Резолютивная часть решения оглашена 16.09.2021
В полном объеме решение изготовлено 16.09.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
на основании письма ФАС России исх. N МЕ/49839-ЛР/19 от 13.06.2019 о проведении инициативной внеплановой проверки в целях исполнения Поручения Президента РФ от 23.05.2019 N Пр-907 (пункт 3 Протокол заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 N 2), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):
- представителя МУ "Управление строительства, ЖКХ и архитектуры Администрации Чебаркульского муниципального района" (далее - Управление, Заказчик): руководителя Прохорова О.В., действующего на основании постановления Администрации Чебаркульского района N 384 от 13.05.2021;
- представителя Муниципального учреждения "Администрация Чебаркульского муниципального района" (далее - Уполномоченный орган, Администрация): Паньковой Е.В., действующей на основании доверенности N 21 от 16.09.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
Челябинским УФАС России из размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) информации обнаружено наличие признаков нарушения законодательства о контрактной системе при проведении МУ "Управление строительства, ЖКХ и архитектуры Администрации Чебаркульского муниципального района" электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории в д.Кугалы, ул. Школьная, 27-б, I-этап (ограждение, тротуары, освещение) Чебаркульского муниципального района Челябинской области (извещение N 0169300015621000061).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком в ЕИС 25.08.2021 в 10:41.
Закупка осуществлялась в рамках национального проекта "Формирование комфортной городской среды", федерального проекта "Жилье и городская среда" (КБК 9570503770F255550244).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 232 477,12 рублей.
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0169300015621000061 от 03.09.2021, протокол проведения электронного аукциона от 06.09.2021.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 11,5%.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 06.09.2021 победителем аукциона признан Индивидуальный предприниматель Кареян А.Д., с предложением о цене контракта 1 090 742,15 рублей.
На дату проведения проверки контракт не заключен.
Изучив размещенные в ЕИС сведения, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при закупке работ с поставкой товара заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, то есть указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, соответствующих потребности заказчика.
При этом, в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к составу первой части заявки установлены с учетом объекта закупки, что свидетельствует о необходимости указания в документации об аукционе данных требований в зависимости от того, что является предметом контракта: поставка товара, выполнение работ (оказание услуг) без поставки товара, выполнение работ (оказание услуг) с поставкой товара.
Согласно подпунктам "а, б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки должна содержать:
- наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Положения пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе содержат совокупность условий, при которых заказчик обязан установить требование о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей товара, а именно:
- осуществление закупки на выполнение работ;
- поставка товара, необходимого для выполнения работ.
Согласно пункту 3 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).
Таким образом, только при осуществлении закупки, по результатам которой заключается смешанный договор, имеющий признаки договора поставки товара и выполнения работ (подряда), обоснованно устанавливать в требованиях к составу первой части заявки условие о предоставлении страны происхождения товара и конкретных показателей товара в соответствии с подпунктами "а, б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с частью 1 статьи 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
В соответствии с разъяснениями ФАС России от 25 июня 2020 г. N ИА/53616/20 Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
- товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
- товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика;
- товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., без которых невозможно выполнить работу или оказать услугу.
Пунктом 7 части 1 информационной карты документации об аукционе предусмотрено, что требованием к содержанию и составу первой части заявки является, в том числе, предоставление сведений о стране происхождения товара и конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закрытом аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
В соответствии с проектом контракта, заключаемого п результатам закупки:
- предметом контракта является выполнение работ по благоустройству (пункт 1.1.);
- установлены сроки выполнения работ (пункт 1.4);
- существенными условиями контракта определены цена, сроки, качество работ, надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту (пункт 1.6);
- предусмотрены цена работ и порядок расчетов за выполненные работы (раздел 3);
- определен порядок сдачи-приемки работ (раздел 4).
При этом, из содержания текста проекта контракта не следует, что при выполнении работ заказчик приобретает товары: не определена приемка и оплата указанных товаров, постановка приобретаемых заказчиком товаров на бухгалтерский учет, что в совокупности свидетельствует о заключении заказчиком договора подряда без условия о поставке материалов в качестве товара.
При этом, в описании объекта закупки, сметной документации указано, что при выполнении работ используются материалы, однако заказчиком не определено, что указанные материалы являются товарами, поставка которых планируется в рамках исполнения контракта.
Таким образом, требованием к составу первой части заявки с учетом условий закупки должно быть исключительно согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона, так как объект закупки предусматривает выполнение работ без осуществления поставки товара.
С учетом изложенного, требование к составу первой части заявки о предоставлении участником закупки наименования страны происхождения и конкретных показателей товара является излишним, не соответствующим описанию объекта закупки и не отвечающим положениям пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Частью 7 указанной нормы предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Из содержания проекта контракта (приложение к аукционной документации) следует, что его текст не содержит положений об уменьшении размера обеспечения в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 закона о контрактной системе, а также положений о начислении пени в размере, определенном в порядке части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, что не соответствует части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6.5 проекта контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на 30 дней, что не соответствует части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание, что на участие в аукционе поступило две заявки, при проведении аукциона снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 11,5%, что подтверждает наличие конкурентной среды при проведении закупки, Комиссия считает целесообразным предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 3 статьи 66, части 30 статьи 34, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 сентября 2021 г. N 074/06/99-2458/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.09.2021