Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
_
с участием представителей сторон:
от заказчика: Муниципальное казенное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство" (далее также - заказчик) _по доверенности,
от уполномоченного учреждения: МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" (далее также - уполномоченное учреждение) _ по доверенности N2 от 21.01.2021 г.,
от Общества с ограниченной ответственностью ООО "Капиталстройинвест" (далее также - заявитель, участник закупки) директор _ на основании решения N1/2018,
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 жалобу ООО "Капиталстройинвест" на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство" при проведении открытого конкурса в электронной форме NКО-052/21 Выполнение работ по сносу жилых домов и надворных построек (реестровый номер закупки 0167300000521001053),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса в электронной форме.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьи 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, заявителя и уполномоченного учреждения.
Согласно жалобе, документация об Открытом конкурсе в Приложении N1 содержит перечень показателей для определения рейтинга заявки по критерию "Квалификация участника конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", а именно: 1. Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (снос объектов капитального строительства) При этом оценивается наибольшая цена /стоимость исполненного контракта на выполнение работ по сносу/демонтажу жилых домов/зданий и/или надворных построек / на выполнение работ по сносу/демонтажу зданий и/или сооружений и/или строений в период с 01.01.2017 г. по 31.12.2020 г., в том числе заключённого в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ.
Считает, что установив указанные временные рамки, Заказчик необоснованно ограничил конкуренцию между участниками размещения заказа, так как лишил возможности предоставить в составе заявки на Открытый конкурс контракты и договоры, исполненные в 2021 году.
Присутствовавший в заседании Комиссии представители уполномоченного учреждения, заказчика не согласились с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях, считает жалобу несостоятельной и не подлежащей удовлетворению, а требования документации соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе. Пояснили, что заказчик самостоятельно определяет перечень и состав документов, подлежащих представлению участниками закупки, для целей оценки опыта участника закупки. Оспариваемый заявителем критерий оценки заявок не препятствует участию в закупке, не создает преимущества конкретному лицу, направлен на определение лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени", являясь уполномоченным учреждением, выступило организатором проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по сносу жилых домов и надворных построек в интересах заказчика - МКУ "Тюменское городское имущественное казначейство" с начальной (максимальной ценой контракта 5 335 666,00 рублей.
Информация об открытом конкурсе в электронной форме была размещена в ЕИС в сфере закупок 16.08.2021 г. с реестровым номером закупки 0167300000521001053.
Согласно ч.1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под.открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч.2 ст. 54.1 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085).
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Таким образом, в конкурсной документации должны быть указаны критерии оценки заявок участников конкурса и прописан четкий порядок оценки заявки участника по предусмотренным критериям.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Приложение N 4 к конкурсной документации содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности, установлены следующие критерии и величины их значимости:
1. "Цена контракта", значимостью критерия оценки 60%;
2."Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", включающего показатель:
- Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, значимостью критерия -40 %.
Показателем нестоимостного критерия "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (снос объектов капитального строительства)":
Оценивается наибольшая цена /стоимость исполненного контракта на выполнение работ по сносу/демонтажу жилых домов/зданий и/или надворных построек / на выполнение работ по сносу/демонтажу зданий и/или сооружений и/или строений за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2020 г., в том числе заключённого в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Федерального закона от 18.07.2011 г N 223-ФЗ.
При этом цена / стоимость контракта должна быть свыше 2 000 000,00 рублей.
Подтверждается предоставлением копий контрактов/договоров и актов, свидетельствующих о выполнении работ.
Для контрактов / договоров, заключенных в соответствии с 44-ФЗ находящихся в реестре контрактов/договоров достаточно предоставление реестровых номеров.
Для контрактов/договоров, заключенных в соответствии с 223-ФЗ находящихся в реестре контрактов/договоров достаточно предоставление реестровых номеров, в случае отсутствия информации в реестре, предоставляется копия договора/ контракта с актом выполненных работ.
Если в составе заявки отсутствует один из перечисленных документов или отсутствуют контракты/договоры соответствующие условиям документации, участнику при оценке присваивается 0 баллов.
