В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с поступлением обращения Прокуратуры Иркутского района, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ), на основании приказа Иркутского УФАС России N038/3959/21 от 12 августа 2021 года "О проведении внеплановой проверки" инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Инспекция) в составе:
руководитель Инспекции: "_";
участники Инспекции: "_";"_";
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении заказчика - АДМИНИСТРАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ-АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с заключением дополнительного соглашения к контракту заключённого по результатам электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству парковой зоны по адресу: п. Молодёжный, ул. Подгорная", извещение N 0134300043120000010.
Место нахождения АДМИНИСТРАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ-АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ - 664038, Иркутская обл, Иркутский р-н, Молодежный п, ДОМ 7.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- обращения Прокуратуры Иркутского района;
- извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300043120000010 "Выполнение работ по благоустройству парковой зоны по адресу: п. Молодёжный, ул. Подгорная";
- документация о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300043120000010 "Выполнение работ по благоустройству парковой зоны по адресу: п. Молодёжный, ул. Подгорная";
- дополнительное соглашение N2 от 22 июня 2021 года;
- иные документы.
Описательная часть
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией установлено следующее.
АДМИНИСТРАЦИЕЙ МОЛОДЕЖНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ-АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (далее - заказчик) 24 сентября 2020 года в единой информационной системе в сфере закупок, размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300043120000010, а также документация об электронном аукционе "Выполнение работ по благоустройству парковой зоны по адресу: п. Молодёжный, ул. Подгорная", (далее-документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 306 090 руб. 00 коп.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 13.10.2020 N0134300043120000010-2-1, победителем электронного аукциона признано ООО "КВАТТРО".
26 октября 2020 года между заказчиком и Обществом с ограниченной ответственностью "КВАТТРО" заключен муниципальный контракт N 0134300043120000010 на выполнение работ по благоустройству парковой зоны по адресу: п. Молодёжный, ул. Подгорная (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1 Контракта, Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по благоустройству парковой зоны по адресу: п. Молодёжный, ул. Подгорная (далее - Работы), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту), в объеме, установленном в локально-ресурсном сметном расчете (Приложения к техническому заданию) (далее - Сметная документация), передать результат работ Заказчику в сроки, указанные в статье 3 Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 3.1 Контракта предусмотрено, что Срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме с момента заключения контракта до 01.07.2021 г.
Дополнительным соглашением N2 от 22 июня 2021 года стороны договорились об увеличении срока исполнения муниципального контракта от 26 октября 2020 года N 0134300043120000010 на выполнение работ по благоустройству парковой зоны по адресу: п. Молодёжный, ул. Подгорная, до 15.07.2021 года, в связи с неблагоприятными погодными условиями.
Из письменных пояснений АДМИНИСТРАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ-АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ следует, что 26.05.2021 года ООО "КВАТТРО" в адрес заказчика направило уведомление с просьбой о приостановке работ, в связи с неблагоприятными погодными условиями.
Дополнительное соглашение N2 заключено на основании пункта 5.2.4. Контракта, согласно которому при получении от Подрядчика уведомления о приостановлении выполнения Работ в случае, указанном в подпункте 5.4.5. Контракта, рассмотреть вопрос о целесообразности и порядке продолжения выполнения Работ. Решение о продолжении выполнения Работ при необходимости корректировки сроков и отдельных этапов выполнения Работ принимается Заказчиком и Подрядчиком совместно и оформляется дополнительным соглашением к Контракту.
Согласно пункту 5.4.5. Контракта подрядчик вправе приостановить выполнение Работ с согласия Заказчика в случае обнаружения независящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на годность или прочность результатов выполняемых Работ или создать невозможность их завершения в установленный Контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение одного рабочего дня.
Согласно пункту 4.4. "СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 272) (ред. От 16.12.2016), Работу по устройству слоев дорожной одежды следует проводить только на готовом и принятом в установленном порядке земляном полотне. Покрытие и основание с использованием вяжущих материалов следует устраивать на сухом, чистом и непромерзшем нижележащем слое.
