резолютивная часть решения объявлена 09.09.2021 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "Армтэкс" (далее - заявитель), по доверенности, в присутствии представителей Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики (далее - заказчик) по доверенности, в отсутствии представителей АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор ЭТП),
рассмотрев в режиме видео-конференц связи, посредством приложения "TrueConf", жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0104200000421000049 ЭА51 "Поставка автоматизированных рабочих мест" (далее - аукциона, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона. Согласно жалобе, документация об аукционе содержит нарушения, ограничивающие права участников аукциона. На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить проведение закупки, провести внеплановую проверку, отменить закупку и обязать заказчика внести изменения в документацию.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Установления требования в проекте контракта о поставке операционной системы в составе поставляемого оборудования, а также указание требований к такой операционной системе;
2. Не установление запретов в соответствии с ПП РФN1236;
Заказчик представил письменные пояснения, в соответствии с которыми считает доводы заявителя несостоятельными, просит жалобу признать необоснованной.
Также Заказчиком пояснено, что отсутствие запрета по Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" обусловлено тем, что операционная система не является предметом закупки, и не подлежит установке в результате исполнения контракта.
Рассмотрев доводы заявителя, указанные в жалобе, письменные пояснения заказчика и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
23.08.2021 в 18ч.48-м. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки - https://www.roseltorg.ru/) был размещен аукцион N0104200000421000049 ЭА51 "Поставка автоматизированных рабочих мест" с начальной (максимальной) ценой контракта 41 460 000,00 р.
Требование к составу и содержанию документации об аукционе установлено ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла содержания ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе определить в аукционной документации такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, его комплектности, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребности с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, моделям, видам товара.
Довод заявителя относительно не установления ограничений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не нашел своего подтверждения, так как предметом закупки является поставка оборудования.
Техническим заданием документации об аукционе, поставка программного обеспечения не предусмотрена.
При этом, положения проекта контракта, а именно разделом 3.11 установлены следующие требования:
С целью обеспечения приемки и работоспособности Товара и его дальнейшей корректной эксплуатации Поставщик обеспечивает наличие предустановленной операционной системы:
Операционная система предназначена для установки на компьютеры с 64-разрядными процессорами с поддержкой EFI.
Операционная система является предустановленным и лицензионным программным обеспечением
Графический интерфейс операционной системы выполнен на русском языке.
В составе операционной системы имеются интерактивные справочные материалы на русском языке.
В составе операционной системы имеется веб-браузер, предназначенный для навигации в сети Интернет, а также доступа к клиентскому программному обеспечению по клиент-серверной технологии в режиме терминала.
В составе операционной системы имеется программное обеспечение для просмотра графических изображений и сканированных текстов.
В составе операционной системы имеется программное обеспечение архивирования и сжатия файлов.
В составе операционной системы имеется программное обеспечение для работы с файлами и файловой системой.
В составе операционной системы имеется программное обеспечение для оптического распознавания документов.
Операционная система обеспечивает вывод на печать документов.
Операционная система обеспечивает поддержку файловых систем fat, ntfs, iso9660.
Операционная система обеспечивает поддержку сетевых протоколов SMB, NFS, FTP, NTP.
Операционная система имеет средства удаленного администрирования и управления конфигурациями операционной системы.
В составе операционной системы имеются средства организации единого пространства пользователей, совместимые с Active Directory, реализующие централизованное хранение информации об окружении пользователей и сетевую идентификацию, и аутентификацию с однократным вводом информации.
Наличие в операционной системе графических средств настройки системы:
- аутентификации (включая Active Directory и ldap/kerberos);
- установки и синхронизации времени;
- управления пользователями;
- просмотра системных журналов;
- установки и настройки периферийного оборудования.;
Операционная система совместима с:
- офисным пакетом и браузером из Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
- сертифицированными средствами выработки и проверки электронной подписи;
- сертифицированными средствами криптографическими защиты информации.
Предоставление права использования обновлений продукта в течение 12 месяцев.
При этом, как отмечено ранее, предметом поставки в рамках контракта является поставка автоматизированных рабочих мест (компьютеров), а не поставка программного обеспечения.
Техническим заданием, документации об аукционе также не предусмотрены требования к программному обеспечению, в частности операционной системе.
Следовательно данный довод заявителя, о неправомерном установлении требований к проекте контракта к характеристикам операционной системы, нашел свое подтверждение.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в проекте контракта требования по поставке программного обеспечения (операционной системы) не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и нарушают ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
При этом по ранее рассмотренной жалобе ООО "Альфа", Заказчику выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, путем исключения из проекта контракта требований к операционной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу заявителя обоснованной в части установления в проекте контракта требований к победителю по поставке программного обеспечения в составе поставляемых товаров.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст. Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, в связи ранее выданным предписанием по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Альфа".
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 14 сентября 2021 г. N 007/06/64-1000/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2021