Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:,
в отсутствии представителей заявителя, заказчика, уполномоченного органа, оператора ЭТП, надлежащим образом извещенных уведомлением о времени, дате и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, посредством приложения "True Conf", жалобу заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме N0104200002121000030 "Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий по объекту "Очистные сооружения г.п. Тырныауз, Эльбрусский район, КБР" (далее - конкурс), руководствуясь ст.105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия единой комиссии заказчика, уполномоченного органа при проведении конкурса.
Согласно жалобе заявителя, конкурсная документация утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы заявителя.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе заявителя, письменные возражения заказчика, уполномоченного органа, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
18.06.2021 г. в 18:11 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru опубликован открытый конкурс в электронной форме N0104200002121000030 "Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий по объекту "Очистные сооружения г.п. Тырныауз, Эльбрусский район, КБР" с начальной (максимальной) ценой контракта - 9 800 000,00 руб. В извещении о проведении конкурса предусмотрено: дата и время начала подачи заявок 18.06.2021 г. в 18:11 ч.; дата и время окончания подачи заявок 23.08.2021 г. 09:00 ч.; дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок 26.08.2021. 09:00 ч.; дата подачи окончательных предложений 30.08.2021; дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок 02.09.2021 г. 18:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть такой показатель как опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В пункте 27(2) Правил предусмотрено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно подпункту "б" пункта 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько видов контрактов (договоров), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки, в том числе, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" пункта 27(3) Правил объекта капитального строительства соответствующего вида.
Согласно конкурсной документации, заказчиком установлены следующие критерии заявок:
1) Цена контракта - значимость критерия 60%.
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия 25%.
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 15%.
Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию "Квалификация участника закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется с учетом следующих показателей:
- Квалификация специалистов участника закупки - 60%
- Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема - 40%.
В документации указано, что при оценке по показателю "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" подтверждением опыта участника открытого конкурса в электронной форме является представление в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме следующих документов:
копий исполненных контрактов и (или) договоров на подготовку проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий по строительству и (или) реконструкции объектов капитального строительства, в которых указаны установленный срок оказания услуг и (или) выполнения работ и их первоначальная стоимость, копий актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком услуг и (или) работ, оказанных и (или) выполненных в полном объеме.
При этом минимальная стоимость оказанных услуг и (или) выполненных работ по каждому контракту и (или) договору устанавливается в размере не менее начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который, проводится открытый конкурс в электронной форме.
По мнению заявителя, в конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию, поскольку в рамках критерия оценке подлежат контракты (договоры), с определенной минимальной стоимостью выполненных работ т.е. 100% от НМЦК, что ограничивает количество участников закупки.
Изучив указанный порядок оценки заявок участников закупки, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком, уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю, поскольку исходя из положений конкурсной документации не подлежат оценке контракты (договоры) на выполнение работ цена которых менее НМЦК по данной закупке.
Кроме того, установленное Конкурсной документацией требование к минимальной стоимости контракта неправомерно, поскольку указанное условие не предусмотрено Правилами, а также не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленные критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, а также величины значимости этих критериев не позволяют выявить лучшее условие исполнения контракта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу заявителя обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
3.Выдать обязательное к исполнению предписание заказчику, оператору ЭТП направленное на устранение выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления ФАС России по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 13 сентября 2021 г. N 007/06/54.3-1005/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2021