рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО "Полимер-рус" (далее - Заявитель) на действия Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУК "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" (далее - Уполномоченный орган) (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по монтажу внутренних инженерных систем, индивидуального испытания смонтированного оборудования и внутренних отделочных работ по объекту: "Строительство депозитарно-реставрационного и выставочного центра
(г. Москва, Малый Знаменский пер., д. 8, строение 9, Колымажный пер., д. 4, строение 2, д. 6, строение 1)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0373100115121000016) (далее - Конкурс),и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа ненадлежащим образом установивших порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 1), показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 2) Критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 31.08.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 651 528 606,70 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый
конкурс в электронной форме;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.09.2021;
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателям N N 1, 2 Критерия.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В силу пункта 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу пункта 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Подпунктом "б" пункта 27 Правил предусмотрено, что показателем нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть показатель опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
При этом пунктами 27(2) и 27(3) Правил установлен исчерпывающий перечень нестоимостных критериев, используемых для оценки заявок участников закупки, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Критерий "Цена контракта" - 60 %;
2) Критерий - 40 %.
Согласно Конкурсной документации Критерий содержит Показатели N N 1, 2 в рамках которых оцениваются контракты (договоры) по выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, заключенные и не ранее 01.01.2018, в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе и Федеральным законом N 223 от 18.07.2021 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно Конкурсной документации по Показателю N 1 установлено предельное значение характеристики - 1 000 000 000,00 рублей, по показателю N 2 установлено предельное значение характеристики - 651 528 606,70 рублей;
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки, поскольку в рамках Показателей N N 1, 2 Критерия установлены максимальные количественные значения характеристики.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что указанные требования порядка оценки заявок участников закупки по Показателям N N 1, 2 установлены в соответствии с потребностью Заказчика.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что указанные требования к порядку оценки заявок участников закупки не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правил.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что требование в отношении срока заключения контракта, а также положение о предоставлении контрактов (договоров), заключенных и исполненных не ранее 01.01.2018.
Таким образом, положение порядка оценки Конкурсной документации о предоставлении к оценке заключенных и исполненных не ранее 01.01.2018 не соответствует пункту 27(2) Правил, и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, а также приводит к ограничению количества участников в Конкурсе, имеющих исполненные контракты (договоры) ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе).
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателям N N 1, 2 Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Закона о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 8 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным Заказчиком требованиям.
На заседании Комиссии установлено, что проектная документация размещена не в полном объеме, поскольку в ЕИС отсутствуют, например, том 1.1 "Раздел 1 Пояснительная записка", том 5.5.4 "Часть 4 Автоматизированная система диспетчеризации и управления инженерными оборудованиями".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не разместивших в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктами 1, 5, 6 части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2024, в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме и при включении в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации такой конкурс проводится с учетом особенностей, а именно:
- в извещении о проведении конкурса не указывается информация о дате и времени рассмотрения и оценки первых, вторых частей заявок, поданных на участие в открытом конкурсе в электронной форме, о дате подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта;
- протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок, поданных на участие в конкурсе, предусмотренный частью 6 статьи 54.5 Закона о контрактной системе, не оформляется;
- подача окончательных предложений о цене контракта, предусмотренная статьей 54.6 Закона о контрактной системе, не осуществляется.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, в извещении Конкурсной документации, установлены в том числе: дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок, поданных на участие в Конкурсе, дата подачи участниками Конкурса окончательных предложений о цене контракта.
При этом на заседании Комиссии установлено, объектом закупки является выполнение работ по монтажу внутренних инженерных систем, индивидуального испытания смонтированного оборудования и внутренних отделочных работ, в связи с чем к Конкурсу применяются положения части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Конкурсной документации вышеуказанные требования, нарушают часть 68 статьи 112 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Полимер-рус" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 8 части 1 статьи 54.3, части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 17.09.2021 N 28/06/105-679/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 сентября 2021 г. N 28/06/105-679/2021 (ключевые темы: конкурсная документация - участники закупок - критерии оценки - проектная документация - объекты капитального строительства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2021