Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области":
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
в отсутствие представителей по доверенности от Заявителя - ООО "Реформа", извещенного о времени и месте заседании Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 10697 от 02.09.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку автомобилей для нужд ЛОГКУ "Ленобллес".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 10.08.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 596 000,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает действия Заказчика, выраженные в направлении проекта контракта с характеристиками товара, которые Обществом не указывались в заявке.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Из материалов дела следует, что Обществом была подана заявка на участие в аукционе в электронной форме (Заявке был присвоен номер регистрационной N1).
Довод Участника о том, что Заказчик направил проект Контракта со сведениями, которых Участник не указывал в заявке несостоятелен, на основании следующего.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрен порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона.
Согласие со всеми условиями документации дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки и предоставлено Участником до проведения торгов.
Все условия контракта, сроки, объемы, требования и обязанности были размещены Заказчиком в составе документации об электронном аукционе 10.08.2021, при этом направив заявку на участие в электронном аукционе, а именно 12.08.2021 в 14:18 (МСК) Общество согласилось со всеми условиями Документации об аукционе (в том числе со всеми положениями проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью Документации об аукционе).
Комиссия внимательно проанализировала документацию Заказчика и установила, следующее.
В составе документации Заказчика, размещённой 10.08.2021, содержится 6 файлов(https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/documents.html?r egNumber=014520000042100100):
- Приложение N2 - "Обоснование НМЦК";
- Приложение N3 - "Проект контракта";
- "Общая часть документации ЭА-873-21";
- Приложение N4 - "Информационная карта заказчика";
- Приложение N1 - "Описание объекта закупки";
- Приложение N5 - "Разрешение Минпромторга на закупку товара".
В Приложении N1 "Описание объекта Закупки" у Заказчика имеется 2 вида требований, а именно:
"- Требования к техническим и функциональным характеристикам товара, значения которых не могут изменяться, установлены в Приложении N 1 Проекта контракта (Спецификация);
- Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, значения которых могут изменяться, установлены в таблице N 2 Описания объекта закупки".
Инструкция для заполнения заявки участником закупки в Приложении N1 "Описание объекта Закупки" содержит следующее:
"Участник электронного аукциона в первой части заявки:
1) Выражает согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона, а также соглашается с характеристиками товара, указанными в Приложении N 1 проекта контракта (что является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе). Такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
2) Указывает конкретные показатели товара, соответствующие требованиям к значениям, установленным в таблице N2 описания объекта закупки.
3) Указывает наименование страны происхождения товара".
Таким образом, Комиссия делает вывод, что документация Заказчика имеет 2 вида требований:
Первые требования: Неизменяемые, указаны в Приложении N 1 проекта контракта (заполнять требования по ним не нужно, необходимо дать только согласие с помощью программах средств в момент подачи заявки).
К ним относятся:
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, значения которых не могут изменяться* |
Тип привода - полноприводный. Полный привод с подключаемым передним приводом Тип двигателя - бензиновый; Трансмиссия механическая с 5 ступенчатой коробкой передач + задний ход, раздаточная коробка с электромеханическим приводом управления; Тип коробки передач - механика Передняя подвеска зависимая, пружинная со стабилизатором поперечной устойчивости; Задняя подвеска зависимая, на двух продольных полуэллиптических малолистовых рессорах, со стабилизатором поперечной устойчивости; Экологический класс - 5 Локеры передних и задних колес; Тормоза передние дисковые, задние барабанные; Рулевая колонка с регулировкой по вылету и углу наклона; Необслуживаемые карданные валы; Демпфер рулевого управления; Управление рулевое с ГУР; Подушка безопасности водителя; Подушка безопасности переднего пассажира; Передние ремни безопасности с преднатяжителями и ограничителями усилия; Задние ремни безопасности 3-точечные (3 шт.); Подголовники задних сидений (2 шт.); Антиблокировочная система (ABS); Электронная система распределения тормозных усилий (EBD); Брызговики передние; Передний бампер, задний бампер, молдинги и пороги в цвет кузова; Ручки дверей и ручка двери багажного отделения в цвет кузова; Наружные зеркала заднего вида в цвет кузова с встроенными повторителями поворотов, с подогревом и электроприводом; Фары головного света со светодиодными дневными ходовыми огнями; Размер колесных дисков - 16 дюймов, Диски стальные с шинами 225/75 R16, запасное колесо стальное с шиной 225/75 R16; Комбинация приборов с функцией бортового компьютера 2-х стрелочная с подсветкой белого цвета; Передние сиденья с продольной регулировкой и подогревом (оба кресла), а также с регулировкой по высоте и регулировкой поясничного подпора для кресла водителя. Задние сиденья с подлокотником. Обивка тканевая, темная; Электростеклоподъемники передних и задних дверей; Кондиционер; Электроблокировка замков всех дверей; Иммобилайзер; Система ЭРА-ГЛОНАСС. Количество посадочных мест - 5. |
Материалами дела подтверждается, что согласие с Неизменяемыми требованиями Общество представило в момент подачи заявки, а именно 12.08.2021 в 14:18 (МСК).
Вторые требования: Изменяемые, указаны в Таблице N2 файла "Описание объекта закупки" (в заявке по ним необходимо указать конкретные показатели товара).
