Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Ангара" (далее - Заявитель) на действия администрации Бакинского сельского округа МО г. Горячий Ключ КК при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта: "Выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории Бакинского сельского округа муниципального образования город Горячий Ключ" (извещение N 0318300457621000127) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует конкурсную документацию.
На заседании Комиссии объявлен перерыв до 14 ч. 00 мин. 10.09.2021 г. с целью получения дополнительной информации и документов.
После перерыва представитель Уполномоченного органа - МКУ "Уполномоченное учреждение в сфере закупок" МО Крымский район присутствовал, представитель Заказчика - администрации Бакинского сельского округа МО г. Горячий Ключ КК отсутствовал, представитель Заявителя - ООО "Ангара" присутствовал. Состав Комиссии тот же.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МКУ МО г. Горячий Ключ "Муниципальный центр закупок" проводился открытый конкурс в электронной форме: "Выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории Бакинского сельского округа муниципального образования город Горячий Ключ" (извещение N 0318300457621000127).
Заказчик - администрации Бакинского сельского округа МО г. Горячий Ключ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 648 886,46 рублей.
Заявитель обжалует обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Ч.1 ст.54.1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
В силу ч.2 ст.108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии (далее в целях настоящей статьи - поставки энергетических ресурсов). Заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч.1 ст.14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
На основании ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе в том числе принято Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), которым утверждён порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок).
Согласно п.4 Постановления N 878 установить, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно п.5 Постановления N 878 установить, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Заказчиком в составе документации размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В п.26 Информационной карте конкурсной документации указано:
Условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, установленные в соответствии со статьей 14 N 44-ФЗ |
1. Ограничения на допуск товаров (радиоэлектронной продукции поставляемые при выполнении закупаемых работ), происходящих из иностранных государств, в соответствии с Перечнем радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 года N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", не установлены в связи с наличием обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск товаров (радиоэлектронной продукции поставляемые при выполнении закупаемых работ), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (содержится в Приложение N1 к разделу 2 "Описание объекта закупки"). 2. Запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 г. N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлены в связи с наличием обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением РФ), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (содержится в Приложение N2 к разделу 2 "Описание объекта закупки"). 3. Установлены условия допуска товаров в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 года N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (светодиодные светильники, поставляемые при выполнении закупаемых работ): 1)При проведении настоящего конкурса преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям конкурсной документации и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза. 2) При проведении настоящего конкурса рассмотрение и оценка заявок, содержащих предложения о поставке товаров, происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, осуществляются конкурсной комиссией и оператором электронной площадки с применением к предложенной в указанных заявках цене контракта, понижающего 15-процентного коэффициента. Контракт заключается по цене, предложенной в заявке победителем конкурса. 3) Подтверждением страны происхождения товаров в целях применения настоящих условий допуска является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара. 4) Положения подпунктов 1 и 2 настоящих условий допуска не применяются при проведении настоящего конкурса в случаях, если: а) открытый конкурс в электронной форме признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе; б) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, соответствующими требованиям документации о закупке, содержат предложения о поставке товаров, происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза; в) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, соответствующими требованиям документации о закупке, содержат предложение о поставке товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза). |
Заказчиком в ЕИС размещено обоснование невозможности закупки радиоэлектронной продукции, включенный в единый реестр российском радиоэлектронной продукции для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком в извещении и конкурсной документации указан следующий код ОКПД2: 71.12.11.100 "Услуги в виде инженерно-технических консультаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности".
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" в ч.13 установлены требования к оборудованию, изделиям и материалам.
В п.5 Раздела "Описание объекта закупки" конкурсной документации указано о том, что в том числе осуществляется поставка к товару:
5. Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на объекте энергосервиса(далее Перечень мероприятий):
N п/п |
Наименование работ |
Ед. измерения |
Кол-во |
Сроки выполнения работ |
Электромонтажные работы |
|
|||
3. |
Исполнитель предоставляет Заказчику оборудование (светильники по видам, шкаф управления) для сверки характеристики поставляемого оборудования с характеристиками поставляемого оборудования которые были заявлены в конкурсной документации. |
|
|
Не позднее 10 дней с момента подписания контракта |
4. |
Поставка, монтаж энергосберегающих светодиодных светильников |
шт. |
112 |
в течение 90 календарных дней с даты заключения контракта |
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 25.07.2020) "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) на товары группы по коду ОКПД2 27.4 "Оборудование электрическое осветительное", в отношении которой постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1746 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлен запрет на допуск сроком на 2 года)" установлены запреты по допуску иностранных товаров.
