Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии:
<_>, кворум соблюден,
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи 09.09.2021
в присутствии:
представителя заявителя - <_> (далее - Заявитель) <_>
представителей заказчика - ФГБОУ ВО "Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко" (далее - Заказчик): <_>,
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи 10.09.2021
в присутствии:
представителя Заявителя <_>,
представителей Заказчика: <_>,
рассмотрев жалобу Заявителя на положения документации об электронном аукционе "Учебное оборудование" (номер извещения в ЕИС - 0313100006921000066, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
03.09.2021 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N5817э).
Согласно жалобе, положениями Аукционной документации в отношении товаров по позициям N1, N2, N3, N22 Технического задания не предусмотрено ни запрета, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N1236, ни обоснования невозможности соблюдения указанного запрета, что не соответствует Закону о контрактной системе; кроме этого, положения Аукционной документации нарушают правила описания объекта закупки, т.к. Заказчик не применил по отношению к товарам по позициям N18, N19, N26 Технического задания коды позиции КТРУ.
На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы.
На заседании Комиссии представители Заказчика с жалобой согласились частично и пояснили, что в Аукционной документации действительно должен был содержаться либо запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 либо обоснование невозможности соблюдения данного запрета. При этом положения Аукционной документации не нарушают действующее законодательство, т.к. в отношении товаров по позициям N18, N19, N26 выбраны коды ОКПД2, а не коды КТРУ правомерно, т.к. Заказчик руководствовался положениями Распоряжения Министерства просвещения от 24.06.2021 NР-131, которое является обязательным для Заказчика.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
26.08.2021 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок извещение и Аукционную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 16 220 967,60 рублей.
03.09.2021 - дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 06.09.2021, рассмотрена единственная заявка ООО "ОФД-Софтлайн" на участие в Аукционе, признанная соответствующей требованиям Аукционной документации.
1. Рассмотрев довод жалобы о том, что положениями Аукционной документации в отношении товаров по позициям N1, N2, N3, N22 Технического задания не предусмотрено ни запрета, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N1236, ни обоснования невозможности соблюдения указанного запрета, Комиссия признает данный довод обоснованным на основании следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 (далее - Постановление Правительства РФ N1236), установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2(1) Постановления Правительства РФ N1236, под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
В соответствии с п. 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (далее - Порядок), утв. Постановлением Правительства РФ N1236, обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с п. 4 Порядка, обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 5.1 Информационных карт Аукционной документации, описание объекта закупки содержится в части II Документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки: Техническое задание".
В соответствии с Техническим заданием Аукционной документации, к объекту закупки относятся, в том числе, следующие товары:
- по позиции N1 - цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), одним из показателей данного товара является наличие дополнительного материала в комплекте - программного обеспечения, которое должно функционировать на русском языке, иметь функционал быстрого запуска, автоматически определять подключенные датчики и мультидатчики, иметь интерфейс подключения датчиков по протоколу Bluetooth, иметь функционал детальной настройки датчика, общих настроек и др.;
- по позиции N2 - цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень), одним из показателей данного товара является наличие дополнительного материала в комплекте - программного обеспечения, которое должно функционировать на русском языке, иметь функционал быстрого запуска, автоматически определять подключенные датчики и мультидатчики, иметь интерфейс подключения датчиков по протоколу Bluetooth, иметь функционал детальной настройки датчика, общих настроек и др.;
- по позиции N3 - цифровая лаборатория по физике (стандартный уровень), одним из показателей данного товара является наличие дополнительного материала в комплекте - программного обеспечения, которое должно функционировать на русском языке, иметь функционал быстрого запуска, автоматически определять подключенные датчики и мультидатчики, иметь интерфейс подключения датчиков по протоколу Bluetooth, иметь функционал детальной настройки датчика, общих настроек и др.;
- по позиции N22 - образовательный набор по изучению технологий реверсивного инжиниринга, к данному товару должен идти в комплекте диск с программным обеспечением, интерфейс программного обеспечения должен работать на русском языке, должна обеспечиваться автоматическая проверка и загрузка обновлений через сеть "Интернет" и др.
Таким образом, в Техническом задании Аукционной документации предусмотрены требования к используемому в поставляемых товарах по позициям N1, N2, N3, N22 программному обеспечению.