Кроме того, согласно пункту 6.11 "СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75" (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр) (ред. От 23.12.2019), Асфальтобетонные покрытия допускается укладывать только в сухую погоду. Основания под асфальтобетонные покрытия должны быть очищенными от грязи и сухими. Температура воздуха при укладке асфальтобетонных покрытий из горячих и холодных смесей должна быть не ниже плюс 5 °C весной и летом и не ниже плюс 10 °C осенью. Температура воздуха при укладке асфальтобетонных покрытий из тепловых смесей должна быть не ниже минус 10 °C.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу о возможности заключения между сторонами дополнительного соглашения о приостановке работ на основании пунктов 5.2.4. и 5.4.5 Контракта.
Однако, дополнительное соглашение N2 от 22 июня 2021 года заключено с целью продления срока выполнения работ по контракту, а не с целью приостановления работ по контракту, в связи с погодными условиями.
Пунктом 3.3. Контракта установлено, что срок выполнения Работ может быть продлен в случае, предусмотренном пунктом 10.3. Контракта.
Пункт 10.3. Контракта предусматривает, что при рассмотрении споров в связи с обстоятельствами непреодолимой силы Сторона, ссылающаяся на эти обстоятельства, обязана представить документальное подтверждение их наступления, подписанное органом, уполномоченным выдавать соответствующие документы.
Исходя из пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (пункт 1 статьи 766 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 статьи 767 ГК РФ, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона N44-ФЗ, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Федерального закона N44-ФЗ.
Исчерпывающий перечень случаев (оснований) внесения изменений в контракт предусмотрены частью 1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ.
Так согласно части 1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией;
8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;
9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;
10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Из анализа части 1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ следует, что изменение срока выполнения работ по контракту, объектом которого является благоустройство территории, не предусмотрено.
Аналогичной позиции придерживается Министерство экономического развития Российской Федерации в своем письме от 31 марта 2017 г. N ОГ-Д28-401, согласно которому: "При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, изменение условий контракта допускается в случаях, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ. При этом согласно части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 данной статьи.
Учитывая изложенное, положения Закона N 44-ФЗ не предусматривают заключение дополнительного соглашения к контракту о продлении срока действия контракта".
Таким образом, у сторон при заключении дополнительного соглашения от N2 от 22 июня 2021 года об увеличении срока исполнения муниципального контракта от 26 октября 2020 года N 0134300043120000010 на выполнение работ по благоустройству парковой зоны по адресу: п. Молодёжный, ул. Подгорная, до 15.07.2021 года, отсутствовали законные оснований для изменения сроков выполнения работ, так как часть 1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ не предусматривает (с учетом предмета контракта и причин, послуживших основанием для изменений) правовые основания для изменения сроков выполнения работ.
Инспекция приходит к выводу, что изменение предусмотренных контрактом сроков выполнения работ, условия о которых размещены в извещении о проведении аукциона и в аукционной документации, после заключения контракта в данном случае не допустимо.
Факт выпадения осадков не является непреодолимой силой и существенным обстоятельством для изменения условий контракта и не относится к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ, для изменения сроков выполнения работ.
Следовательно, заказчиком нарушены часть 1 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ при изменении условий муниципального контракта от 26 октября 2020 года N 0134300043120000010 на выполнение работ по благоустройству парковой зоны по адресу: п. Молодёжный, ул. Подгорная, так как при подписании дополнительного соглашения N2 от 22 июня 2021 года заказчиком не соблюдены требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
Заключительная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях заказчика - АДМИНИСТРАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ-АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ при заключении дополнительного соглашения к контракту заключённого по результатам электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству парковой зоны по адресу: п. Молодёжный, ул. Подгорная", извещение N 0134300043120000010, выявлены нарушения части 1 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ.
Инспекция Иркутского УФАС России предлагает руководителю Иркутского УФАС России передать материалы внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 22 июня 2021 г. N 038/3959/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2021