Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Медспектр" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Московской области "Балашихинская областная больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку расходных материалов для лабораторной диагностики для нужд учреждений здравоохранения Московской области в 2021 году (извещение N 0348300062121000256 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 16.08.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 979 586,18 руб.;
3) дата окончания подачи заявок -02.09.2021;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 заявки о участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены характеристики товаров, в связи с чем совокупности установленных характеристик для товаров подходят товары единственного производителя, а именно: для товара "Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная с EDTA тип 1" установлены требования к характеристикам, соответствующие конкретному товару единственного производителя - Guangzhou Improve Medical Instruments (Китай).
Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов, однозначно подтверждающих соответствие товаров иных производителей совокупности характеристик, установленных в документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика в части ненадлежащего описания объекта закупки ограничивают количество участников закупки и противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика в части ненадлежащего описания объекта закупки нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров по позициям Технического задания - 35, 36.
В Техническом задании документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, в том числе следующие:
- для товара по позиции 35 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови с натрия цитратом тип 2" установлено "Объем [2.7]", "двойные стенки [Соответствие]".
- для товара "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови с натрия цитратом тип 3" установлено "Высота [75]", "Диаметр [13]", "Объем [4.5]".
По мнению Заявителя, совокупности установленных характеристик для указанных товаров ни подходит ни один товар российских производителей.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно подтверждающих невозможность поставки товаров "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови с натрия цитратом тип 2" "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови с натрия цитратом тип 3" различных производителей.
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены характеристики товаров не в соответствии с Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 4 Правил использования каталога установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
Пунктом 6 Правил использования каталога установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
По мнению Заявителю, Заказчиком в документации об Аукционе для закупаемых товаров не указаны соответствующие коды позиций КТРУ, следовательно, Заказчиком установлены характеристики для товаров, не предусмотренные КТРУ.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Согласно Техническому заданию Заказчиком, Уполномоченным органом установлено следующее обоснование: в связи с тем, что по характеристикам, указанным в КТРУ, невозможно определить соответствие товара, предлагаемого к поставке, Заказчиком принято решение об описании технических характеристик данного товара, имеющих существенное значение для Заказчика, в том числе: не приведут к сбою в работе медицинского учреждения и оказанию одной из главных государственных задач - качественному и своевременному оказанию медицинской помощи населению.
Заказчик, Уполномоченный орган осуществляют закупку товаров, указанных в Техническом задании, исходя из собственных потребностей характеристиками иными, чем предусмотрены позициями КТРУ 32.50.50.000-00001011 в связи с чем указанные в каталоге характеристики не могут быть включены в описание объекта закупки.
Крышка пробирки без резьбы полностью исключает образование аэрозольного эффекта, снижается риск инфекционного заражения сотрудников от потенциально опасного биологического материала.
Цвет колпачка крышки необходим для исключения ошибки, связанной с выбором наполнителя. Цветовое кодирование изделий, в том числе медицинских, является общепринятой международной практикой и направлено на уменьшение вероятности ошибок при их применении вследствие так называемого "человеческого фактора". Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ ISO 14971-2011 "Изделия медицинские. Применение менеджмента риска к медицинским изделиям (ISO 14971:2007), IDT)" инициирующим обстоятельством вероятности причинения вреда вследствие "человеческого фактора" является, в том числе, неправильная или нечеткая визуализация установочных параметров, результатов измерений или другой информации.
Таким образом, цветовая кодировка медицинских изделий является очень значимым параметром и соответствует потребностям Заказчика
Цвет надписей на этикетке соответствует цвету крышки пробирки установлен для возможности идентификации пробирки в анализаторах при снятой крышке.
Этикетка бумажная необходима для возможности записи маркером
Этикетка с двойным отрывным буквенно-цифровым кодом на каждой пробирке для минимизации ошибок при маркировке и контроле уровня наполнения пробирок, для идентификации проба/пациент.
Учитывая, что в отношении товаров, являющихся объектом закупки в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществил описание расходного материала для лабораторной диагностики для нужд учреждений здравоохранения Московской области в 2021 году в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о закупках".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, то Заказчиком в составе документации об Аукционе не размещено надлежащее обоснование применения дополнительных характеристик, что противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 и нормам Закона о контактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в составе документации об Аукционе не размещена Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, что не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 03.09.2021 N 0348300062121000256-1 (далее - Протокол), участнику с идентификационным номером заявки "110457468" отказано в допуске к участию в Аукционе, в том числе по следующему основанию:
"Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ). При описании п.50. Участник предлагает к поставке "Контейнер лабораторный общего назначения тип 2" с характеристикой товара "Диаметр 10 мм", в отличии от запрашиваемой Заказчиком Характеристики товара "Диаметр не менее 10,5 мм".
Учитывая, что допущенные Заказчиком нарушения при утверждении в документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что отклонение заявки от участия в Аукционе по основанию, указанному в Протоколе является неправомерным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявок от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
Пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 1 Постановления N 102 установлены перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1); перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 102 Подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
Пунктом 2(2) Постановления N 102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него. Для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в переченьN 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 2 и не включенные в него.
Пунктом 22.1 Информационной карты документации об Аукционе установлены, в том числе ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с Постановлением N 102.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки участников закупки документов согласно Постановлению N 102.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно объединил в один предмет закупки, товары, включенные в Перечень N 1 к Постановлению N 102, и не включенные в него.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что с доводом жалобы Заявителя согласен.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ООО "Медспектр" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения, нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 07.09.2021 N 050/06/34952эп/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 7 сентября 2021 г. N 050/06/34952эп/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2021