Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Автодория" (вх. 15311) 07.09.2021 года на действия Государственного казенного учреждения Транспортная дирекция Республики Башкортостан при осуществлении закупки N 0101500000321000121 "Оказание услуг по аренде комплексов фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения Республики Башкортостан (II этап)".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена не в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком и Уполномоченным органом представлена информация по закупке N 0101500000321000121.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик не установил требования в документации в соответствии с постановлением Правительства N 878.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются "запрет" на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и "ограничения" допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение "страны происхождения" указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В п. 20 Раздела N2 аукционной документации указано:
20. |
Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением позиций, классифицируемых кодами 27.31 и 27.32, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.07.2020 N 1116) содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр; не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений). |
НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ |
20.1. |
Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, классифицируемой кодами 27.31 и 27.32, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно: содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр или произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующих признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений) |
НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ |
В п. 1 проекта Контракта указано:
1.1. Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по аренде комплексов фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения Республики Башкортостан (далее -КФВФ, Комплексы, услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные ему услуги надлежащего качества и оплатить их стоимость в соответствии с условиями настоящего Контракта.
1.2. Объём услуг и требования к техническим характеристикам к КФВФ установлены в Техническом задании (приложение N 1 к настоящему Контракту (далее - Техническое задание, ТЗ), являющемся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Спецификация на расчёт стоимости услуг аренды КФВФ установлена в Приложении N 5, являющемся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Согласно пояснениям Заказчика и Уполномоченного органа: "Предметом закупки является право заключения контракта на оказание услуг по аренде стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации. Более того, предмет закупки включает в себя содержание стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ (далее - СКФВФ) в течение всего периода оказания услуг, а передача СКФВФ в собственность Заказчика осуществляется после окончания оказания услуг. Иными словами, СКФВФ передаются Заказчику не новыми. Таким образом, предметом закупки не является поставка товара, в связи с чем заказчиком выбран код по ОКПД2 77.39.19.129 "Услуги по аренде и лизингу прочих материальных средств, не включенных в другие группировки" в соответствии с предметом закупки. Код ОКПД 26.20.2 о котором указывает автор жалобы Заказчиком не применялся. Из совокупности названных положений документации следует, что в рамках данной закупки (оказания услуг) не предполагается поставка каких-либо товаров заказчику. Заказчику необходимо лишь качественное оказание услуг. Комплексы ФВФ являются лишь средствами для надлежащего исполнения обязанностей исполнителя. Аукционная документация не содержит положений об оплате заказчиком каких-либо товаров. В соответствии с проектом государственного контракта, оплате подлежат только фактически оказанные и принятые услуги, условия о выкупной стоимости проект контракта не содержит."
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документация об Аукционе, противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что не указана выкупная стоимость КФВФ.
Согласно положениям, п.3 ст. 407 ГК РФ, стороны своим соглашением вправе определить последствия прекращения обязательств.
При этом необходимо отметить, что положения ст. 619 и ст. 624 ГК РФ, являются диспозитивными нормами (п.2,3,4 Постановления ВАС РФ N16 от 14.03.2014 года "О свободе договора и её пределах") и могут применятся сторонами в случае если контрактом не предусмотрено иного. Вместе с тем контрактом предусмотрены иные условия для расторжения контракта, которые полностью соответствуют интересам Заказчика и максимально эффективному расходованию бюджетных средств. При этом начальная максимальная цена контракта была рассчитана, с учётом расходов на приобретение АПК по истечению срока аренды.
Согласно ст. 421 ГК РФ, Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами в договоре могут содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).
При этом в силу п. 2 ст. 421 ГК РФ схожесть правовых конструкций в не поименованном договоре, с правовыми конструкциями договоров, предусмотренных законом, сама по себе не свидетельствует о необходимости их императивного применения к непоименованным договорам, противная позиция основана на неверном толкований норм права.
Более того, указанная конструкция контракта не противоречит требованиям закона и в полной мере отвечает потребностям заказчика.
Также отмечаем, что предметом контракта являются услуги. Именно за объём и качество оказанных услуг Заказчик осуществляет своё встречное представление. В соответствии с проектом государственного контракта, оплате подлежат только фактически оказанные и принятые услуги аренды.
Данное условие государственного контракта в совокупности с переходом права собственности на КФВФ по истечении срока аренды без уплаты Заказчиком дополнительных платежей, возлагает риски качества эксплуатации на Исполнителя, что соответствует интересам Заказчика и не ограничивает количество возможных добросовестных участников. К тому же подобная, не противоречащая закону, конструкция обсуждаемого положения контракта обеспечивает упрочнение обязательственной связи Исполнителя с Заказчиком, поскольку досрочный выход Исполнителя из договорных отношений не связанный с действиями второй стороны нарушает интересы Заказчика в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и сказывается на эффективности решения государственных задач в данной области.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документация об Аукционе, противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что п. 13.4 проекта Контракта установлен не в соответствии с Законом о контрактной системе.
