолит" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Подрядчик не предпринимал должных своевременных действий по надлежащему исполнению принятых на себя обязательств, согласно муниципального контракта.
Данные действия (бездействия) ООО "Монолит" Комиссия антимонопольного органа расценивает как недобросовестные и ненаправленные на достижение результата -капитальнsq ремонттеплотрассы от котельной N5, ТК3 до ТК13, ул. Школьная, с. Аскиз, согласно заключенного контракта.
Таким образом, своим бездействием и отсутствием принятия мер для надлежащего исполнения принятых обязательств ООО "Монолит" нарушило существенные условия контракта, не обеспечило соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, что в свою очередь, влечет наложение на него санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Вместе с тем, при рассмотрении обращения также установлено, что Заказчиком нарушен срок для направления в контрольный орган в сфере закупок информации, предусмотренной частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, поскольку такую информацию и документы следовало направить в срок не позднее трех рабочих дней с даты расторжения контракта (то есть не позднее 01.09.2021 года), тогда как фактически Заказчик направил обращение в антимонопольный орган 02.09.2021 года. Таким образом, Заказчиком не соблюдены законодательно установленные требования части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения по части 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона о контрактной системе, оценивая все имеющиеся факты, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Монолит" (место нахождения: 655770, Российская Федерация, Республика Хакасия, р-н Бейский, с. Бея, ул. Площадь советов, дом 21, офис 5; директор/учредитель - _, ИНН - 190503561250);
2. Датой включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Монолит" считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Признать муниципального заказчика - МКУ "Управление ЖКХ и земельных отношений" нарушившим часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Резолютивная часть решения объявлена: 10.09.2021 года.
В полном объеме решение изготовлено: 15.09.2021 года.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таблица, содержащая информацию в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (место нахождения: 655770, Российская Федерация, Республика Хакасия, р-н Бейский, с. Бея, ул. Площадь советов, дом 21, офис 5; директор/учредитель - _, ИНН - 190503561250).
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||||
27.08.2021 |
01.09.2021 |
02.09.2021 |
1 |
06.09.2021 |
13.09.2021 |
10.09.2021 |
0 |
15.09.2021 |
15.09.2021 |
0 |
0 |
||
Ведущий заседание Комиссии: |
_ |
||||||||||||
Члены Комиссии: |
_ _ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 10 сентября 2021 г. N РНП-19-21-97
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2021