В силу п. а) ч.5 ПП N145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно п.2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд ПП N878 обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В п.3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд ПП N878 обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Так как предметом закупки являются в том числе и поставка товара, то Заказчик обязан был установить КТРУ к поставляемым товарам.
Согласно коду 27.4 входит в перечень постановления N878 код 27.4 "Оборудование электрическое осветительное", но данный товар в обоснование невозможности указан не был.
Заказчиком подготовленное обоснование в конкурсной документации не соответствует п.3 Порядка ПП N878.
Таким образом, конкурсная документация разработана с нарушениями п.1) ч.1 ст.33, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель обжалует, что в размещенной конкурсной документации Заказчиком в рамках энергосервесного контракта осуществляется приобретение осветительного оборудования, которое входит в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, что по мнению Заявителя нарушает положения, установленные постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 г. N925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".
В силу п.1) ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной система конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
На основании п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п.5 Раздела 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации указано:
5. Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на объекте энергосервиса (далее - Перечень мероприятий):
N п/п |
Наименование работ |
Ед. измерения |
Кол-во |
Сроки выполнения работ |
Электромонтажные работы |
|
|||
1. |
Осмотр объекта энергосервиса (п. 5.3. контракта) |
|
|
В течение 5 дней с момента подписания контракта |
2. |
Демонтаж и вывоз существующих светильников на склад Заказчика |
шт. |
112 |
в течение 90 календарных дней с даты заключения контракта |
3. |
Исполнитель предоставляет Заказчику оборудование (светильники по видам, шкаф управления) для сверки характеристики поставляемого оборудования с характеристиками поставляемого оборудования которые были заявлены в конкурсной документации. |
|
|
Не позднее 10 дней с момента подписания контракта |
4. |
Поставка, монтаж энергосберегающих светодиодных светильников |
шт. |
112 |
в течение 90 календарных дней с даты заключения контракта |
5. |
Установка и монтаж АСУНО в составе: Щит учета 3 фазный Щит учета 1 фазный Рабочее место оператора |
шт. |
3 3 1 |
в течение 90 календарных дней с даты заключения контракта |
6. |
Прокладка СИП |
м |
1000 |
в течение 90 календарных дней с даты заключения контракта |
Пуско-наладочные работы |
|
|||
7. |
Пуско-наладочные работы |
|
|
в течение 90 календарных дней с даты заключения контракта |
Согласно постановлению Правительства РФ от 16.09.2016 г. N925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" положения данного постановления не распространяются на закупки, проводимые в рамках Закона о контрактной системе.
Как указано в самом постановление Правительства РФ N925, оно издано в соответствии с п.1 ч.8 ст.3 Федерального закона от 18 июля 2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Таким образом, данный довод необоснован.
Заявитель указывает, что обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд согласно ПП N1236 от 16.11.2015 г. составлено с нарушениями правил, установленным ПП N1236. Также в конкурсной документации представлены требования к АСУНО
Согласно ч. 3 ст. 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Постановлением N 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение энергосберегающих мероприятий, направленных на достижение экономии расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, а не поставка в собственность заказчика вычислительной техники с передачей ему прав на установленное на ней программное обеспечение и не поставка (предоставление в пользование) на материальном носителе либо в электронном виде по каналам связи программного обеспечения.
Кроме того, в соответствии с частью 19 статьи 108 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).
Данные требования к условиям энергосервисного контракта утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636 (далее - Требования).
Согласно пункту 19 Требований предусмотрено включение в проект энергосервисного контракта условия о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем у заказчика в ходе осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Соответствующее условие и порядок перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем, установлены в разделе 7 Проекта контракта конкурсной документации.
Согласно пункту 9.8, 9.9 Проекта контракта установлено:
"9.8. Право собственности на Оборудование и иные отделимые улучшения, установленные (созданные) Исполнителем на Объекте энергосервиса, принадлежит Исполнителю на время действия контракта.
