Резолютивная часть решения оглашена 14.09.2021
В полном объеме решение изготовлено 17.09.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Габсатаровой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ГБУЗ "Городская больница г. Златоуст" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Антонове С.А. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0869200000221002017 на поставку перчаток медицинских (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя ГБУЗ "Городская больница г. Златоуст" Ильчибаевой А.А., действующего на основании доверенности от 11.01.2021,
- представителя ГБУЗ "Городская больница г. Златоуст" Сергеевой Г.Л., действующего на основании доверенности от 11.01.2021,
- ИП Антонова С.А., личность удостоверена на основании паспорта,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение ГБУЗ "Городская больница г. Златоуст" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Антонове С.А.
Согласно представленным документам 22.04.2021 ГБУЗ "Городская больница г. Златоуст" и ИП Антонов С.А. заключили контракт по цене 6 150 000, 00 рублей (протокол проведения электронного аукциона от 30.06.2021).
Решением от 19.08.2021 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения ИП Антоновым С.А. обязательств по контракту, в том числе в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе, что подтверждается претензионной перепиской заказчика. В связи с указанными обстоятельствами 07.09.2021 сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии ИП Антонов С.А. представил документы и письменные пояснения, а также указал, что поставка перчаток по второй позиции спецификации не может быть осуществлена, так как производитель предлагаемых перчаток приостановил выпуск данной продукции в связи с коронавирусной инфекцией. При этом, поставщик готов произвести поставку перчаток с иными характеристиками, но в большем объеме с целью соблюдения лечебного процесса.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 11.2 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что надлежащим уведомлением является обязательное направление заказчиком решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика и с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, заказчиком 19.08.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 20.08.2021 направлено подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением по адресу: 426068, Р. Удмуртия, г. Ижевск, ул. Архитектора П.П. Берша, д. 23, кв. 61, 20.08.2021 - по электронной почте: koltonin@mail.ru, а также телеграммой, 20.08.2021 размещено в единой информационной системе во вкладке "дополнительная информация о закупках, контрактах".
Как следует из пояснений и документов, представленных заказчиком, подтверждение о вручении подрядчиком указанного решения получено заказчиком 24.08.2021, что подтверждается отметкой на телеграмме. С учетом изложенного, контракт является расторгнутым 06.09.2021 в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При этом, сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 07.09.2021.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ИП Антоновым С.А. 20.07.2021 заключен контракт N 3740400504621000340 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке, что подтверждается сведениями из единой информационной системы.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта предметом является поставка перчаток медицинских согласно спецификации (Приложение N 1), что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора поставки, порядок заключения которого регламентирован параграфом 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно пункту 4.1 контракта стороны настоящего контракта определили срок поставки товара с момента заключения контракта по 30.09.2021, при этом предусмотрено, что поставка осуществляется по заявкам заказчика не позднее 10 дней с момента ее получения поставщиком.
Как следует из переписки, представленной заказчиком, поставщику неоднократно (20.07.2021, 29.07.2021, 04.08.2021) направлялись заявки по электронной почте, указанной в контракте: koltonin@mail.ru о необходимости поставки медицинских перчаток в следующем количестве:
- первая заявка - 30 000 пар перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильны (поз. 2 спецификации),
- вторая заявка - 30 000 пар перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильны (поз. 2 спецификации),
- третья заявка - 2500 пар перчаток хирургических из латекса гевеи, неопудренных, антибактериальных (поз. 1 спецификации), 30 000 пар перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных (поз. 2 спецификации), 1000 пар перчаток хирургических из латекса гевеи, неопудренных, антибактериальных (поз. 3 спецификации).
При этом, как следует из ответов поставщика на первые две заявки (от 23.07.2021 исх. 10, от 30.07.2021 исх. 11) поставка перчаток по 2 позиции произведена не будет, так как "Benovy" - производитель предлагаемых к поставке изделий, приостановил производство удлиненных перчаток (300 мм) в связи с распространением коронавирусной инфекции (письмо от 14.07.2021). На третью заявку поставщик не направил ответ, при этом на Комиссии пояснив, что указанная заявка не прочитана по электронной почте, так как письмо размещено в папке "спам".
Более того, в письмах поставщик указывал на возможность поставки перчаток по поз. 2 спецификации стандартной длины (240 мм) в большем объеме, чем предусмотрено условиями контракта.
С учетом изложенного, поставщиком трижды нарушены сроки поставки товара: перчатки не поставлены в течение 10 дней с момента направления трех заявок, что свидетельствует о неоднократном нарушении поставщиком сроков поставки товара.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, поставщиком неоднократно нарушены сроки поставки товара, что является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта заказчиком.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются действия общества, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем торгов.
Действуя в рамках исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально-значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Вместе с тем, как установлено на заседании Комиссии ИП Антонов С.А. не исполнил обязательства по поставке перчаток как в сроки, предусмотренные контрактом, так и в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли предпринимателя в части добросовестного исполнения контракта.
Кроме того, действия предпринимателя по предложению перчаток по 2 поз. спецификации с иными характеристиками (по длине), чем предусмотрено контрактом, не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, при этом, поставка перчаток по поз. 1, 3 спецификации также не осуществлена поставщиком.
Следует отметить, что указание поставщиком на неполучение третьей заявки от заказчика опровергается материалами дела, тогда как необеспечение прочтения электронного письма предпринимателем является риском хозяйствующего субъекта, при этом получение ИП Антоновым С.А. заявок заказчика, направленных ранее, свидетельствует о том, что указанный способ обмена корреспонденцией является допустимым для сторон.
При этом заказчик пояснил, что неисполнение обязательств поставщиком повлекло негативные последствия ввиду необходимости непрерывного обеспечения медицинского учреждения перчатками, в том числе для ковидных отделений, что привело к заключению заказчиком контрактов с единственным поставщиком.
Таким образом, неисполнение предпринимателем обязательств по поставке перчаток не соответствуют обоснованным ожиданиям заказчика, что свидетельствует о недостижении цели договора, заключенного по результатам конкурентной процедуры, в том числе привело к дополнительным расходам, произведенным заказчиком на поставку товара, закупленного у единственного поставщика.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Как следует из материалов дела предприниматель не исполнил обязательства по контракту, не представил на заседание Комиссии документы и сведения, свидетельствующие об исполнении (частичном исполнении) обязательств по поставке товара, в том числе сведения об объективной невозможности исполнения контракта, что по совокупности обстоятельств подтверждает недобросовестность правового поведения поставщика.
При указанных обстоятельствах антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости включения сведений об ИП Антонове С.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГБУЗ "Городская больница г. Златоуст" в отношении ИП Антонова С.А. (адрес: 426068, Р. Удмуртия, г. Ижевск, ул. Архитектора П.П. Берша, д. 23, кв. 61, ИНН 745310759377), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Габсатарова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 сентября 2021 г. N 074/06/104-2403/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.09.2021