Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
|
|
|
|
|
|
В присутствии представителей
От уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края:
- Сливка Алевтина Владимировна (представитель по доверенности, до перерыва),
- Воронина Александра Владимировна (представитель по доверенности, после перерыва),
От заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Истстрой":
- Петрова Лариса Геннадьевна (директор, предъявлен паспорт, протокол собрания участников Общества);
От заказчика - КГБПОУ "Хабаровский промышленно-экономический техникум": представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Истстрой" и материалы дела N027/06/69-1151/2021,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Истстрой" (далее - Заявитель, ООО "Истстрой") на действия уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее - уполномоченный орган), заказчика - КГБПОУ "Хабаровский промышленно-экономический техникум" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общежития КГБ ПОУ ХПЭТ (извещение N0122200002521005269 от 20.08.2021).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы как участника закупки нарушены действиями аукционной комиссии уполномоченного органа, а именно: аукционной комиссией неправомерно признана несоответствующей требованиям аукционной документации заявка ООО "Истстрой".
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0122200002521005269 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 20.08.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общежития КГБ ПОУ ХПЭТ.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 819 207 рублей 58 копеек.
Источник финансирования: Хабаровский край.
Дата и время начала срока подачи заявок: 20.08.2021 10:56 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 30.08.2021 07:00 (МСК+7).
Дата проведения электронного аукциона: 30.08.2021.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 30.08.2021 N0122200002521005269-2 на участие в торгах подали заявки 4 (четыре) заявки, направившие ценовые предложения в ходе торгов. Наименьшее ценовое предложение составило 7 011 269,94 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 31.08.2021 N0122200002521005269-3 аукционная комиссия уполномоченного органа, рассмотрев поступившие заявки на участие в торгах, признала заявки N110426153, N110436881, N110430984 соответствующими условиям аукционной документации и Закона о контрактной системе. Заявка N110416591 ООО "Истстрой" признана несоответствующей требованиям по следующим основаниям:
- "п. 2 ч. 6 ст. 69 Федерального закона N 44-ФЗ - несоответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99, п.2.2, п.4.2.6 раздела I "Инструкция участникам аукциона в электронной форме", п.11 раздела II "Информационная карта" документации об аукционе. По Контракту N 1867 от 14.09.2018 г. не представлены копии актов выполненных работ, содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете'', и подтверждающих стоимость исполненного контракта (договора).
Не согласившись с указанным решением аукционной комиссии уполномоченного органа, ООО "Истстрой" обратилось в Хабаровское УФАС России с жалобой на действия уполномоченного органа.
В ходе проведения проверки уполномоченным органом представлен мотивированный отзыв, в соответствии считает действия аукционной комиссии правомерными, жалобу ООО "Истстрой" необоснованной.
Представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии Хабаровского УФАС России поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Хабаровского УФАС России объявлялся перерыв до 10.09.2021 (п. 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Изучив материалы дела N027/06/69-1151/2021, заслушав представителей заявителя, уполномоченного органа, обсудив доводы жалобы, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из положений ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе следует, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статья 31 Закона о контрактной системе, устанавливая требования к участникам закупки, предусматривает, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (ч. 2 указанной статьи).
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Соответствующие дополнительные требования к участникам закупок установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N99).
Пунктом 2.4 приложения N1 к Постановлению Правительства РФ N99 установлено, что при выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации превышает 5 млн. рублей, к участникам обязательно предъявляется требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно приведенной норме, документами, подтверждающими соответствующий опыт, являются:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В рассматриваемом случае объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общежития КГБ ПОУ ХПЭТ, начальная (максимальная) цена контракта превышает установленное Постановлением Правительства РФ N99 значение и составляет 8 819 207 рублей 58 копеек, в связи с чем в пункте 11 части II "Информационная карта" аукционной документации правомерно отражено дополнительное требование, соответствующее пункту 2.4 приложения N1 к Постановлению Правительства РФ N99.
Таким образом, участнику закупки необходимо подтвердить наличие опыта исполнения одного контракта (договора), соответствующего предмету закупки, на сумму 1 778 241,51 рублей (20% от начальной (максимальной) цены контракта).
В силу ч. 8.2 ст. 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в качестве подтверждение соответствия дополнительному требованию о наличии опыта выполнения работ, участником закупки - ООО "Истстрой" представлена копия государственного контракта N1867 от 14.09.2018, заключенного с заказчиком - КГБУЗ "Городская Поликлиника N7" Министерства здравоохранения Хабаровского края, копии дополнительных соглашений N1,2 к указанному контракту, копии актов выполненных работ по форме "Универсальный передаточный документ, статус 2 (передаточный документ (акт)" по капитальному ремонту здания N1453 от 20.11.2018, N1583 от 24.12.2018, N1584 от 24.12.2018 на общую сумму 5 366 517 рублей 11 копеек.