9.9. Право собственности на Оборудование и иные отделимые улучшения, установленные (созданные) Исполнителем на Объекте энергосервиса, переходит в собственность Заказчика на основании Акта приема-передачи, подписанного Сторонами по окончанию срока действия контракта. Форма Акта приема-передачи оборудования и иных отделимых улучшений, установленных (созданных) Исполнителем на Объекте энергосервиса, приведена в Приложении N 8 к настоящему Контракту".
Таким образом, в течение всего срока исполнения контракта программное обеспечение Автоматизированной системы управления наружным освещением, будучи неотделимой составляющей АСУНО, находится в собственности исполнителя и используется для целей осуществления энергосберегающих мероприятий и достижения экономии энергетических ресурсов заказчика.
Проект контракта не содержит положений, устанавливающих переход права собственности на АСУНО либо порядок предоставления заказчику права пользования программным обеспечением АСУНО до истечения срока действия контракта.
Учитывая изложенное, оснований для установления заказчиком в конкурсной документации запрета, предусмотренного Постановлением N 1236, не имелось.
Жалоба в данной части является необоснованной.
Заявитель обжалует Раздел 10 конкурсной документации "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.6 ст.108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение указывают также в конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок одного из следующих предложений:
1) предложение о цене контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, о проценте экономии;
2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2003 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П. 11 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В пп б) п. 4 Правил указано, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
- характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 1 и 27 4 настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Разделе 10 конкурсной документации Заказчиком установлены "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины их значимостей":
1 |
Предложение о сумме, определяемое как разница между соответствующими расходами Заказчика на поставки энергетического ресурса (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов Заказчика, предложенной участником конкурса (далее - Предложение о сумме) |
Значимость критерия оценки -60% (коэффициент значимости критерия оценки - 0,60). Количество баллов, присуждаемых заявке по критерию оценки "Предложение о сумме" (ЦБi), определяется по формуле: а) в случае если Цmin> 0,
б) в случае если Цmin< 0,
где: Цi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Цmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; Цmax - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки. Для расчета рейтинга, присуждаемого предложению участника закупки, заявка которого оценивается, по критерию "Предложение о сумме", количество баллов, присуждаемых предложению участника закупки, заявка которого оценивается, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости:
Rai = ЦБi * 0,6
где: Rai - рейтинг i-ой заявки по критерию оценки "Предложение о сумме"; ЦБi- количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по критерию "Предложение о сумме" |
Не стоимостные критерии оценки | ||
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
Оценка заявок (предложений) по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется по показателю: "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Значимость критерия принята равной 40 %.
Для определения рейтинга, присуждаемого заявке участника конкурса по данному критерию, установлены следующие под критерии:
2.1. "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Опыт участника).
Величина значимости критерия составляет 50% Коэффициент значимости - 0,5
В рамках указанного критерия оценивается общая стоимость исполненных контрактов (договоров) в 2013-2020 годах. Каждый из указанных в реестре заключенных контрактов /договоров должен соответствовать одновременно всем следующим условиям: 1) Контракт/договор не расторгнут на дату размещения на официальном сайте http://zakupki.gov.ru извещения о проведении настоящего конкурса. Обязательства Участника закупки по исполнению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны быть подтверждены Актами сдачи-приемки оказанных услуг, либо Актами ввода в эксплуатацию, либо копиями документов о приемке/передаче оборудования/исполнения обязательств по контрактам (договорам) поставки, подписанными с двух сторон. 2) Предметом контрактов (договоров) заключенных и (или) исполненных может является: - оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов электрической энергии; - поставка сопоставимого светотехнического оборудования или систем управления (АСУНО) для систем наружного уличного освещения, применяемого при оказании энергосберегающих услуг, а также контрактами (договорами) на поставку сопоставимого светотехнического оборудования. 