Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей:
от уполномоченного учреждения - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края:;
от заказчика - КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог":;
от ООО "Спецремстройгрант":;
рассмотрев жалобу ООО "Спецремстройгрант" и материалы дела N 027/06/64-1187/2021,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Спецремстройгрант" на действия заказчика - КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт объекта "Автомобильная дорога "подъезд к рп. Мухен" (с устройством автоматического пункта весогабаритного контроля) (извещение N 0122200002521005477).
По мнению ООО "Спецремстройгрант", Заказчиком и уполномоченным органом нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена с нарушением действующего законодательства Российской Федерации в части описания объекта закупки.
На основании ст. 99 Закона о контрактной системе Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0122200002521005477 о проведении электронного аукциона форме размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 27.08.2021.
Объект закупки: выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт объекта "Автомобильная дорога "подъезд к рп. Мухен" (с устройством автоматического пункта весогабаритного контроля).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 391 948,13 рублей.
Заказчик, уполномоченный орган представили мотивированные отзывы на жалобу, в соответствии с которыми считают жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела N 027/06/64-1187/2021, заслушав представителей сторон, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (п. 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе);
Ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Заказчиком представлены пояснения о том, что им проведен анализ тензорезистивных и пьезоэлектрических датчиков, по результатам которого в основу проекта положено использование тензорезистивных датчиков.
Система весового контроля представляет собой комплекс измерительных и технических средств и состоит из силоприемных модулей, индикаторов обнаружения транспортного средства, модуля измерения габаритных размеров, модуля позиционирования и определения числа колес (скатов) оси движущегося транспортного средства, модуля фотофиксации и распознавания государственных регистрационных знаков транспортного средства, шкафа с электронной частью, устройства передачи данных и специального программного обеспечения. Силоприемные модули преобразуют деформацию упругих элементов датчика, возникающую под действием нагрузки от колес движущегося транспортного средства, в аналоговый электрический сигнал, изменяющийся пропорционально приложенной нагрузке.
КГКУ "Хабаровскуправтодор" в задании на проектирование, размещенных в составе аукционных документаций, предусмотрено, что разработанная подрядчиком проектная документация должна содержать в себе требование о применении в ходе производства строительно-монтажных работ тензорезисторных датчиков.
Указанные датчики используются в комплексе АПВГК для измерения осевых нагрузок и определения весовых параметров транспортных средств и являются одним из дорогостоящих и важных составляющих комплекса (60-70% от стоимости всего комплекса).
ГОСТ 8.631-2013 "Датчики весоизмерительные. Общие технические требования" устанавливает общие технические требования к весоизмерительным датчикам и не ограничивает заказчика конкретным диапазоном характеристик (показателей) для таких датчиков.
Выбор датчика для определения веса транспортного средства в движении произведен на основе сравнительного анализа характеристик тензорезисторных и пьезоэлектрических датчиков и приведены в таблице ниже:
N п/п |
Характеристики датчиков |
Пьезоэлектрические |
Тензорезисторные |
|
1. |
Материал |
Алюминиевый сплав |
Нержавеющая сталь |
|
2. |
Г ерметичность |
Отсутствует |
Наличие |
|
3. |
Минимальная скорость км/ч для контрольного измерения |
5 |
0,1 |
|
4 |
Методы проверки, калибровки |
Эталонное двухосное транспортное средство |
Эталонное двухосное транспортное средство + гири класса Ml |
|
5 |
Корозионная стойкость |
0,3 |
1 |
|
6 |
Искажение параметров измерения при изменении температурного режима |
В пределах допустимой нормы |
Отсутствует |
|
По характеристике 1: алюминий является одним из самых легких металлов, что используются в промышленности, выпускается нескольких десятков видов, с добавками, увеличивающими прочность, стойкость к окислению, ковкость. Однако, за исключением очень дорогого авиационного алюминия, всем им присущ один недостаток: чрезмерная мягкость.
Детали из этого металла легко деформируются.
В свою очередь, нержавеющая сталь практически не имеет недостатков, отлично справляется с ударными воздействиями, высоким давлением и истиранием, что обеспечивает механическую прочность изделия. Теплопередача у нержавеющей стали хуже, чем у алюминия и благодаря этому на металле скапливается меньше конденсата.
Предел прочности у стали втрое выше, чем у алюминиевых сплавов, а значит, стальные тензометрические дорожные датчики выдержат большие осевые нагрузки большегрузных автомобильных транспортных средств (далее - АТС) - нарушителей. В дальнейшем, с падением доли нарушителей в общем потоке грузовых АТС, допустимая циклическая наработка у стальных датчиков будет на несколько миллионов циклов выше, что продлит срок эксплуатации автоматического комплекса весогабаритного контроля.
