Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев обращение ИП Кожевниковой Нелли Юрьевны (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на выполнение работ по реконструкции уличного освещения в п. Развилка в рамках комплексного благоустройства дворовых территорий в Ленинском городском округе (извещение N 0848300048421000366 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вх. от 01.09.2021 N 34851-ЭП/21) на действия Заказчика при проведении Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
В Управление поступил отзыв жалобы Заявителя (вх. от 06.09.2021 N 35452-ЭП/21) на действия (бездействие) Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее:
В Управление поступило обращение Заявителя на действия Заказчика при проведении Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика в части ненадлежащего установление положений Конкурсной документации.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 09.08.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 12 808 197,68 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 01.09.2021.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 27(3) Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Согласно доводам обращения Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены Критерии оценки заявок участников закупки.
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" установлено, в том числе, следующее:
"1.2.1. Оценка по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (НЦБ1.1) критерия оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется в зависимости от стоимости (общей стоимости), исполненного(-ых), контракта(-ов) (договора(-ов)), в период с 01.06.2017 г. до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, заключенного(-ых) с данным участником, в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и(или) нормами Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", подтверждающего(-их) наличие успешного опыта работы, связанного с предметом контракта.
Наличие у участника успешного1 опыта работы, связанного с предметом контракта, подтверждается:
- копией контракта(-ов) (договора(-ов)), исполненного(-ых) в период с 01.06.2017 г. до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, заключенного(-ых) с данным участником, в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и(или) нормами Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
- копией акта(-ов) о приемке (сдачи-приемки) выполненных работ, оказанных услуг, содержащего(-их) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и подтверждающего(-их) стоимость исполненного контракта (договора). Указанный(-ые) документ(-ты) должен(-ны) быть подписан(-ны) не ранее, чем в период с 01.06.2017 г. до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Представленные, в качестве подтверждения наличия успешного опыта работы, связанного с предметом контракта, документы, должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контракта(-ов) (договора(-ов)), акта(-ов) о приемке (сдачи-приемки) выполненных работ, оказанных услуг, в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
В случае, если контракт(-ы) (договор(-ы)) заключен(-ы) в электронной форме, стоимость (общая стоимость) исполненного(-ых) контракта(-ов) (договора(-ов)) может быть подтверждена, размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта", при условии, предоставления в составе заявки участника, Формы "Сводные сведения о стоимости (общей стоимости) исполненного(-ых) контракта(-ов) (договора(-ов))", составленной в свободной форме и содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта (договора), дате его заключения, предмете контракта (договора), сумме контракта (договора), сумме, оплаченной Заказчиком по итогам выполнения работ (оказания услуг), дате исполнения контракта (договора).
Сведения о контракте(-ах), договоре(-ах), заключенном(-ых) с данным участником, в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" должны содержаться в Реестре контрактов, заключенных заказчиками, на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, иначе данный контракт(-ы) (договор(-ы)) не будет учтен Заказчиком в качестве в качестве подтверждения наличия успешного опыта работы, связанного с предметом контракта.
Под успешным опытом работы, связанным с предметом контракта понимается - исполнение участником закупки своих обязательств по контракту (договору) на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию и/или содержанию, и/или эксплуатации, и/или модернизации, и/или устройству, и/или строительству, и/или реконструкции, и/или капитальному ремонту, и/или текущему ремонту, и/или монтажу, и/или замене сетей (объектов) уличного (наружного) освещения населенных пунктов, без применения к нему неустоек (штрафов, пеней).
Непредоставление в составе второй части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме документов, подтверждающих наличие успешного1 опыта работы, связанного с предметом контракта, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме, однако при оценке заявок по данному показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по указанному показателю критерия оценки заявок, определяется:
а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:
НЦБ1.1 = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);
б) в случае если , - по формуле:
НЦБ1.1 = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);
при этом НЦБmax = КЗ x 100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя критерия оценки заявок- 0,1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое заказчику значение -131 000 000 (Сто тридцать один миллион) рублей 00 копеек.
НЦБ1.1 - количество баллов, присуждаемое по показателю заявке (предложению) участника закупки;
НЦБmax - количество баллов по показателю, присуждаемых участникам закупки, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение".
В соответствии с извещением, предметом закупки является "Выполнение работ по реконструкции уличного освещения в п. Развилка в рамках комплексного благоустройства дворовых территорий в Ленинском городском округе".
Комиссия приходит к выводу, что установление условия о том, что под успешным опытом работы, связанным с предметом контракта понимается - исполнение участником закупки своих обязательств по контракту (договору) на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию и/или содержанию, и/или эксплуатации, и/или модернизации, и/или устройству, и/или строительству, и/или реконструкции, и/или капитальному ремонту, и/или текущему ремонту, и/или монтажу, и/или замене сетей (объектов) уличного (наружного) освещения населенных пунктов, не соответствует предмету закупки, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, требование об отсутствии применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств не позволяет участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа, неустоек, пеней за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки соответствующего опыта.
Также, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком в Критериях оценки условия о том, что сведения о контрактах (договорах), заключенных с данным участником, в соответствии с нормами Закона о контрактной системе должны содержаться в Реестре контрактов, заключенных заказчиками, на Официальном сайте в сфере закупок zakupki.gov.ru, иначе данные контракты (договоры) не будет учтен Заказчиком в качестве в качестве подтверждения наличия успешного опыта работы, связанного с предметом контракта, необоснованно исключают возможность представления в качестве подтверждения опыта контрактов/договоров, заключенных, например, по закрытым закупочным процедурам и с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сведения о которых не подлежат опубликованию на Официальном сайте.
Учитывая, что в рамках исполнения контракта предусмотрено выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, Комиссия приходит к выводу, что установление условия, что оценка осуществляется в зависимости от стоимости (общей стоимости), исполненных, контрактов (договоров), в период с 01.06.2017 г. до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а также установление предельно необходимого Заказчику значения, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе
Таким образом, по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" не представляется возможным выявить лучшее предложение об условиях исполнения договора.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при установлении порядка оценки по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)".
Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Вместе с тем, в соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
В пункте 16 информационной карты Конкурсной документации установлены единые требования к участникам закупки, а именно: "Участник должен быть действующим членом СРО в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Форма выписки установлена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 г. N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
В соответствии с пунктом 22 информационной карты Конкурсной документации вторая часть заявки на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе следующее: "В составе заявки участник должен представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86. Подрядчик должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; - СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; - совокупный размер обязательств участника по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств., или копии таких документов".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлены требования к компенсационному фонду возмещения вреда, а также к компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств в соответствии с требованиями частей 11 - 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 13.09.2021 N 07/ВП/34851эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 13 сентября 2021 г. N 07/ВП/34851эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2021