В п. 13.4 проекта контракта указано: До передачи спора на разрешение Арбитражного суда Республики Башкортостан Стороны примут меры к его урегулированию в претензионном порядке.
Согласно пояснениям Заказчика, При заключении договоров стороны обычно не имеют претензий и исковых требований, однако согласно принципу свободы договора, сторонам предоставлено право самостоятельно определить компетентный по рассмотрению возникшего спора суд. Стороны вправе самостоятельно изменить подсудность спора вплоть до принятия судом искового заявления к своему производству (ст. 32 ГПК РФ и ст. 37 АПК РФ). Необходимо отметить, что положения п.13.4 проекта государственного контракта толкуются во взаимосвязи с положением п. 13.8 проекта государственного контракта, которая в соответствии со ст. 37 АПК РФ определяет договорную подсудность. Заявителем в доводах жалобы использованы суждения касательной положений ст. 36 АПК РФ, определяющие подсудность по выбору истца. Таким образом, суждения заявителя основаны на неверном толковании указанной договорной конструкции. Запрос разъяснений ни от одного Участника электронной закупки относительно вопроса договорной подсудности Заказчику не поступал.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документация об Аукционе, противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик установил неисполнимые сроки к установке Комплексов.
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
В п. 3.1.1 проекта Контракта указано: В течение 10 рабочих дней с момента заключения Контракта Исполнитель обязан предоставить образцы оборудования в количестве 1 КФВФ и сопутствующую техническую документацию для определения соответствия оборудования требованиям Контракта. Такая проверка не должна занимать более 3 рабочих дней. По завершению проверки оборудование передается Исполнителю для монтажа. Монтаж оборудования в любом количестве и на любых рубежах может быть начат только после проведения проверки образцов оборудования. В течение 10 рабочих дней с даты заключения Контракта Исполнитель обязан смонтировать 1 (один) КФВФ по месту, определенному Исполнителем в соответствии с Приложением N 1 к настоящему контракту и уведомить Заказчика о готовности КФВФ к проведению приемо-сдаточных испытаний. Дислокация для размещения КФВФ согласовывается Заказчиком в течение 1 (одного) рабочего дня с момента заключения Контракта. Монтаж КФВФ может не включать организацию постоянного электропитания, при этом организация временного электропитания возлагается на Исполнителя. Для подтверждения соответствия комплексов техническим и функциональным характеристикам, указанным в Приложении N 1 к Контракту исполнитель должен представить комплект программ и методик испытаний (ПМИ) КФВФ в срок до 5 (пяти) календарных дней с момента заключения Контракта. Программа и методика испытаний разрабатывается Исполнителем и утверждается Заказчиком. Срок утверждения ПМИ Заказчиком до 3 (трех) рабочих дней. При наличии замечаний и претензий к ПМИ Заказчик имеет право внести дополнительные требования к методике в соответствии с требованиями Технического задания по согласованию с Исполнителем. При невыполнении Исполнителем предусмотренных настоящим пунктом обязанностей, в том числе не предоставлении ПМИ или не устранении замечаний и претензий Заказчика к разработанной ПМИ, Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в порядке, установленном статьей 7 Контракта.
Согласно пояснениям Заказчика: "Заявитель обосновывает, что не сможет выполнить требование п. 3.1.1. проекта государственного контракта: "Не позднее 10 суток с даты заключения контракта поставка и монтаж 1 Комплекса. С даты заключения контракта до 01.12.2020 года Исполнитель обязан произвести поставку и монтаж 112 Комплексов. С 01.12.2021 год по 31.12.2021 года передача 112 Комплексов Заказчику". Доводы Заявителя основываются на том, что "подключения к энергоснабжению систем видеоконтроля может производиться только после заключения договора и получения технических условий, т.е. по истечении 30 дней". Согласно информации размещенной на сайте Министерства Энергетики РФ (https://minenergo.gov.ru/node/547) максимальный срок с момента подачи заявки на получение технических условий до заключения договора на технологическое присоединение составляет не более 45 суток при потребляемой мощности менее 15 кВт, разрабатывать в данном случае индивидуальный проект не требуется. Кроме того, Заявитель имеет право организовать работу комплексов фотовидеофиксации без подключения к электрическим сетям, основываясь на альтернативных источниках энергии. Заказчик не устанавливает требования на срок технологического присоединения к электрическим сетям, установлено требование на поставку и монтаж на опору 1 (одного) комплекса фотовидеофиксации нарушений ПДД с целью подтверждения заявленных Участником характеристик комплексов и проверки их работоспособности, питание комплексов Исполнитель может организовать по своему усмотрению любым доступным ему способом."
По общему правилу указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
На участие в электронном аукционе были поданы 3 заявки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документация об Аукционе, противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Автодория" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 14 сентября 2021 г. N ТО002/06/105-1831/2021 (ключевые темы: государственный, муниципальный контракт - государственные и муниципальные нужды - иностранные государства - антимонопольный орган - дорожное движение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.09.2021