Количество баллов, присваиваемое по данному показателю, рассчитывается в соответствии с п. 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Согласно п. 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax), где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев, что заказчиком и было сделано.
В заседании Комиссии заявитель пояснил, что его права нарушаются невозможностью подтвердить имеющийся у него опыт в полном объеме, так как контракты которые им исполнены в 2021 году не будут приняты к оценке в соответствии с условиями документации.
На вопрос Комиссии чем вызвана необходимость ограничения срока исполненного контракта 2020 годом, представитель заказчика пояснил, что 2021 г. еще не закончен, потому не был включен в оцениваемый критерий, кроме того данными действиями заказчик не ограничивает конкуренцию, так как это условие не является препятствием для подачи заявки участником.
Вместе с тем, Комиссия считает, что заказчик необоснованно ограничил участникам закупки возможность подтверждение опыта по критерию "Квалификация участников закупки", установив требование подтверждение опыта только контрактами/договорами за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2020, так как не включил 2021 при этом соответствующего обоснования отказа учитывать опыт полученный участниками в 2021 не привел.
Таким образом, заказчик, установив требование подтверждения опыта только контрактами, исполненными в период с 01.01.2017 г. по 31.12.2020 г., поставил участников закупки в неравные условия, относительно возможности подтвердить имеющийся опыт в полном объеме, а также получения максимального балла по критерию "Квалификация участников закупки".
Вместе с тем, согласно ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Соответственно требования к критериям оценки должны устанавливаться заказчиком с учетом принципа обеспечения конкуренции.
В рассматриваемом случае, заказчик ограничил участников закупки в возможности подтвердить имеющийся опыт, тем самым нарушил ст.8, ч.8 ст. 32, ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
По смыслу ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым выдать муниципальному заказчику, уполномоченному учреждению обязательное для исполнения предписание об отмене всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в конкурсную документацию в части установления требованиям к документам, предоставляемым по критериям оценки, с учетом позиции изложенной в настоящем решении, продлении срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и проведении дальнейшей процедуры открытого конкурса в соответствии с законодательством о контрактной системе.
При этом, оператору электронной площадки надлежит обеспечить техническую возможность исполнения выданного предписания.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Капиталстройинвест" на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство" при проведении открытого конкурса в электронной форме NКО-052/21 Выполнение работ по сносу жилых домов и надворных построек (реестровый номер закупки 0167300000521001053) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ст.8, ч.8 ст. 32, ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать муниципальному заказчику, уполномоченному учреждению обязательное для исполнения предписание об отмене всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в конкурсную документацию в части установления требованиям к документам, предоставляемым по критериям оценки, с учетом позиции изложенной в настоящем решении, продлении срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и проведении дальнейшей процедуры открытого конкурса в соответствии с законодательством о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ" надлежит обеспечить техническую возможность исполнения выданного предписания по делу.
5. По фактам выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
_
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N 072/06/44/166/2021 по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
13 сентября 2021 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
_
на основании решения от 13.09.2021 по делу N 072/06/44/166/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы заявителя на действия заказчика МКУ "Капиталстройинвест" при проведении открытого конкурса в электронной форме NКО-052/21 Выполнение работ по сносу жилых домов и надворных построек (реестровый номер закупки 0167300000521001053), руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. Заказчику - МКУ "Капиталстройинвест", уполномоченному учреждению устранить нарушение ст.8, ч.8 ст. 32, ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе, всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в конкурсную документацию в части установления требованиям к документам, предоставляемым по критериям оценки, с учетом позиции изложенной в настоящем решении, продлении срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и проведении дальнейшей процедуры открытого конкурса в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. В срок до 16.10.2021 включительно, в адрес Тюменского УФАС России представить доказательства исполнения настоящего предписания.
3. Оператору электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ" надлежит обеспечить техническую возможность исполнения выданного предписания по делу.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 13 сентября 2021 г. N 072/06/44/166/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2021