При этом в Аукционной документации не установлен ни запрет на допуск программ, происходящих из иностранных государств, ни содержится обоснование невозможности установления данного запрета. Доказательств обратного не представлено. Со стороны Заказчика факт совершения данного нарушения признается.
Таким образом, Заказчиком нарушено положение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
2.Рассмотрев довод жалобы о том, положения Аукционной документации нарушают правила описания объекта закупки, т.к. Заказчик не применил по отношению к товарам по позициям N18, N19, N26 Технического задания коды позиции КТРУ, Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145.
В соответствии с п. 4 Правил, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 5.1 Информационных карт Аукционной документации, описание объекта закупки содержится в части II Документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки: Техническое задание".
В соответствии с Техническим заданием Аукционной документации, к объекту закупки относятся, в том числе, следующие товары: по позиции N18 - базовый робототехнический набор, по позиции N19 - ресурсный робототехнический набор, по позиции N26 - магнитная мешалка, данным товарам выбран код ОКПД2 - 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные".
Согласно п. 1 Распоряжения Министерства просвещения РФ от 24.06.2021 NР-131 утверждены методические рекомендации по созданию и функционированию педагогических технопарков на базе образовательных организаций высшего образования (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций, Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения единых организационных и методических условий создания и общих подходов к функционированию педагогических кванториумов, а также определения основных направлений организации образовательной деятельности педагогических вузов. Методические рекомендации направлены на проведение практических занятий со студентами педагогических вузов, повышения квалификации педагогических работников и др.
Согласно приложению 1 к Методическим рекомендациям в число педагогических вузов включен, в том числе, Заказчик.
В приложении 6 к Методическим рекомендациям указан примерный перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для оснащения педагогического кванториума, в том числе, примерные минимальные требования к различным товарам (в том числе, к товарам, аналогичным объекту закупки по Аукциону).
По результатам анализа положений Технического задания Аукционной документации Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что Техническое задание Аукционной документации разработано Заказчиком в соответствии с Методическими рекомендациями, описание объекта закупки осуществлялось Заказчиком в соответствии с приложением 6 к Методическим рекомендациям, при этом данные Методические рекомендации приняты Минпросвещением России и направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и общих подходов к функционированию в общеобразовательных организациях.
В рамках Аукциона приобретаемые товары относятся к одному коду ОКПД2 - 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные", данные товары связаны между собой функционально и технологически, предназначены для их совместного использования в образовательных целях в соответствии с Методическими рекомендациями, являющимися обязательными для Заказчика как для образовательного учреждения, входящего в перечень учреждений приложения 1 к Методическим рекомендациям; при этом включение в описание объекта закупки требований объективно обусловлено потребностями Заказчика и спецификой его деятельности, что соответствует принципу эффективного и рационального расходования бюджетных средств, а также фактически удовлетворяет потребности Заказчика (аналогичные выводы содержатся в Определении Верховного Суда РФ от 28.09.2020 по делу NА46-12288/2019 и др.).
Доказательств, подтверждающих, что Техническое задание Аукционной документации составлено не в целях удовлетворения объективных потребностей Заказчика, а в целях обеспечить победу какого-то конкретного хозяйствующего субъекта, либо в целях устранения или ограничения конкуренции, не представлено. Заявитель не представил доказательств, подтверждающих, что участие в Аукционе фактически является для него невозможным.
Таким образом описание объекта закупки сформировано Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Методическими рекомендациями (так как исходя из содержания Методических рекомендаций следует, что в приложении 6 к данным рекомендациям содержатся примерные минимальные требования, а не исчерпывающий перечень требований к закупаемым товарам, следовательно, Заказчику не запрещено указать в Техническом задании показатели, не предусмотренные Методическими рекомендациями), что само по себе не нарушает требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба признается обоснованной в части.
С учетом выявленного нарушения Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранения нарушений Заказчику и аукционной комиссии Заказчика.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу <_> на положения документации об электронном аукционе "Учебное оборудование" (номер извещения в ЕИС - 0313100006921000066), обоснованной в части первого довода.
2. Признать заказчика - ФГБОУ ВО "Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко" нарушившим ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - ФГБОУ ВО "Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко" и аукционной комиссии ФГБОУ ВО "Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко" предписании об устранении выявленного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
_____ <_>
______ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 10 сентября 2021 г. N 018/06/106-867/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2021