На основании поступившей информации от ООО "Джули", положений пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (алее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Постановление N 1576), Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Комиссия), в составе:
- _., заместителя руководителя управления, руководитель комиссии,
- _., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член комиссии,
- ..., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член комиссии,
в период с 07.09.2021 года по 15.09.2021 года проведена внеплановая проверка деятельности муниципального заказчика - МБОУ МО г. Саяногорск СОШ N 6 и его комиссии, уполномоченного органа - Администрации муниципального образования город Саяногорск при проведении открытого конкурса на выполнение работ по ремонту помещений 2 этажа в здании МБОУ СОШ N 6 расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, Ленинградский мкр. дом.52 (извещение N 0180300005821000048) (далее - Конкурс).
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) 31.08.2021 года вх. N 8538 поступила жалоба ООО "Джули" на действия муниципального заказчика - МБОУ МО г. Саяногорск СОШ N 6 при проведении Конкурса.
При этом, 03.09.2021 года входящий N 8662 от Заявителя - ООО "Джули" поступил отзыв вышеуказанной жалобы.
Вместе с тем, Хакасским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными в ЕИС в период проведения внеплановой проверки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 10.08.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 15 101 835,60 рублей;
3) источник финансирования - Бюджет муниципального образования город Саяногорск;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
5) конкурсная документация от 10.08.2021 г. утверждена Директором МБОУ МО г. Саяногорск СОШ N 6 ..
6) дата и время начала подачи заявок 10.08.2021 14:18;
7) дата и время окончания подачи заявок 01.09.2021 09:00;
8) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 08.09.2021;
9) дата подачи окончательных предложений - 10.09.2021;
10) дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 215.09.2021 в 09:00;
11) конкурс в электронной форме признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок подана единственная заявка - ООО "АСТЭРА", которая признана соответствующей установленным требованиям;
12) контракт находится на стадии заключения.
По доводу Заявителя о том, что работы, предусмотренные локально-сметными расчетами, относятся к работам по капитальному ремонту.
В силу пункта 2 части 3 статьи 54.2 и части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме и в конкурсной документации указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - перечень), утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624.
В указанный перечень работ по капитальному ремонту входят такие виды работ как устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха, наладки систем вентиляции и кондиционирования воздуха, которые содержатся в локальных сметных расчетах Заказчика.
Кроме того, используемое определение капитального ремонта, согласно пункта 14.2 статьи 1 ГрК РФ, включает в себя замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Приложение 7 ведомственных строительных норм 58-88 (р) "Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденного Приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года N 312, содержит перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов.
В отличии от капитального ремонта, текущий ремонт производится на отдельных участках конструкций и сетей, замене поврежденных элементов, устранение повреждений, не затрагивающие несущие строительные конструкции и по принципу малообъёмности.
Как следует из ответа АУ РХ "Государственная экспертиза Республики Хакасия" N 524-Ц от 06.09.2021 года на запрос Хакасского УФАС России N 06-7778/ТК от 02.09.2021 года, работы, содержащиеся в локальных сметных расчетах Заказчика, подпадают под определение "Капитальный ремонт":
- Локальный сметный расчет N 100, 21:
п.7-9, 61-72 демонтаж/монтаж дверных и оконных проемов, п.10 пробивка проемов в конструкциях из кирпича, п.12 облицовка стен по одинарному каркасу, п.57 Устройство металлических перемычек, п.121 устройство потолков плитно-ячеистых по каркасу;
- Локальный сметный расчет N 100, 21:
п.2 облицовка стен по одинарному каркасу, п.36 устройство потолков плитноячеистых по каркасу, п.55 Монтаж витражей с одинарным остеклением;
- Локальный сметный расчет N 108, 21:
п.17 Демонтаж узла управления, п.26 монтаж механизма исполнительного, п.38 монтаж блока управления, п.51,52 установка водомерного узла, терморегулирования, п.128-129 работы по устройству электросилового и электроосветительных установок (Подготовка электрической машины переменного тока с фазным ротором или возбудителем на валу или машины постоянного тока, со щитовыми подшипниками, поступающей в собранном виде, к испытанию, сдаче под наладку и пуску, присоединение к электрической сети, Блок управления шкафного исполнения или распределительный пункт (шкаф).
- Локальный сметный расчет N 109, 21 содержат работы по пусконаладочным работам оборудования, требующий обоснования в проектной документации с разработкой программы пусконаладочных работ;
- Локальные сметные расчеты N 03-21-1 и N 134-20-21 содержат виды работ по электро-монтажным работам.
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что количество выполняемых работ, учтенных в локальных сметных расчетах, не относится к работам по частичной замене и устранению повреждений по принципу малообъёмности, что можно было бы отнести к текущему ремонту. Напротив же, указанные выше виды работ подпадают под определение "Капитальный ремонт", в связи с чем, Заказчиком в нарушение пункта 2 части 3 статьи 54.2 и части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе не установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Довод Заявителя обоснован.
По доводу Заявителя о том, что Заказчиком не установлено требования к оценке контрактов в соответствии с пунктом 27.2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу пункта 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает такой критерий, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, которым утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В пункте 10 Правил указано, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается такие показатели, как:
- общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
- общее количество исполненных контрактов (договоров);
- наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Как было установлено ранее Комиссией антимонопольного органа при проведении настоящей внеплановой проверки, работы, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, подпадают под определение "Капитальный ремонт", в виду чего Заказчику при установлении показателей по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки" следовало руководствоваться пунктом 27(2) Правил.
Вместе с тем, в конкурсной документации Заказчиком в качестве нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" определены следующие показатели:
4.1.Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсам.
4.2.Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ.
4.3. Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по показателям нестоимостного критерия, т.е. не соответствующий пункту 27(2) Правил, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в рамках проведения настоящей внеплановой проверки, являются существенными, привели к несоблюдению предусмотренных действующим законодательством требований, что дает достаточные основания Комиссии для аннулирования закупки N 0180300005821000048.
На основании изложенного и руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Постановления N 1576, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать доводы Заявителя обоснованными.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 2 части 3 статьи 54.2, часть 1 и пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику и его комиссии, уполномоченному органу, а также оператору электронной площадки выдать предписание об аннулировании закупки.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель комиссии Члены комиссии
|
_ _ _ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 15 сентября 2021 г. N 37 (ключевые темы: участники закупок - локальная смета - критерии оценки - капитальный ремонт объектов капитального строительства - конкурсная документация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2021