Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО "Базис" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области" (далее - Уполномоченный орган), АО "АГЗ РТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение проектных работ по объекту капитального строительства "Спасская оросительная система (реконструкция 2 очередь), Самарская область" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0342100002521000001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, ненадлежащим образом применившего порядок оценки заявок участников закупки, установленный в Конкурсной документации, в отношении заявки ООО Творческая Архитектурно-проектная Мастерская "Саратовархпроект" по показателю "Обеспеченность участника специалистами и иными работниками определенного уровня квалификации" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", установленному Конкурсной документации (далее - Критерий).
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 17.03.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 88 000 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета, КБК - 082040525ФВ194009414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 04.06.2021;
6) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки, которые допущены до участия в Конкурсе;
7) дата подачи окончательных предложений о цене контракта - 10.06.2021;
8) по результатам рассмотрения и оценки вторых частей заявок, заявки 3 участников признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
9) победителем Конкурса признано ООО Творческая Архитектурно-проектная Мастерская "Саратовархпроект" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 36 000 000 рублей.
По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников закупки, установленный в Конкурсной документации, в отношении заявки Победителя по Показателю Критерия.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с Конкурсной документации установлен Показатель Критерия, согласно которому оценивается общее количество сотрудников у участника закупки в штате по основному месту работы, с наличием высшего профессионального образования в области инженерных изысканий и/или архитектурно-строительного проектирования.
При этом решением от 25.06.2021 по делу N 17/06/105-517/2021 (далее - Решение N 1) и решением от 30.07.2021 по делу N 17/06/105-804/2021 (далее - Решение N 2) (далее - Решения) Комиссиями ФАС России по результатам рассмотрения жалоб ранее установлено нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка оценки участников закупки, а именно установлены условия, согласно которому оценке подлежат специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на выполнение работ, а также сотрудников, работающих у участника закупки по совместительству.
На основании Решений Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки для устранения указанного нарушения выдано предписание от 25.06.2021 N 17/06/105-517/2021 (далее - Предписание N 1) и предписание от 30.07.2021 N 17/06/105-804/2021 (далее - Предписание N 2) (далее - Предписания), согласно которым Конкурсной комиссии необходимо пересмотреть вторые части заявок с учетом Решений.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Конкурсной комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников закупки, установленный в Конкурсной документации, в отношении заявки Победителя по Показателю Критерия, поскольку к оценке приняты сведения о специалистах, работающих у Победителя по совместительству.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что оценка заявок участников Конкурса, в том числе Победителя, проведена в соответствии с Решениями и Предписаниями, выданными Комиссией ФАС России.
Кроме того, представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщил, что Конкурсной комиссией приняты к оценке представленные Победителем в составе заявки на участие в Конкурсе для оценки по Показателю Критерия сведения, в том числе 13 сотрудников, работающих у Победителя по совместительству, которые ранее не засчитаны по Показателю Критерия.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, принявшей к оценке сведения об указанных специалистах, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
2. Решением N 1 Комиссии ФАС России по результатам рассмотрения жалобы в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка оценки участников закупки, а именно по Показателю Критерия установившего требование о предоставлении приложений, предусмотренных контрактами (договорами), в полном объеме, а также по Показателю Критерия, согласно которому оценке подлежали специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на выполнение работ.
На основании Решения N 1 Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки для устранения указанного нарушения выдано Предписание N 1.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Базис" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению выдано на основании решения от 25.06.2021 по делу N 17/06/106-517/2021, предписание по настоящему делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 25.06.2021 по делу N 17/06/106-517/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 сентября 2021 г. N 28/06/105-674/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2021