Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Партнер Инвест" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения Московской области "Управление материально-технического, транспортного и санаторного обеспечения" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку офисной мебели для оснащения административного здания, расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Красногорск, город Красногорск, бульвар Строителей, дом 7 (извещение N 0348200012421000087 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 27.08.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 48 205 902,66 руб.;
3) дата окончания подачи заявок -07.09.2021;
4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 заявки от участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в составе документации об Аукционе не размещено Приложение N 5 к Техническому заданию, что вводит участников закупки в заблуждение.
Пунктом 24 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (при наличии).
Согласно пункту 6 Технического задания документации об Аукционе приложением к спецификации является, в том числе Приложение N 5 к Спецификации - "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах), иные сведения о товаре".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах), иные сведения о товаре размещены Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика вводят участников закупки в заблуждение и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров.
В Приложении N 1 к Техническому заданию установлены требования к характеристикам товаров, в том числе следующие: "Оттенок цвета тумбы должен быть по согласованию с заказчиком", "Особенности Образец и цвет изделия должен согласовываться с Заказчиком" и другие.
Комиссия приходит к выводу о том, что установление требований подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Аналогичное нарушение допущено Заказчиком при установлении иных характеристик товаров.
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров.
1) В Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены характеристики товаров, в том числе следующие: "Назначение стол должен быть для руководителей".
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что указанная характеристика установлена в соответствии с потребностями Заказчика, что не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2) По мнению Заявителя, Заказчиком размещено ненадлежащее обоснование применения дополнительных характеристик, не предусмотренных Каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 4 Правил использования каталога установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
Пунктом 6 Правил использования каталога установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к характерам товаров.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в составе документации об Аукционе размещено обоснование применения дополнительных характеристик, что не противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 и нормам Закона о контактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился, документов сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы, не представил.
В связи с чем, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, в том числе следующие:
- для товара "Брифинг-приставка для стола руководителя N1" установлено "Материал столешницы МДФ; ЛДСП", "Материал опор приставки с МДФ-столешницей дерево; МДФ",
- для товара "Стол рабочий для руководителя N1" установлено "Длина стола <2200 мм>2070 мм", "Глубина стола <1050 мм>980 мм", "Регулировка опор стола по высоте допускается"
- для товара "Тумба со стеклянными дверями для заместителя руководителя" установлено "Высота тумбы <650 мм>620 мм",
- для товара "Тумба приставная удлиненная для стола руководителя N1" установлено "Наличие лицевой фурнитуры допускается".
При этом, Комиссия приходит к выводу о том, что не установление в требуемом значении показателя "Материал опор приставки с МДФ-столешницей" варианта выбора словосочетаний "не применяется", "не нормируется" в соответствии с инструкцией, вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Кроме того, В инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено, в том числе следующее:
"Символ ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения;
Символ "<" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения
При указании конкретных показателей товаров участником размещения заказа в первой части заявки не должны использоваться слова/словосочетания/союзы (и их производные): "следует", "не допускается", "допускается", "должно", "не более", "не менее", "должен быть", "не должен", "не должен быть", "может", "требуется", "минимально", "требуемое", "нужно", "необходимо", а также знаки сравнения и/или выбора, указанные в настоящей инструкции, за исключением случаев прямо предусмотренных данной инструкцией.
При использовании слова "допускается", участник закупки указывает конкретное значение показателя, указывающее на отсутствие или на наличие данной характеристики".
При этом в Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе не установлено, каким образом представлять значение показателей с одновременным использованием символов ">" и "<", что не позволяет участникам закупки заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что с учётом положений инструкции по заполнению заявки установление требований к характеристикам товаров подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при установлении иных характеристик товаров.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, в том числе следующие:
- для товара "Гардероб для руководителя N1" установлено "Ящики выдвижные могут быть в наличии",
- для товара "Кресло рабочее" установлено "Высота кресла* более 1230 мм".
- для товара "Стул для посетителя" установлено "Глубина сиденья стула до 500* мм".
