Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Харькова А.Н. (далее - Заявитель) на действия администрации Саратовского сельского округа МО г. Горячий Ключ КК при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта: "Выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории Саратовского сельского округа муниципального образования город Горячий Ключ" (извещение N 0318300457621000126) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует конкурсную документацию.
На заседании Комиссии объявлен перерыв до 14 ч. 00 мин. 10.09.2021 г. с целью получения дополнительной информации и документов.
После перерыва представитель Уполномоченного органа - МКУ МО г. Горячий Ключ "Муниципальный центр закупок" присутствовал, представитель Заказчика - администрации Саратовского сельского округа МО г. Горячий Ключ КК отсутствовал, представитель Заявителя - ИП Харькова А.Н. отсутствовал. Состав Комиссии тот же.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МКУ МО г. Горячий Ключ "Муниципальный центр закупок", Заказчиком - администрацией Саратовского сельского округа МО г. Горячий Ключ КК проводился открытый конкурс в электронной форме: "Выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории Саратовского сельского округа муниципального образования город Горячий Ключ" (извещение N 0318300457621000126).
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 852 414,14 рублей.
В доводах жалобы Заявитель указывает на то, что установленный Заказчиком срок оплаты выполненных работ (в течение 30 (тридцати) дней со дня окончания периода достижения доли размера экономии электрической энергии, за который осуществляются расчеты) противоречит ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме установлено, что закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В п.6 Информационной карты указано следующее:
Оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги |
Оплата осуществляется Заказчиком в Расчетном периоде на основании подписанного Сторонами Акта о достигнутой экономии электрической энергии за Отчетный период, с учетом распределения размера экономии в денежном выражении между Исполнителем и Заказчиком, в соответствии с пунктами 2.7 и 2.8 муниципального контракта. Размер платежа, подлежащего уплате Исполнителю, устанавливается как процент от достигнутого размера экономии электрической энергии Объектом энергосервиса в натуральном выражении, определенного в денежном выражении с учетом тарифов (цен) на электрическую энергию, закупаемую Заказчиком, фактически сложившихся за Отчетный период. Оплата в Отчетном периоде за достигнутую экономию электрической энергии на Объекте энергосервиса производится Заказчиком в течение 30 (тридцати) дней со дня окончания периода достижения доли размера экономии электрической энергии, за который осуществляются расчеты. При этом в любом случае оплата производится заказчиком не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания, заказчиком документа о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта, в силу части 8 статьи 30 N44-ФЗ. Оплата производится за счет средств Заказчика путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя. |
Исходя из вышеизложенного, в конкурсной документации содержится условие, предусмотренное ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Ч.1 ст.54.1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
В силу ч.2 ст.108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии (далее в целях настоящей статьи - поставки энергетических ресурсов). Заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч.1 ст.14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
На основании ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В исполнение вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе в том числе принято Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), которым утверждён порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок).
Согласно п.4 Постановления N 878 установить, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно п.5 Постановления N 878 установить, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Заказчиком в составе документации размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В п.26 Информационной карте конкурсной документации указано:
26 |
Условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, установленные в соответствии со статьей 14 N 44-ФЗ |
1. Ограничения на допуск товаров (радиоэлектронной продукции поставляемые при выполнении закупаемых работ), происходящих из иностранных государств, в соответствии с Перечнем радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 года N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", не установлены в связи с наличием обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск товаров (радиоэлектронной продукции поставляемые при выполнении закупаемых работ), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (содержится в Приложение N1 к разделу 2 "Описание объекта закупки"). 2. Запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 г. N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлены в связи с наличием обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением РФ), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (содержится в Приложение N2 к разделу 2 "Описание объекта закупки"). 3. Установлены условия допуска товаров в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 года N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (светодиодные светильники, поставляемые при выполнении закупаемых работ): 1)При проведении настоящего конкурса преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям конкурсной документации и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза. 2) При проведении настоящего конкурса рассмотрение и оценка заявок, содержащих предложения о поставке товаров, происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, осуществляются конкурсной комиссией и оператором электронной площадки с применением к предложенной в указанных заявках цене контракта, понижающего 15-процентного коэффициента. Контракт заключается по цене, предложенной в заявке победителем конкурса. 3) Подтверждением страны происхождения товаров в целях применения настоящих условий допуска является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара. 4) Положения подпунктов 1 и 2 настоящих условий допуска не применяются при проведении настоящего конкурса в случаях, если: а) открытый конкурс в электронной форме признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе; б) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, соответствующими требованиям документации о закупке, содержат предложения о поставке товаров, происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза; в) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, соответствующими требованиям документации о закупке, содержат предложение о поставке товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза). |
Заказчиком в ЕИС размещено обоснование невозможности закупки радиоэлектронной продукции, включенный в единый реестр российском радиоэлектронной продукции для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком в извещении и конкурсной документации указан следующий код ОКПД2: 71.12.11.100 "Услуги в виде инженерно-технических консультаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности".
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" в ч.13 установлены требования к оборудованию, изделиям и материалам.