По характеристике 2: дорожные реагенты приводят не только к коррозии дорожных датчиков, но и агрессивно способствуют проникновению влаги в их внутренние полости - к тензорезисторам. Влага приводит к падению сопротивления изоляции, увеличению утечек тока и, как следствие, к возникновению дополнительных погрешностей измерений. В связи с этим, защита внутренних полостей и контроля герметичности также необходима для более длительной эксплуатации комплекса.
Герметичность дорожных тензорезисторных датчиков обеспечивается самым надежным из способов - лазерной сваркой, гарантирующей датчику 10 лет бесперебойной работы в условиях тропической влажности или прямого контакта с рассолом или соляным туманом. Отсутствие герметичности у пьезоэлектрических дорожных датчиков приводит к попаданию химических веществ внутрь датчика и послужит его более короткому сроку эксплуатации.
По характеристике 3: принцип измерения и обработки информации о величине осевой нагрузки пьезоэлектрических датчиков при медленном приложении нагрузки (проезде колеса по датчику с малой скоростью) не работает. Для тензорезисторного датчика скорость приложения осевой нагрузки от 0,1 км/час. В связи с этим, для более точного отображения измерения и фиксации каждого нарушения, необходим тензорезисторный датчик.
По характеристике 4: тензорезисторный датчик в силу своего физического принципа действия допускает приложение к нему, как динамической силы, так и статической, что позволяет заказчику в процессе эксплуатации производить проверку корректной работы датчика разными способами - в том числе с применением статических эталонных гирь.
Пьезоэлектрические датчики в силу своего физического принципа действия генерируют электрический заряд исключительно при динамическом (импульсном) воздействии.
Ввиду того, что тензорезисторные датчики имеют возможность "упрощенной" процедуры калибровки и поверки системы - гирями, проведение поверки таким способом значительно сокращает затраты из краевого бюджета на проведение такой процедуры.
На основании сравнительного анализа, Заказчиком в задании на проектировании предусмотрено применение при выполнении строительно-монтажных работ тензорезисторных датчиков, исходя из их преимущества в эксплуатации перед пьезоэлектрическими, в том числе по надежности и точности измерений.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что реестр средств измерений содержит информацию о более трех производителях оборудования весового контроля, работающего в автоматическом режиме на тензорезисторных датчиках: ООО "Инженерный центр "АСИ", г.Кемерово, ООО "Казань-Телематика", г.Казань, АО "Весоизмерительная компания "Тензо-М", пос.Красково, АО "НИИ "Полюс" им.М.Ф.Стельмаха", г.Москва, ООО НИПВФ "Тензор", г. Ростов-на-Дону, ООО "Электронные технологии и метрологические системы". Ассортимент производимого оборудования указанных организаций включает также изготовление тензорезисторных датчиков под собственным товарным знаком. Также имеются иностранные производители такие как Scaime; Tedea-Huntleigh; Minebea Intec; CAS; Flintec; HBM; SARTORIUS; Esit Celtron; Mettler Toledo; Rice Lake Weighing Systems; Zemic.
Довод об отсутствии в задании на проектирование информации параметров существующей автоматизированной системы весогабаритного контроля Хабаровского края признается необоснованным ввиду следующего.
Из пояснений Заказчика и уполномоченного органа следует, что на момент подготовки задания на проектирование по объекту, а также размещения закупки автоматизированная система находилась на стадии формирования.
В соответствии с п. 46 ч. 10 задания на проектирование заказчиком указано, что информация о составе и функционировании системы весогабаритного контроля Хабаровского края будет передана подрядчику в течении 5 дней после заключения контракта, п. 4.2.4. контракта предусмотрена обязанность заказчика своевременно предоставлять разъяснения и уточнения по запросам подрядчика в части выполнения работ в соответствии с условиями настоящего контракта.
Кроме этого, на ценовое предложение участников закупки не влияет формат выгрузки файлов с АПВГК ввиду того, что для соблюдения протокола передачи данных, в каком бы формате не происходила выгрузка таких данных, не требуются дополнительных расходов со стороны проектировщика. Данная информация может быть получена исполнителем в ходе разработки проектной документации и наличия проектных решений при обращении на месте к системе весогабаритного контроля Хабаровского края.
Также Хабаровское УФАС России отмечает, что на участие в закупке поступило 5 заявок, все допущены к участию в аукционе.
Таким образом, довод о том, что аукционная документация, а именно описание объекта закупки содержит требования, нарушающие Закон о контрактной системе и ограничивает круг потенциальных участников признается Комиссией Хабаровского УФАС России необоснованным.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом конкретных обстоятельств, установленных в рамках рассмотрения настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Спецремстройгрант" на действия заказчика - КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт объекта "Автомобильная дорога "подъезд к рп. Мухен" (с устройством автоматического пункта весогабаритного контроля) (извещение N 0122200002521005477) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 13 сентября 2021 г. N 7-1/443
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2021