- для товара "Брифинг- приставка для стола руководителя N1" установлено "Материал облицовки ЛДСП-опор приставки требуется экокожа или натуральная кожа (по согласованию с Заказчиком); -".
В инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено, в том числе следующее:
"Все иные слова и словосочетания, не указанные в данной инструкции, являются неизменными значениями, участник размещения заказа обязан указать их в неизменном виде (например, в случае применения таких слов как "либо", "а также", "максимально" и т.п.).
В случае, если в отношении параметра товара в колонке "Наименование параметра (показателя) товара" указан символ "*" и в колонке "Требуемое значение, установленное заказчиком" установлено требуемое значение параметра в виде "не менее значение", то Участник должен указать по данному параметру диапазонное значение параметра в виде "значение- значение", при этом указываемое значение может включать установленное минимальное значение, и не должно быть менее установленного минимального значения.
В случае, если в отношении параметра товара в колонке "Наименование параметра (показателя) товара" указан символ "*" и в колонке "Требуемое значение, установленное заказчиком" установлено требуемое значение параметра в виде " менее значение", то Участник должен указать по данному параметру диапазонное значение параметра в виде "значение-значение", при этом указываемое значение не может включать установленное минимальное значение, и должно быть менее установленного минимального значения. В случае, если значение указано с применением круглых скобок, уточняющих значение, например: "бежевый (теплые тона)", участнику необходимо указать уточняющее значение, заключенное в круглых скобках в том же виде, в каком оно указано у Заказчика.
В случае, если в отношении параметра товара в колонке "Наименование параметра (показателя) товара" указан символ "*" и в колонке "Требуемое значение, установленное заказчиком" установлено требуемое значение параметра в виде "не более значение", то Участник должен указать по данному параметру диапазонное значение параметра в виде "значение- значение", при этом указываемое значение может включать установленное максимальное значение, и не должно быть более установленного максимального значения.
В случае, если в отношении параметра товара в колонке "Наименование параметра (показателя) товара" указан символ "*" и в колонке "Требуемое значение, установленное заказчиком" установлено требуемое значение параметра в виде "более значение", то Участник должен указать по данному параметру диапазонное значение параметра в виде "значение-значение", при этом указываемое значение не может включать установленное максимальное значение, и должно быть более установленного максимального значения.
В случае, если значение указано с применением круглых скобок, уточняющих значение, например: "бежевый (теплые тона)", участнику необходимо указать уточняющее значение, заключенное в круглых скобках в том же виде, в каком оно указано у Заказчика.".
Изучив документацию об Аукционе Комиссия приходит к выводу о том, что установление указанных положений Инструкции подобным образом водит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что с учётом положений инструкции по заполнению заявки установление требований к характеристикам товаров подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при установлении иных характеристик товаров.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В Приложении N 1 установлены требования к характеристикам товаров, в том числе следующие: "Оттенок цвета шкафа должен быть по согласованию с заказчиком", "Цвет и фактура декоративных вставок на дверях нижней секции шкафа должны быть согласованы с заказчиком; -", "Толщина меламиновой кромки полок шкафов от 0,35 мм; -", "Покрытие акриловое деталей шкафа выполнено панелями толщиной более 1,5 мм; -", "Толщина тамбурата декоративной обвязки гардероба от 48 мм" и другие.
