Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ТРИУМФ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ЭТП НЭП (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на монтаж и ремонт систем технических средств защиты объекта (извещение N 0348100035121000081 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) начальная максимальная цена контракта - 3 169 734,90 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 07.09.2021;
3) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 5 заявок от участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к техническим характеристикам товаров, а также положения Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Заказчиком в Приложение N 2 документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, в том числе:
- для товара "Выключатель нагрузки (тип 1)" установлено значение "диапазон температур эксплуатации от <-20 до >+50 (°С)";
- для товара "Контактор (тип 1)" установлено значение "допустимая температура (°С) эксплуатации в диапазоне: от <0 до >+30".
Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено, в том числе следующее:
"Указание множества значений показателя товара в первой части заявки на участие в торгах не является ошибкой и является обязательным, в случае если в описании объекта закупки заказчик использует слова: "в диапазоне" ("диапазон"), за исключением тех случаев, когда заказчик использует слова: "в допустимом диапазоне" (либо: "допустимый диапазон"), при этом предлагаемое значение показателя (множество), должно включать все множество значений, определенное документацией о закупке (т.о. в случае, если заказчик в описании объекта закупки установил значение, удовлетворяющее потребности заказчика со словами "в диапазоне", либо "диапазон" и привел какое либо множество значений, без использования обозначений, позволяющих участнику закупки изменить крайние значения множества (При установлении требований заказчика к показателям характеристики товара со словами "в диапазоне" или "диапазон", обозначениями не позволяющими изменить крайние значения множества признаются: "от", "до" "-"), то такие значения показателей признаются неизменяемыми показателями закупаемого товара)
В случае, если в описании объекта закупки заказчик установил требуемые показатели характеристик с такими словами (знаками и символами, наличие которых в отношении показателей товара не допускается в составе первой части заявки на участие в торгах) как: "возможно", "допускается", "допустимое", "допустимое отклонение", "не допускается", "может быть", "может", "должен", "должен быть", "не менее", "не более", "менее", "более", "свыше", "ниже", "или", "\", "не", "не должно быть", "более", "менее", "не более", "не менее", "должны быть не", "может быть", "не превышает", "-", "от", "до", "", ">", "<", "
", "-", "/", "
" (символ устанавливается в документации о закупке исключительно совместно с числовыми значениями показателей характеристик товара и толкуется как возможное отклонение от указанного номинального. При этом такое отклонение значение показателя, принимается заказчиком как удовлетворяющее его потребности, как в меньшую сторону в числовом ряду от номинального значения показателя характеристики товара, так и большую сторону в числовом ряду от номинального значения показателя характеристики товара. Номинальное значение так же признается удовлетворяющим потребности заказчика. Пример: "длина 20(
5)", где слово: "длина" принимается характеристикой; число: "20" номинальным значением; значения, отражающие максимальное и минимальное значение показателя, удовлетворяющее потребность заказчика: "
5"), "не должно превышать", "предельное значение", "максимально", "в течении", "хуже" (устанавливается исключительно для числовых рядов и по смыслу совпадает со словом: "менее"), "лучше", "меньше", "больше", "максимальное значение показателя", "минимальное значение показателя", "-" (символ толкуется как множество значений, от наименьшего указанного до наибольшего указанного значения, каждое из которых является удовлетворяющим потребностям заказчика, включая крайние значения), "
" (символ толкуется как множество значений, каждое из которых является удовлетворяющим потребностям заказчика, включая крайние значения. При этом, данный символ устанавливается исключительно с числовыми значениями показателей характеристик товара, и толкуется участниками закупки как допустимое отклонение от указанного в документации о закупке, как в меньшую, так и большую сторону (в числовом ряду)), либо любая комбинация вышеуказанных слов (знаков, символов), то участник закупки в составе первой части заявки на участие в определении поставщика должен представить только индивидуально определенные (без множества значений показателя) показатели характеристик, предлагаемых к поставке (использованию) товаров (без использования вышеуказанных слов). Вышеуказанное правило для слов (знаков, символов): "-", "от", "до", "
", "более", "менее", "не более", "не менее", не распространяется на случаи, когда в описании объекта закупки заказчик использует совместно с приведенными в настоящем абзаце словами (знаками, символами), обозначений допускающих представление множества значений (слов, знаков, символов) показателя товара как конкретного показателя товара ("в диапазоне", "диапазон".