В п.5 Раздела "Описание объекта закупки" конкурсной документации указано о том, что в том числе осуществляется поставка к товару:
5. Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на объекте энергосервиса (далее Перечень мероприятий):
N п/п |
Наименование работ |
Ед. измерения |
Кол-во |
Сроки выполнения работ |
Электромонтажные работы |
|
|||
1 |
Осмотр объекта энергосервиса |
|
|
В течение 5 дней с момента подписания контракта |
2 |
Исполнитель предоставляет Заказчику оборудование (светильники по видам, шкаф управления) для сверки характеристики поставляемого оборудования с характеристиками поставляемого оборудования которые были заявлены в конкурсной документации. |
|
|
Не позднее 10 дней с момента подписания контракта |
3 |
Демонтаж и вывоз существующих светильников на склад Заказчика |
шт. |
729 |
в течение 90 календарных дней с даты заключения контракта |
4 |
Поставка, монтаж энергосберегающих светодиодных светильников |
шт. |
729 |
в течение 90 календарных дней с даты заключения контракта |
5 |
Установка и монтаж АСУНО в составе: Щит учета 3 фазный Щит учета 1 фазный Рабочее место оператора |
шт. |
9 6 1 |
в течение 90 календарных дней с даты заключения контракта |
6 |
Прокладка СИП |
м |
1000 |
в течение 90 календарных дней с даты заключения контракта |
Пуско-наладочные работы |
|
|||
7 |
Пуско-наладочные работы |
|
|
в течение 90 календарных дней с даты заключения контракта |
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 25.07.2020) "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) на товары группы по коду ОКПД2 27.4 "Оборудование электрическое осветительное", в отношении которой постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1746 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлен запрет на допуск сроком на 2 года)" установлены запреты по допуску иностранных товаров.
В силу п. а) ч.5 ПП N145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно п.2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд ПП N878 обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В п.3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд ПП N878 обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Так как предметом закупки являются в том числе и поставка товара, то Заказчик обязан был установит КТРУ к поставляемым товарам.
Подготовленное Заказчиком обоснование в конкурсной документации не соответствует п.3 Порядка ПП N878.
Таким образом, конкурсная документация разработана с нарушениями п.1) ч.1 ст.33, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель указывает, что обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд согласно ПП N1236 от 16.11.2015 г. составлено с нарушениями правил, установленным ПП N1236. Также в конкурсной документации представлены требования к АСУНО.
Согласно ч. 3 ст. 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Постановлением N 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение энергосберегающих мероприятий, направленных на достижение экономии расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, а не поставка в собственность заказчика вычислительной техники с передачей ему прав на установленное на ней программное обеспечение и не поставка (предоставление в пользование) на материальном носителе либо в электронном виде по каналам связи программного обеспечения.
Кроме того, в соответствии с частью 19 статьи 108 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).
Данные требования к условиям энергосервисного контракта утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636 (далее - Требования).
Согласно пункту 19 Требований предусмотрено включение в проект энергосервисного контракта условия о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем у заказчика в ходе осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Соответствующее условие и порядок перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем, установлены в разделе 7 Проекта контракта конкурсной документации.
Согласно пункту 9.8, 9.9 Проекта контракта установлено:
"9.8. Право собственности на Оборудование и иные отделимые улучшения, установленные (созданные) Исполнителем на Объекте энергосервиса, принадлежит Исполнителю на время действия контракта.
9.9. Право собственности на Оборудование и иные отделимые улучшения, установленные (созданные) Исполнителем на Объекте энергосервиса, переходит в собственность Заказчика на основании Акта приема-передачи, подписанного Сторонами по окончанию срока действия контракта. Форма Акта приема-передачи оборудования и иных отделимых улучшений, установленных (созданных) Исполнителем на Объекте энергосервиса, приведена в Приложении N 8 к настоящему Контракту".
Таким образом, в течение всего срока исполнения контракта программное обеспечение Автоматизированной системы управления наружным освещением, будучи неотделимой составляющей АСУНО, находится в собственности исполнителя и используется для целей осуществления энергосберегающих мероприятий и достижения экономии энергетических ресурсов заказчика.
Проект контракта не содержит положений, устанавливающих переход права собственности на АСУНО либо порядок предоставления заказчику права пользования программным обеспечением АСУНО до истечения срока действия контракта.
Учитывая изложенное, оснований для установления заказчиком в конкурсной документации запрета, предусмотренного Постановлением N 1236, не имелось.
Жалоба в данной части является необоснованной.
Также ИП Харьков А.Н. указывает на то, установленная в конкурсной документации дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации не соответствует требованиям ч.8 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
Согласно п.7) ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Ч.8 ст.54.3 Закона о контрактной системе гласит, что в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
В п.12, 32 "Информационной карты" конкурсной документации установлено:
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме |
07.09.2021 01:00 |
Дата окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации |
01.09.2021 г. |
Надлежащая дата окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации - 03.09.2021 г.
Таким образом, Заказчиком в нарушение положений ч.8 ст.54.3 Закона о контрактной системе Заказчиком неверно установлена дата окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В доводах жалобы Заявитель также ссылается на то, что требования к поставляемому светодиодному светильнику, а именно к сроку службы и наличию алюминиевого корпуса, являются излишними и ограничивают круг потенциальных участников открытого конкурса в электронной форме.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе 1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Заказчик обуславливает требование о наличии алюминиевого корпуса тем, что светодиодные светильники, выполненные в алюминиевом корпусе из нержавеющей стали или стали, обработанной методом горячего цинкования, имеют гораздо больший срок службы по сравнению с теми, что изготовлены из обычного металла.
Доказательства того, что установленные Заказчиком требования ограничивают круг потенциальных участников закупки Заявителем не представлены.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Харькова А.Н. обоснованной в части нарушения ч. 3 ст. 7, п.1) ч.1 ст.33, ч. 3 ст. 14, ч.8 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Заказчику - администрации Саратовского сельского округа МО г. Горячий Ключ КК выдано предписание N340 от 10.09.2021 по делу 023/06/54.3-4363/2021 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторное предписание не выдавать.
3. Повторно материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 сентября 2021 г. N 1319/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2021