Согласно представленным актам, ООО "Истстрой" выполнены и сданы заказчику - КГБУЗ "Городская поликлиника N7" Министерства здравоохранения Хабаровского края работы по капитальному ремонту здания в рамках контракта N1867 от 14.09.2021.
Из положений ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе следует, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Таким образом, аукционная комиссия обязана проверить как соответствие представленной заявки требованиям аукционной документации, так и соответствие участника аукциона требованиям, предъявляемым законодательством к исполнителям работ (услуг), являющихся предметом контракта.
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 31.08.2021 N0122200002521005269-3, основанием для признания заявки несоответствующей требованиям аукционной документации послужило непредставление копий актов выполненных работ, содержащих все обязательные реквизиты, установленные Законом о бухгалтерском учете и подтверждающих стоимость исполненного контракта (договора).
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено и подтверждается материалами дела, что участник закупки - ООО "Истстрой" для подтверждения наличия опыта выполнения соответствующих работ, представил копии актов выполненных работ по форме "Универсальный передаточный документ, статус 2 (передаточный документ (акт)" по капитальному ремонту здания N1453 от 20.11.2018, N1583 от 24.12.2018, N1584 от 24.12.2018 на общую сумму 5 366 517 рублей 11 копеек.
В силу ч. 1 ст. 9 Федеральным законом от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Представленные ООО "Истстрой" копии актов выполненных работ по форме "Универсальный передаточный документ, статус 2 (передаточный документ (акт)" по капитальному ремонту здания N1453 от 20.11.2018, N1583 от 24.12.2018, N1584 от 24.12.2018 содержали предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете обязательные реквизиты, указание на соответствующий контракт и стоимость выполненных работ, соответствующую контракту. Указанное подтверждается материалами дела.
Также Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что представленный государственный контракт N1867 от 14.09.2018 и документы к нему размещены в реестре контрактов Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), реестровая запись 2272401279818000064.
Согласно сведений ЕИС, участником закупки ООО "Истстрой" выполнены, а заказчиком приняты работы по капитальному ремонту здания на сумму 5 366 517,11 рублей, без начисления неустоек (штрафов, пеней). Статус контракта в ЕИС "Исполнение завершено".
Комиссией Хабаровского УФАС России отклоняются доводы уполномоченного органа о невозможности соотнесения представленных участником закупки актов (УПД) с представленным контрактом, поскольку акты (УПД) N1453 от 20.11.2018, N1583 от 24.12.2018, N1584 от 24.12.2018 содержали предусмотренную ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете информацию, указание на контракт и стоимость выполненных работ, соответствующих объекту закупки.
Недостоверности представленных участником закупки сведений в отношении наличия опыта выполненных работ аукционной комиссией уполномоченного органа не установлено, протокол подведения итогов электронного аукциона, отзыв не содержат таких указаний. При этом сведениями реестра контрактов Единой информационной системы в сфере закупок подтверждается факт выполнения работ по представленному государственному контракту, подтверждающему наличие специфического опыта у ООО "Истстрой".
При этом Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, что Законом о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N99 не предъявляются требования к форме и порядку оформления документов, представляемых участниками закупки в составе заявки для целей подтверждения требуемого в соответствии с Постановлением Правительства РФ N99 опыта выполнения работ, в связи с чем соблюдение (несоблюдение) формы (оформления) представленного участником закупки документа не может являться основанием для отказа в допуске такого участника к участию в закупке.
Таким образом, непредставление участником закупки актов выполненных работ по форме КС-2 при условии предоставления актов выполненных работ в форме УПД, содержащих обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, указание на государственный контракт и стоимость выполненных работ, а также наличие сведений о надлежащем исполнении контракта в Единой информационной системе в сфере закупок (в том числе с размещением актов по форме КС-2), не может являться формальным основанием для признания заявки несоответствующей требованиям аукционной документации, отказа в допуске к участию в торгах.
Следовательно, участником закупки - ООО "Истстрой" исполнены требования аукционной документации, представлены документы, подтверждающие наличие опыта в соответствии с пунктом 2.4 Приложения N1 к Постановлению Правительства РФ N99, указанные документы содержали достоверную информацию, подтверждающую наличие опыта, в связи с чем аукционная комиссия уполномоченного органа в нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе неправомерно признала заявку участника закупки - ООО "Истстрой" несоответствующей требованиям аукционной документации.
Указанное нарушение образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи уполномоченному органу предписания об устранении допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Истстрой" на действия уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, заказчика - КГБПОУ "Хабаровский промышленно-экономический техникум" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общежития КГБ ПОУ ХПЭТ (извещение N0122200002521005269 от 20.08.2021) - обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края нарушившей требования ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному органу - Комитету государственного заказа Правительства Хабаровского края предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования протокола подведения итогов электронного аукциона, повторного рассмотрения вторых частей заявок участников.
4. Передать материалы дела N 027/06/69-1151/2021 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 10 сентября 2021 г. N 7-1/441
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2021