К ним относятся:
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, значения которых могут изменяться | |
Наименование показателя (ед. изм.) |
Значение показателя |
Рабочий объем двигателя, см3 |
более 2 000 и не более 3 000 |
Мощность двигателя, л.с. |
не менее 100 и не более 150
|
Дополнительные характеристики*: | |
Максимальный крутящий момент, Н/м./ (об./мин) |
не менее 235/2650 |
Объем топливного бака, л |
не менее 68 |
Длина, мм |
не менее 4750 |
Ширина, мм |
не менее 1900 |
Высота, мм |
не менее 1910 |
Клиренс, мм |
не менее 210 |
Полная масса кг |
не менее 2540 |
Грузоподъемность, кг |
не менее 465 |
Снаряженная масса, кг |
не менее 2000 |
Глубина преодолеваемого брода, мм |
не менее 500 |
Год выпуска |
не ранее 2021 |
Материалами дела подтверждается, что Общество представило Изменяемые требования в первой части заявки, а именно следующие значения:
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, значения которых могут изменяться | ||
Наименование показателя (ед. изм.) |
|
Значение показателя (*Заполняется на основании предложения победителя, в соответствии представленной заявкой) |
Объем двигателя, см3 |
2 693 |
|
Мощность, л.с. |
149,6 |
|
Максимальный крутящий момент, Н/м./ (об./мин) |
235,4/2650 |
|
Объем топливного бака, л |
68+2 |
|
Длина, мм |
4750 |
|
Ширина, мм |
1900 |
|
Высота, мм |
1910 |
|
Клиренс, мм |
210 |
|
Полная масса кг |
2540 |
|
Грузоподъемность, кг |
465 |
|
Снаряженная масса, кг. |
2000 |
|
Глубина преодолеваемого брода, мм |
500 |
|
Год выпуска |
2021 |
Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
С соблюдением требований части 10 статьи 83.2. Закона о контрактной системе Комиссия установила, что Заказчик направил Обществу проект Контракта со Спецификацией (стр. 11-12 проекта контракта), включая Неизменяемые требования (с которыми Участник согласился в момент подачи заявки), а также Изменяемые требования (которые Участник сам предоставил в первой части заявки), а именно:
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 25.08.2021 N0145200000421001007-3 заявка Заявителя соответствовала всем требованиям, в результате чего от был признан победителем.
27.08.2021 в 09:21 (МСК) в адрес Общества по средствам электронной площадки в соответствии с ст. 83.2 Закона о контрактной системе Заказчиком направлен проект контракта N 0145200000421001007_116746 на поставку автомобилей для нужд ЛОГКУ "Ленобллес" с Приложением N1 - Спецификация.
27.08.2021 в 15:05 (МСК) Участник, по средствам электронной площадки, разместил протокол разногласий, в котором указал, что Заказчик прислал ему Контракт с иными характеристиками, которое Общество не указывало. Участник ссылается, что в первой части заявки Обществом были приложены технические характеристики автомобиля исключительно по требованиям к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, значения которых могут изменяться, при этом в первой части заявки сведения о конкретных показателях товаров, которые не могут изменяться в соответствии с Приложением N1 Проекта контракта Участник не указывал.
Заказчик отклонил протокол разногласий Участника в части несоответствия Контракта, мотивируя свою позицию тем, что контракт полностью имеет требования, предоставленные самим Участником (изменяемые), а также требование, с которыми он согласился в момент подачи заявки (неизменяемые).
Как следует из части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, если закупка предполагает размещение в единой информационной системе (ЕИС) извещения, контракт заключается на условиях, предусмотренных таким извещением.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлен запрет на изменение условий контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 Закона о контрактной системе.
На основании части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком вышеназванный протокол разногласий был отклонён, проект контракта повторно направлен на подписание Обществу.
В установленный срок (до 02.09.2021 включительно) Участником ООО "Реформа" контракт не был подписан и не представлено обеспечение исполнения контракта.
03.09.2021 г. Заказчиком был составлен и размещен в ЕИС в сфере закупок Протокол о признании победителя электронного аукциона ООО "Реформа" на поставку автомобилей для нужд ЛОГКУ "Ленобллес" уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, доводы Участника о том, что Заказчик направил проект контракта с какими-либо характеристиками, которые Общество не указывало или с которыми не согласилось в момент подачи заявки не подтверждается материалами дела.
Поскольку требование, предусматривающее обязанность победителя предоставить подписанный контракт, а также обеспечение, со стороны Участника не исполнено, Комиссия признает, что Заказчик правомочно признал такого победителя уклонившимся от заключения контракта, что подтверждается протоколом об уклонении победителя от заключения контракта.
Комиссия приходит к выводу, что поскольку содержание Документации и ее приложений, не дают оснований для неоднозначного или неверного понимания относительно изменяемых и неизменяемых требований товара.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик направил Обществу проект Контракта со Спецификацией (стр. 11-12 проекта контракта), включая Неизменяемые требования (с которыми Участник согласился в момент подачи заявки), а также Изменяемые требования (которые Участник сам предоставил в первой части заявки).
Комиссия Ленинградского УФАС выявила, что признание аукционной комиссией Заказчика заявки Общества победителем торгов осуществлялось без нарушений действующего законодательства, как и признание его уклонившимся (поскольку требование, предусматривающее обязанность победителя предоставить подписанный контракт и обеспечение со стороны Участника не исполнено, Комиссия признает, что Заказчик правомерно признал такого победителя уклонившимся от заключения контракта, что подтверждается протоколом об уклонении победителя от заключения контракта NППУ1).
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика не выявлены нарушения Закона о контрактной системе, а доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Реформа" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 8 сентября 2021 г. N 047/06/83.2-2004/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2021