Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
- специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Косаревой Ю.С.,
в присутствии представителей:
заказчика - краевого государственного казенного учреждения "Единая дирекция по строительству объекта "Камчатская краевая больница" (далее - Заказчик): Костюкова Д.В. (на основании выписки из ЕГРЮЛ от 13.09.2021 N ЮЭ9965-21-246278909); Волковой А.С. (по доверенности от 13.09.2021 N б/н),
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Каркас" (далее - Заявитель): Матюхина Г.А. (по доверенности от 26.04.2021 N б/н),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на выполнение работ по строительству объекта "Фельдшерско-акушерский пункт. Камчатский край, Пенжинский муниципальный район, с. Аянка" (закупка N 0838500000521000008) (далее - Закупка), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем проведения ЭА на выполнение работ по строительству объекта "Фельдшерско-акушерский пункт. Камчатский край, Пенжинский муниципальный район, с. Аянка" (далее - Объект; ФАП) (далее - Работы). Извещение, документация о Закупке размещены в единой информационной системе 31.08.2021. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 103 859 231,80 рублей.
07.09.2021 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке документации об ЭА. По мнению Заявителя, Заказчик в документации об ЭА неправомерно установил дополнительные требования к участникам Закупки в соответствии с пунктом 2 Постановления N 99 от 04.02.2015, поскольку выполняемые Работы не относятся к объектам капитального строительства, чем ограничил круг участников Закупки.
Заказчик в письме от 13.09.2021 N 1008 представил письменные возражения на доводы жалобы Заявителя, в которых пояснил следующее:
"Финансирование осуществляется за счет средств бюджета Камчатского края и предоставляемой из федерального бюджета, бюджету Камчатского края, субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в рамках Государственной программы Камчатского края "Развитие здравоохранения Камчатского края", подпрограмма "Инвестиционные мероприятия в здравоохранении Камчатского края".
В соответствии с пунктом 1.3. Проекта Государственного контракта результатом выполненной работы является Объект, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод его в эксплуатацию.
В рассматриваемом случае предметом электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности является выполнение работ по строительству объекта "Фельдшерско-акушерский пункт. Камчатский край, Пенжинский муниципальный район, с. Аянка", который согласно проектной документации, размещенной на официальном сайте Единой информационной системе в составе документации об электронном аукционе шифр ИТС-2015.19, выполненной ООО "ИТ СИНТЕЗ", относится к объекту капитального строительства, требующего получения разрешения на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
По результатам проводимой закупки Учреждение планирует получить введенное в эксплуатацию объект капитального строительства медицинской организаций, получивший лицензию на осуществление медицинской деятельности, Заказчик при формировании объекта закупки руководствовался положениями Закона о контрактной системе и Главой 37 "Подряд" Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
Поставка и монтаж модульной конструкции не может относится к объекту закупки, поскольку исходя из совокупного анализа размещенной документации об электронном аукционе на официальном сайте ЕИС, Учреждением закупается выполнение работ по строительству, результатом которых является объект капитального строительства, а именно:
- проектно-сметной документацией аукционе шифр ИТС-2015.19, выполненной ООО "ИТ СИНТЕЗ", предусмотрены проектные решения по выполнению работ по строительству объекта капитального строительства "Фельдшерско-акушерский пункт. Камчатский край, Пенжинский муниципальный район, с. Аянка";
- положительное заключение государственной экспертизы N 41-1-1-3-0019-17 от 23.03.2017 выдано ГАУ "Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края" на объект капитального строительства "Фельдшерско-акушерский пункт. Камчатский край, Пенжинский муниципальный район, с. Аянка";
- проект государственного контракта (далее - Контракт) позволяет достоверно определить, что Заказчиком проводится закупка работ по строительству объекта ""Фельдшерско-акушерский пункт. Камчатский край, Пенжинский муниципальный район, с. Аянка", в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод его в эксплуатацию (пункт 1.3 Контракта). Кроме того, Контракт содержит обязательные типовые условия, утвержденные Приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр "Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта", с учетом требований Приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ", а проект сметы контракта (Приложение N 2 к Документации об электронном аукционе), определяющий стоимость Контракта с учетом затрат на работы и услуги, относящиеся к предмету закупки, предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости строительства в составе утвержденной проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, соответствует требованиям Приказа Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК) под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно части 2 статьи 48 ГрК проектная документация представляет собой документацию, определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта.
В силу части 2 статьи 51 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
На основании части 6 статьи 52 ГрК лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 55 ГрК разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Исходя из пункта 10 статьи 1 ГрК объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В силу пункта 10.2 статьи 1 ГрК некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Предметом Закупки является выполнение работ по строительству Объекта.
В подпунктах 8.1, 8.2, 8.3 пункта 8 части 4.3 документации об ЭА установлены требования о предоставлении документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям:
- копия исполненного контракта (договора) (пп. 8.1.);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке (пп. 8.2);
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке (8.3.).
Комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с пунктом 4.2 настоящей части документации и вышеуказанные информацию и электронные документы (пункт 4.3 настоящей части документации), направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе.
В разделе 11 установлены дополнительные требования к участникам Закупки: "Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Согласно Техническому заданию документации об ЭА фундаменты здания ФАП железобетонные столбчатые, фундамент под железобетонную противопожарную стену - железобетонный ленточный.
При этом, здание ФАП оборудуется внутренними системами электроснабжения, отопления, вентиляции, холодного и горячего водоснабжения и т.д.
Согласно пункту 1.3 государственного контракта результатом выполненных Работ по данному контракту является объект, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод его в эксплуатацию.
Комиссия, проанализировав документацию об ЭА, с учетом пояснений Заказчика приходит к выводу, что документация об ЭА имеет признаки, указывающие, что предметом Работ является объект капитального строительства, имеющий заглубленный фундамент, что неразрывно связывает его с землей, и не позволяет осуществить его перемещение или демонтаж и последующую сборку без соразмерного ущерба назначению.
Следовательно, довод Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
____________________ Ю.С. Косарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 14 сентября 2021 г. N 041/06/31-448/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.09.2021