Резолютивная часть решения объявлена 13.09.2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 16.09.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от заказчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел по Республике Тыва" (далее - ФКУЗ МСЧ МВД по Республике Тыва):
- "_" действующая на основании доверенности от 24.08.2021 года б/н;
от Общества с ограниченной ответственностью "Магнум" (далее - ООО "Магнум");
- "_" действующий на основании доверенности N 2 от 13.09.2021 года,
рассмотрев обращение (вх. N 4244 от 07.09.2021 года) ФКУЗ МСЧ МВД по Республике Тыва о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении - ООО "Магнум" (630039, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Воинская, д. 71, кв. 224, ИНН: 5405994423, КПП: 540501001, ОГРН: 1175476010687, дата регистрации 02.02.2017), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 41 от 24.05.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312100004721000040 "Поставка халатов прогулочных" Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 08.09.2021 года N 311 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312100004721000040.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель заказчика поддержала доводы, изложенные в обращении.
Представитель ООО "Магнум" пояснил, что в связи эпидемиологической ситуацией работники общества болели, в связи с чем в установленные сроки исполнить обязательства по контракту не получилось возможным. Кроме того, в настоящее время товар отправлен 09.09.2021 года транспортной компанией ООО "ТК Кашалот".
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-41/2021, а также выслушав пояснение лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - ФКУЗ МСЧ МВД по Республике Тыва в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 20.04.2021 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0312100004721000040 "Поставка халатов прогулочных", начальная (максимальная) цена контракта - 67 249,89 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0312100004721000040 от 28.04.2021 года на момент окончания срока подачи заявок было подано 3 заявки, заявке с идентификационным номером 109731976 отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине: "Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ). В соответствие с п. 13.3 аукционной документации: Не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных показателей, предлагаемого для использования товара указывать: "более", "менее", "выше", "ниже", "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "или", "должен быть", "свыше", "от и до" и т.п. или добавление в заявке слов "или эквивалент". Участник указал: Утеплитель синтепон или халофайбер, что не соответствует требованиям аукционной документации.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0312100004721000040 от 11.05.2021 года:
- от участника закупки с идентификационным номером заявки 109726765 поступило ценовое предложение в размере 47 800,00 рублей;
- от участника закупки с идентификационным номером заявки 109718160 поступило ценовое предложение в размере 48 163,75 рублей.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 28,92%.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0312100004721000040 от 11.05.2021 года заявка участника закупки под номером 109726765 (ООО "Магнум") признана соответствующей требованиям, установленным Законом о контрактной системе и аукционной документацией.
24.05.2021 года между ФКУЗ МСЧ МВД по Республике Тыва и ООО "Магнум" заключен контракт N 41 "Поставка халатов прогулочных" на сумму 47 800,00 рублей.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 11.1 контракта предусмотрено, что контракт может быть расторгнут: по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта, в соответствии с гражданским законодательством, при нарушении одной из сторон условий контракта.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в Единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Следовательно, у поставщика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
04.08.2021 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 41 и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 05.08.2021 года.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.08.2021 года было направлено в адрес ООО "Магнум" 05.08.2021 года письмом АО "Почта России" и получено 13.08.2021 года Орловым О.В. о чем подтверждается почтовым уведомлением.
С учетом изложенного, в силу требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления общества является 13.08.2021 года. Следовательно, датой вступления в силу указанного решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 41 от 24.05.2021 года в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе является 24.08.2021 года, при отсутствии со стороны ООО "Магнум" действий, направленных на устранение нарушений условий контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.08.2021 года является не выполнение исполнителем своих обязательств по данному контракту в установленный срок.
Из материалов дела следует, что до одностороннего расторжения контракта Заказчиком ввелась претензионная работа, а именно 20.07.2021 года Заказчиком в адрес ООО "Магнум" было направлено требование об уплате штрафа за неисполнение обязательств по контракту за исх. N 11/906, 20.07.2021 года уведомление о нарушении обязательств по контракту за исх. N 11/907 согласно которой по истечению срока поставки установленным контрактом, товар в адрес Заказчика полностью не поставлен, кроме того велась переписка по электронной почте.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п.1.1. Контракта, "Поставщик" обязуется поставить халаты прогулочные (далее - товар) в ассортименте и качестве, в соответствии с техническим заданием, а "Заказчик" принять товар и произвести оплату стоимости товара в соответствии с условиями настоящего контракта.