При этом, Комиссия приходит к выводу о том, что установление указанных характеристик подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Кроме того, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Аналогичным образом, Заказчиком в документации об Аукционе установлены характеристики к иным товарам.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.09.2021 N 0348200012421000087-1 (далее - Протокол) участнику закупки с номером заявки "110481281" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:
"Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ), а именно: предоставление показателей товара, не соответствующих значениям, установленным в аукционной документации, предоставление недостоверных сведений о товаре. (Требования к значениям показателей (характеристик) поставляемого товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям) П.8 "Низкий шкаф для руководителя N1"ГОСТ 16371-2014. Межгосударственный стандарт. Мебель. Общие технические условия"; Технический Регламент Таможенного союза ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции характеристика: "Корпус шкафа", участник указывает - "состоит из верхнего топа, боковин и основания", характеристика: "Наличие декоративной обвязки шкафа", участник указывает - "наличие", характеристика: "Декоративная обвязка шкафа", участник указывает - "состоит из верхнего топа и боковин", при этом по характеристикам "Длина верхнего топа и основания корпуса", "Ширина шкафа" участник указывает одно и тоже значение - "1000 мм", что является предоставлением недостоверных сведений о товаре, поскольку, как указывает сам участник декоративная обвязка выполнена из тамбурата толщиной 50 мм. Соответственно, длина верхнего топа и основания корпуса шкафа не может быть равна ширине шкафа, но в любом случае будет минимум на 100 мм меньше ширины шкафа. В соответствии с инструкцией заказчика: "Участник закупки представляет информацию о конкретных значениях показателей товара, соответствующих значениям показателей, установленным в документации о закупке." "Ответственность за достоверность сведений о конкретных значениях показателей, указанных в первой части заявки на участие в закупке, несет участник закупки". П.9 "Композиция - два низких шкафа для руководителя N1"ГОСТ 16371-2014. Межгосударственный стандарт. Мебель. Общие технические условия";Технический Регламент Таможенного союза ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции"", характеристика: "Корпус шкафов", участник указывает - "состоит из верхнего топа, основания и боковин", характеристика: "Наличие декоративной обвязки композиции шкафов", участник указывает - "наличие", характеристика: "Декоративная обвязка композиции шкафов", участник указывает - "состоит из верхнего топа и боковин", при этом по характеристикам "Длина верхнего топа и основания корпуса шкафов", "Длина верхнего топа декоративной обвязки шкафов", "Ширина композиции" участник указывает одно и тоже значение - "1900 мм", что является предоставлением недостоверных сведений о товаре, поскольку, как указывает сам участник декоративная обвязка выполнена из тамбурата толщиной 50 мм. Соответственно длина верхнего топа и основания корпуса шкафов не может быть равна ширине композиции шкафов, и в любом случае будет минимум на 100 мм меньше ширины композиции шкафов. В соответствии с инструкцией заказчика: "Участник закупки представляет информацию о конкретных значениях показателей товара, соответствующих значениям показателей, установленным в документации о закупке." "Ответственность за достоверность сведений о конкретных значениях показателей, указанных в первой части заявки на участие в закупке, несет участник закупки". П.20 "Стол рабочий "ГОСТ 16371-2014. Межгосударственный стандарт. Мебель. Общие технические условия";Технический Регламент Таможенного союза ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции"", характеристика: "Форма металлического кожуха облицовки опор стола", участник указывает - "П-образная", характеристика: "Размер металлического кожуха облицовки опор стола", участник указывает - "900 мм х695ммх50мм", при этом по характеристикам "Толщина ЛДСП-опор стола" участник указывает значение - "75 мм", что является предоставлением недостоверных сведений о товаре, поскольку, как указывает сам участник толщина опор стола значительно превышает толщину П-образного кожуха облицовки опор стола. Следовательно, данные сведения о товаре являются недостоверными, так как данный кожух не подходит под размеры опор стола. В соответствии с инструкцией заказчика: "Участник закупки представляет информацию о конкретных значениях показателей товара, соответствующих значениям показателей, установленным в документации о закупке." "Ответственность за достоверность сведений о конкретных значениях показателей, указанных в первой части заявки на участие в закупке, несет участник закупки".
Изучив заявку участника закупки, представленную на заседании Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка участника закупки не противоречит требованиям документации об Аукционе по основаниям, указанным в Протоколе.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявки от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Партнер Инвест" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как выдано ранее по делу от 10.09.2021 N 050/06/35290эп/2021.
5. Материалы дела от 13.09.2021 N 050/06/35531эп/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 13 сентября 2021 г. N 050/06/35531эп/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2021