3) Каждый заключенный и (или) исполненный контракт (договор) быть исполнен в объеме на сумму не менее 5 500 000 (пять миллионов пятьсот тысяч) рублей. По энергосервисному контракту действия (мероприятия), направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения, приняты Заказчиком, а также между Заказчиком и Исполнителем были подписаны Акты о достижения доли размера экономии электрической энергии (либо иные документы позволяющие достоверно определить размер экономии (долю размера экономии), подписанные обеими сторонами контракта) в совокупности не менее 100% от предусмотренного данным контрактом размера экономии в натуральном выражении; По контрактам, связанным с поставкой сопоставимого светотехнического оборудования или систем управления (АСУНО) для систем наружного уличного освещения, применяемого при оказании энергосберегающих услуг, а также контрактами (договорами) на поставку сопоставимого светотехнического оборудования все пункты контракта должны быть исполнены в полном объеме, цена контракта должна подтверждаться актами приема-передачи переданного оборудования (оказанных услуг). Сведения по данному показателю указываются и подтверждаются следующими документами, а именно: Для энергосервисных контрактов (договоров): 1) копии реализуемых и (или) полностью исполненных энергосервисных контрактов (договоров) со всеми приложениями. В случае, если в договоры (контракты) вносились изменения (дополнения), необходимо представить копии дополнительных соглашений, в которых отражены эти изменения (дополнения); 2) копии актов о достижении размеров экономии по периодам (копии актов об окончании выполнения энергосервисных услуг для исполненных контрактов), подтверждающие объем выполненных обязательств. Для контрактов (договоров) , связанных с поставкой сопоставимого светотехнического оборудования или систем управления (АСУНО) для систем наружного уличного освещения, применяемого при оказании энергосберегающих услуг, а также контрактами (договорами) на поставку сопоставимого светотехнического оборудования: копии актов о полном окончании работ, подтверждающих цену контракта, (в том числе по достижению указанного контрактом размера экономии, оказанию услуг по обслуживанию контракта (если предусмотрено контрактом).
Участник конкурса предоставляет реестр контрактов (договоров).
Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение показателя, при этом установлено предельно необходимое максимальное значение - 35 000 000 (Тридцать пять миллионов) рублей. Для расчета рейтинга, присуждаемого предложению участника открытого конкурса, заявка которого оценивается, по критерию "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", количество баллов, присуждаемых предложению участника открытого конкурса, заявка которого оценивается, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости:
Количество баллов, присуждаемых по показателю оценки: "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (НЦБ(1)i), определяется по формуле: а) в случае если , - по формуле: НЦБ(1)i = КЗ x 100 x(Кi/ Кmax), б) в случае если , - по формуле: НЦБ(2)i = КЗ x 100 x(Кi / К ), При этом НЦБ(2)max = КЗ х 100 где: КЗ - коэффициент значимости показателя, равен 0,50; Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Кmax - максимальное предложение из предложений, сделанных участниками закупки. Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором пункта 11 Правил; НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
2.2. Размер достигнутой экономии электроэнергии в натуральном выражении по исполненным контрактам/договорам.
Величина значимости критерия составляет 50% Коэффициент значимости - 0,5
Оценка осуществляется по совокупному значению достигнутой экономии в натуральном выражении (в кВт/ч) по исполненным участником закупки контрактам (договорам), соответствующим следующим условиям: - контракт (договор) должен быть направлен на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения, либо контракт (договор), должен быть связан с поставкой и монтажом осветительного оборудования для наружного освещения; - контракт (договор) заключен в период с 2013 г. по 2020 г.; - под исполненными участником закупки контрактами (договорами) для целей оценки по показателю понимаются: контракты/договоры, по которым участником закупки выполнены все предусмотренные соответствующим контрактом (договором) мероприятия, а также достигнуты предусмотренный контрактом (договором) размер экономии энергоресурсов в натуральном выражении; иные контракты (договоры), по которым участником закупки выполнены все предусмотренные соответствующим контрактом обязательства в полном объеме;
Документы, предоставляемые участником закупки в подтверждение наличия у него вышеуказанного опыта (должны быть предоставлены все из нижеуказанных документов): - копии подписанных контрактов (договоров), соответствующих условиям, предусмотренных в описании настоящего показателя; - копии документов, подтверждающих исполнение обязательств по контрактам (договорам) в полном объеме; - копии подписанных актов достижения доли размера экономии либо иных предусмотренных соответствующим контрактом (договором) документов, подтверждающих размер достигнутой экономии; указанные документы должны содержать сведения, подтверждающие заявляемый участником закупки размер достигнутой экономии энергетического ресурса (электрической энергии) в натуральном выражении. Под копией документа понимается документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки (дата, номер, наименование документа, подписи и печати (при наличии) сторон). По каждой заявке членами конкурсной комиссии оценка и расчет баллов по показателю осуществляется на основе предложения участника закупки, подтвержденного копиями вышеуказанных документов. Баллы участнику закупки не начисляются в отношении предложения участника закупки, не подтвержденного документально согласно требованиям настоящей конкурсной документации. В случае предоставления неполного комплекта документов по контракту (договору) комиссия не будет учитывать опыт по такому контракту (договору).
Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение показателя, при этом установлено предельно необходимое максимальное значение - 5 000 000 (Пять миллионов кВт*ч). Количество баллов, присуждаемых по показателю оценки: "Размер достигнутой экономии электроэнергии в натуральном выражении по исполненным контрактам/договорам" (НЦБ(2)i), определяется по формуле: а) в случае если , - по формуле: НЦБ(2)i = КЗ x 100 x(Кi/ Кmax), б) в случае если , - по формуле: НЦБ(2)i = КЗ x 100 x(Кi / К ), При этом НЦБ(2)max = КЗ х 100 где: КЗ - коэффициент значимости показателя, равен 0,50; Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Кmax - максимальное предложение из предложений, сделанных участниками закупки. Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором пункта 11 Правил; НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком. Итоговый рейтинг по не стоимостному критерию "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" определяется как сумма рейтингов по под критериям, с учетом коэффициента значимости. |
Согласно абзацу 4 п.2 Письма ФАС России от 16.09.2020 NИА/80326/20 ""По вопросу применения законодательства о контрактной системе в части осуществления закупок на проведение энергоэффективных мероприятий", что в случае установления в порядке оценки заявок документации о закупке показателя "Опыт участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки", для целей оценки и присвоения баллов в документации о закупке необходимо устанавливать следующие показатели, а именно: наличие опыта реализации энергосервисных контрактов и контрактов, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энерго сервисных контрактов. При этом величина значимости таких показателей должна быть одинаковой.
В документации о закупке в отношении неистомостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по неистомостным критериям оценки (п.10 Правил ПП N1085).
Таким образом, в случае установления в порядке оценки заявок документации о закупке показателя "Опыт участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки", для целей оценки и присвоения баллов в документации о закупке необходимо устанавливать следующие показатели, а именно: наличие опыта реализации энергосервесных контрактов и контрактов, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов, что подтверждается письмом ФАС России NИА/80326/2501 от 16.09.2021 г.
Энергосервисный контракт - это контракт, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов Заказчиком.
Данное определение дано в п.8) ст.2 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, законодатель в определении понятия "энергосервесный контракт" закрепил его правовую природу - осуществление действий, направленных на энергосбережение, то есть оказание услуг, результатам которых будет являться достижение экономии. Первичным бухгалтерским документом, подтверждающем факт оказания услуг по договору, является акт достижения размера экономии, а не акт приема-передачи оборудования, товарная накладная, универсальная передаточный документ, либо иной документ, который подтверждал бы в качестве результата исполнения договора факт передачи оборудования.
Согласно п.4 постановления от 18 августа 2010 N636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)": указание размера экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, который должен обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта в течение срока его действия с учетом изменения факторов, влияющих на объем потребления энергетических ресурсов, а также долей размера экономии в натуральном выражении, которые должны обеспечиваться исполнителем за определенный период (далее - доли размера экономии).
Указание определяемого в порядке, установленном пунктом 3 настоящих требований, размера экономии энергетических ресурсов (доли размера экономии) в стоимостном выражении, которого должен достигнуть исполнитель, если в результате исполнения контракта этим исполнителем должна быть обеспечена экономия совокупных расходов на оплату энергетических ресурсов за счет полного либо частичного перехода с потребления одного энергетического ресурса на другой.
Таким образом, главным условием энергосервисного контракта в случаях, когда не предусмотрена замена энергоносителя, является достижение экономии именно в натуральном выражении, в данном случае электроэнергии.