Из содержания пункта 5.1. Контракта следует, начало поставки с момента заключения контракта, окончание поставки не позднее 01.06.2021 года.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснила, что по окончании срока поставки товара поставщиком не исполнены обязательства по контракту, также на телефонные звонки не отвечали и на письма в электронной почте не отвечали.
В свою очередь в материалах дела отсутствуют доказательства исполнения обществом своих обязательств по контракту (поставка товара) в установленный срок, а также в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, ООО "Магнум" соответствующих доказательств в материалы дела не представлены.
Таким образом, ООО "Магнум" не выполнил свои обязательства по контракту N 41 от 24.05.2021 года, выразившиеся в нарушении существенных условий контракта, а именно не исполнение обязательств по контракту в установленные сроки.
При этом необходимо отметить, что ООО "Магнум", подавая заявку на участие в аукционе в электронной форме и участвуя в нем, соглашается с условиями контракта и техническим заданием, определить объем и срок выполненных работ, учесть потенциальные риски при заключении и исполнении контракта.
Таким образом, участник закупки, принимая решение об участии в торгах, должен осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и заключения с ним контракта в дальнейшем, а именно: в силу статьи 2 ГК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, в рассматриваемом случае, риск наступления неблагоприятных последствий вследствие не исполнения условий контракта лежит именно на поставщике, поскольку им не предприняты все возможные меры для его исполнения.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что факт неисполнения ООО "Магнум" обязательств по контракту в установленный срок, свидетельствует о совершении им недобросовестных действий. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
То обстоятельство, что исполнителем товар отправлен 09.09.2021 года транспортной компанией ООО "ТК Кашалот" не может свидетельствовать о добросовестном его поведении при исполнении своих обязательств по контракту, поскольку в указанный период (09.09.2021 года) контракт был уже расторгнут.
На заседании Комиссии представитель ООО "Магнум" пояснил, что больше половины работников общества болели коронавирусной инфекцией, в связи с чем обязательства по контракту не исполнены в установленный срок.
Однако представителем ООО "Магнум" не представлены подтверждающие документы, а также не представлены доказательства уведомления заказчика о невозможности исполнения обязательств по контракту вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с разделом 8 контракта.
При этом, необходимо отметить, что в полномочия антимонопольного органа не входит обязанность собирать доказательства позиции одной из сторон государственного контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 - орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Обстоятельства, являющиеся основаниям для отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренные пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссией Тывинского УФАС России не установлены.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Как было указано выше, государственным заказчиком - ФКУЗ МСЧ МВД по Республике Тыва 04.08.2021 года принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Указанное решение вступило в законную силу 24.08.2021 года.
В свою очередь, обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Магнум" в адрес Тывинского УФАС России поступило 07.09.2021 года, то есть с нарушением установленного срока на 7 рабочих дней, что является нарушением части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел по Республике Тыва" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Магнум" (630039, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Воинская, д. 71, кв. 224, ИНН: 5405994423, КПП: 540501001, ОГРН: 1175476010687, дата регистрации 02.02.2017) его директора и учредителя Орловой Светланы Олеговны ИНН 540543482807, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 41 от 24.05.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312100004721000040 "Поставка халатов прогулочных", включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 1 год 11 месяцев 24 дня.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 настоящего решения, в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения данных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Председательствующий Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III) разделы |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III раздел |
|||
04.08.2021 |
27.08.2021 |
07.09.2021 |
7 |
07.09.2021 |
14.09.2021 |
13.09.2021 |
0 |
16.09.2021 |
16.09.2021 |
0 |
7 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 16 сентября 2021 г. N 017/06/104-41/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2021