При этом, в инструкции по заполнению заявки отсутствует правило представления значений с использованием символов "<", ">", а также с одновременным указанием символов "<", ">", слов "от", "до", "диапазон", что не позволяет участникам закупки заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что с учётом положений инструкции по заполнению заявки установление требований к характеристикам товаров подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Аналогичным образом, Заказчиком допущены нарушения при установлении ненадлежащим образом иных характеристик товаров.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя является обоснованными.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к техническим характеристикам товаров, а также положения Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Заказчиком в Приложение N 2 документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, в том числе:
- для товара "Контактор (тип 1)" установлено значение "количество занимаемых модулей (шт.): >1-3";
- для товара "Контактор (тип 2)" установлено значение "количество занимаемых модулей (шт.): >1-3".
Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено, в том числе следующее:
"-" (символ толкуется как множество значений, от наименьшего указанного до наибольшего указанного значения, каждое из которых является удовлетворяющим потребностям заказчика, включая крайние значения)"
При этом, в инструкции по заполнению заявки отсутствует правило представления значений с использованием символа ">", а также с одновременным указанием символов "-", ">",что не позволяет участникам закупки заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что с учётом положений инструкции по заполнению заявки установление требований к характеристикам товаров подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к техническим характеристикам товаров, а также положения Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Заказчиком в Приложение N 2 документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, в том числе:
- для товара "Шкаф управления" установлено значение "максимальный номинальный ток: от >100 (А)";
- для товара "Контактор (тип 1)" установлено значение "номинальный ток (А): >20 и менее 40".
При этом, в инструкции по заполнению заявки отсутствует правило представления значений с использованием символов "<", ">", слов "от", "и", "менее", а также с одновременным указанием символов "<", ">", слов "от", "менее", "и", что не позволяет участникам закупки заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что с учётом положений инструкции по заполнению заявки установление требований к характеристикам товаров подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Аналогичным образом, Заказчиком допущены нарушения при установлении положений инструкции подобным образом в части отсутствия правил представления иных значений.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя является обоснованными.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены положения инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено, в том числе следующее:
"При эксплуатации товара, допускается отклонение показателей характеристик товара от номинальных значений, заявленных участником закупки в составе первой части заявки на участие в торгах, исключительно в случае, если документацией об аукционе, среди прочих показателей, служащих для определения соответствия предлагаемого товара потребностям заказчика, была установлена эксплуатационная характеристика: "фактического отклонения" значения отдельного показателя характеристики товара (от номинального, определенного документацией о закупке). При подготовке первой части заявки на участие в определении поставщика, участнику закупки следует принимать "фактическое отклонение" значения отдельного показателя характеристики товара, как самостоятельное значение (не зависящее от номинального значения), представление сведений в отношении (в том числе в случае отсутствия указанных отклонений), которого является обязательным в составе первой части заявки на участие в определении поставщика.
В целях однозначного толкования выше содержащегося абзаца настоящей инструкции, под номинальными значениями показателей характеристик товара, следует понимать любые значения, указанные в соответствующем разделе документации о закупке, при сопровождении их словами: фактическое отклонение. В случае, если предлагаемый к поставке (использованию) товар не будет иметь "фактических отклонений", то участник закупки в составе первой части заявки на участие должен прямо указать это в любой форме, позволяющей заказчику сделать об этом однозначное суждение".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым в документации о закупке отсутствует указание на наличие товара имеющего "фактическое отклонение".
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика в части установления указанных положений инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТРИУМФ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 13 сентября 2021 г. N 50/06/35331эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2021