В п.2.2 Раздела 10 конкурсной документации определен критерий о достижении экономии в натуральном кВт*ч электроэнергии:
Оценка осуществляется по совокупному значению достигнутой экономии в натуральном выражении (в кВт/ч) по исполненным участником закупки контрактам (договорам), соответствующим следующим условиям
- контракт (договор) должен быть направлен на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения,
либо контракт (договор), должен быть связан с поставкой и монтажом осветительного оборудования для наружного освещения;
Поскольку контракты, связанные с поставкой и монтажом оборудования, могут содержать условия о достижении экономии в натуральном выражении, ограничивать участников предоставлением сведений о достижении экономии в натуральном выражении только по энергосервисным контрактам является необоснованным ограничением, довод Заявителя жалобы о том, что контракты, связанные с поставкой и монтажом, не могут содержать сведений о достижении экономии в натуральном выражении, считаем ничтожным. При этом, если контракты, связанные с поставкой и монтажом осветительного оборудования, могут содержать сведения о достижении экономии, применяться в качестве опыта по достижению экономии в натуральном выражении разделение контрактов на энергосервисные и контракты, связанные с поставкой и монтажом, повлечет к необоснованному отклонению этих контрактов при оценке по 2-му показателю, или к оценке контрактов, связанных с поставкой и монтажом оборудования сразу по 2-м показателям, в то время как энергосервисные контракты будут ограниченны только одним показателем.
Таким образом, критериями оценки определены равные условия как для энергосервисных контрактов, так и для контрактов, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования.
Согласно пункту 3 Правил под оценкой понимается процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Показатели "Опыт участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки" использованные в конкурсной документации, полностью соответствуют целям определения лучших условий исполнения контракта.
Таким образом, данный довод несостоятелен.
Заявитель указывает, что Заказчиком в техническом задании конкурсной документации установлено требование о передачи информации к и от шкафов в управления технологию LoRa.
Автоматизированная Система Управления Наружным Освещением (АСУНО) должна представлять собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из оборудования системы управления (шкафов управления освещением, антенно-фидерного хозяйства, а также рабочего места оператора).
Система должна обеспечивать возможность централизованного контроля и управления наружным освещением удаленных объектов по технологии LoRa, сбора и хранения данных об энергопотреблении объектов с целью организации технического и коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). При подключении дополнительных функциональных модулей система должна предоставлять возможность как группового пофазного контроля линий светильников, так и индивидуального контроля каждого светильника.
Все настройки (расписание, текущее время, местоположение, аварийные номера и прочее), необходимые для управления осветительной установкой в автоматическом режиме хранятся во встроенной памяти контроллера (модуля), который установлен в шкафу управления. Контроллер собирает и хранит информацию о фактических режимах работы (энергопотребление, аварийные ситуации) осветительной установки и по запросу передает в ПО.
Заказчиком для обеспечения работы АСУНО выбран способ передачи данных посредством радиосигнала в не лицензируемом диапазоне радиочастот, что позволяет отказаться от традиционного способа передачи данных посредством сотовой сети, экономя при этом на стоимости услуг связи.
В РФ на основании Решения Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) N 08- 24-01-001 от 28.04.2008 и N 07-20-03-001 от 07.05.2007 (с учетом изменений, внесенных решениями ГКРЧ от 11.09.2018 и 24.12.2018) для этих целей выделены частотные диапазоны LPD 433,075-434,750 МГц, PMR 446,00625-446,09375 и 868,7-869,2 МГц. Эти радиочастоты могут использоваться без оформления специального разрешения ГКРЧ и совершенно бесплатно при условии соблюдения требований по ширине полосы, излучаемой мощности.
Согласно Предварительному Национальному Стандарту РФ "Информационные технологии. Интернет вещей. Протокол обмена для высокоемких сетей с большим радиусом действия и низким энергопотреблением":
LoRa (Long Range) - метод модуляции, который основывается на технологии модуляции с расширенным спектром и вариации линейной частотной модуляции (CSS) с интегрированной прямой коррекцией ошибок (FEC). Обеспечивает большую дальность связи (зону покрытия), чем другие конкурирующие с ним способы.
По своей сути, LoRa является способ передачи информации посредством радиосигнала в разрешенном диапазоне частот, аналогичному всем известным WiFi, Bluetooth и другие, но в отличие от них имеет более высокую дальность передачи данных (до 15 км) за счет более низкой скорости передачи данных.
