Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Медикал Сервис" (далее - Заявитель) на действия Управления судебного департамента в г. Москве (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Управления судебного департамента в г. Москве (далее - Аукционная комиссия), АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку мебельной продукции (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100047021000023) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку установлены требования к поставляемым товарам, не являющиеся функциональными, техническими или качественными характеристиками товаров, а также неправомерно установлены характеристики товаров, не предусмотренные позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ);
2. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в техническом задании документации об Аукционе установлены дублирующие друг друга товары и их характеристики, а также установлено требование о согласовании некоторых характеристик с Заказчиком;
3. Заказчиком неправомерно установлен запрет, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616);
4. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 07.09.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета, КБК - 43801059090090019244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 15.09.2021;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, допущенные к участию в Аукционе;
7) дата проведения Аукциона - 17.09.2021;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки.
1. Согласно доводу Заявителя в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку установлены требования к поставляемым товарам, не являющиеся функциональными, техническими или качественными характеристиками товаров, а также неправомерно установлены характеристики товаров, не предусмотренные позициями КТРУ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена, например, поставка товара "Кресло судейское (на колесах) тип 2", характеристики которого предусмотрены позицией КТРУ 31.01.12.160-00000006 "Кресло офисное".
Применение КТРУ для вышеуказанного товара обязательно с 22.07.2021.
Согласно положениям технического задания документации об Аукционе характеристиками товара "Кресло судейское (на колесах) тип 2" являются: "Толщина сиденья не менее 70 мм", "Глубина сиденья не менее 450 мм", "Вид упаковки" и др.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что указанные характеристики товара "Кресло судейское (на колесах) тип 2" отсутствуют в соответствующих позициях КТРУ (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Кроме того, наименования товаров, указанные в техническом задании документации об Аукционе, не соответствуют наименованиям товаров, указанным в КТРУ.
На заседании Комиссии представители Заказчика не представили сведений, подтверждающих необходимость установления характеристик товаров, не предусмотренных соответствующими позициями КТРУ, а также сведений, подтверждающих наличие в документации об Аукционе и размещения в ЕИС, обоснования установления таких характеристик товаров.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно не применены позиции КТРУ при описании товаров, поставка которых предусмотрена в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по итогам проведения Аукциона, а также не размещено обоснование установления дополнительных характеристик товаров, не предусмотренных позициями КТРУ.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в техническом задании документации об Аукционе установлены дублирующие друг друга товары и их характеристики, а также установлено требование о согласовании некоторых характеристик товаров с Заказчиком.
Пунктами 63, 68 технического задания документации об Аукционе установлены требования к товарам "Стол рабочий прямой тип 1", "Стол рабочий прямой тип 1" соответственно.
Кроме того, в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе к товарам "Кресло рабочее тип 21", "Кресло рабочее тип 26" установлена характеристика "Цвет и оттенок - по согласованию с Заказчиком" (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что установление требований к вышеуказанным товарам обусловлено потребностью Заказчика в связи с поставкой закупаемых товаров в здания 38 судов, расположенных на территории города Москвы, для конкретных судей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанный довод не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя в документации об Аукционе неправомерно установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление N 616.
Пунктом 2 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, объектом закупки является поставка мебельной продукции.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по результатам проведения Аукциона, поставке подлежит, например, товары "Кресло судейское (трон) тип 1", "Тумба тип 1" которым соответствуют коды ОКПД 31.01.11.150, 31.01.12.150 соответственно, включенные в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, в связи с чем Заказчиком в документации об Аукционе установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена Инструкция.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Техническим заданием документации об Аукционе установлено, в том числе следующее требование к товару "Кресло рабочее тип 35" (далее - Товар), "Ширина сиденья между подлокотниками: 475 мм - 485 мм".
На заседании Комиссии установлено, что в Инструкции отсутствует порядок заполнения заявки на участие в Аукционе при наличии описании характеристик поставляемых товаров символа "-", "/", "/" (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Комиссия приходит к выводу о том, что требования технического задания документации об Аукционе к характеристикам Товара и положения Инструкции не позволяют однозначным образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Кроме того, техническим заданием документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к товару "Кресло судейское (трон) тип 1" - "устойчивость к истиранию - не менее 50 000 циклов (тест Мартин-дейла ISO 12947-1)" (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, а также сведений в отношении маркировки товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, маркировке товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены показатели, в связи с чем не представляется возможным определить какие характеристики должны быть представлены участником закупки в заявке на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медикал Сервис" обоснованной в части пунктов 1, 4 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 20.09.2021 N 28/06/105-662/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 сентября 2021 г. N 28/06/105-662/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2021