Выбранный Заказчиком способ передачи информации соответствует плану мероприятий инновационному развитию России от 24.04.2018 N 1 "План мероприятий ("дорожная карта") Национальной технологической инициативы "Автонет" (приложение N 2 к протоколу заседания президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России от 24.04.2018 N 1). Приказу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ N113 от 29.03.2019 года "Об утверждении Концепции построения и развития узкополосных беспроводных сетей связи "Интернета вещей" на территории РФ".
Интернет вещей, другими словами, это устройства и предметы, подключенные к сети (включая Интернет) или к другим устройствам и машинам и работающие автономно без вмешательства человека. Узкополосная технология LoRa, работающая в диапазоне радиочастот 863-876 МГц, используемых в упрощенном порядке, позволяет передавать данные на небольших скоростях, но на относительно большие расстояния (до 15 км) при минимальной разрешенной мощности передатчика (главное отличие от других подобных технологий), при этом нет необходимости устанавливать сим-карты сотовых операторов для обеспечения связи шкафов управления с рабочим местом диспетчера.
LoRaWAN - открытый протокол для сетей с большим радиусом действия и возможностью использования устройств с низким энергопотреблением. Протокол LoRaWAN ориентирован на использование радиопередающих устройств с модуляцией LoRa, которые передают информации на базовые станции с последующей ретрансляцией данных на сервер через Интернет, в настоящей закупке не используется.
Для АСУНО используются радиопередающие устройства с модуляцией LoRa. Обмен информацией между конечными устройствами и диспетчерским пунктом: осуществляется в нелицензируемом диапазоне 863-870 МГц и шириной полосы излучения 0,125 МГц.
В состав шкафов управления и рабочего места оператора входят передающие устройства LoRa и антенны, которые позволяют осуществлять обмен данными. Установка базовых станций и использование действующей сети какого-либо оператора не предполагается.
Конечные устройства постоянно находятся в режиме приема, выходят в эфир только при получении запроса от диспетчерского пункта или в случае возникновения аварийной ситуации.
Согласно классификации протокола LoRaWAN, используемые радиопередающие устройства относятся к классу С.
Конструктивные особенности используемых радиопередающих устройств, позволяют в дальнейшем, при необходимости, использовать протокол LoRaWAN, путем установки БАЗОВЫХ СТАНЦИЙ, обновления встроенного программного обеспечения, создание сети, работающей по протоколу LoRaWAN, но в настоящей закупки требований к построению сети LoRaWAN не установлено.
Данная позиция подтверждена Арбитражным судом Курской области по делу NА35-9091/2019.
Использование альтернативного варианта передачи данных, а именно стандарта цифровой мобильной сотовой связи GSM обуславливает несение дополнительных постоянных расходов по оплате такой связи, что будет противоречить целям энергосервисного контракта.
На сегодняшний день, только по технологии LoRa возможна передача данных на большие расстояния (до 15 км) при минимальной (разрешенной) мощности радиопередатчика.
Указанные требования установлены исходя из потребности Заказчика и не противоречат Закону о контрактной системе.
Комиссией по результатам внеплановой проверки установлено.
Согласно п.7) ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Ч.8 ст.54.3 Закона о контрактной системе гласит, что в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
В п.12, 32 "Информационной карты" конкурсной документации установлено:
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме |
07.09.2021 01:00 |
Дата окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации |
01.09.2021 г. |
Надлежащая дата - 03.09.2021 г.
Таким образом, Заказчиком в нарушение положений ч.8 ст.54.3 Закона о контрактной системе Заказчиком неверно установлена дата окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ангара" обоснованной в части нарушения ч. 3 ст. 7, п.1) ч.1 ст.33, ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
2. По результатам внеплановой проверки в действиях Заказчика - администрации Бакинского сельского округа МО г. Горячий Ключ КК установлены нарушения ч. 3 ст. 7, ч.8 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу - МКУ МО г. Горячий Ключ "Муниципальный центр закупок" (комиссии), Заказчику - администрации Бакинского сельского округа МО г. Горячий Ключ КК выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 сентября 2021 г. N 023/06/54.3-4376/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2021