В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 87-п от 14.09.2021 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:., Членов Инспекции:.,
В присутствии представителя ООО "БОТАНИЧЕСКИЙ САД" -. по доверенности,
рассмотрев обращение администрации Северного округа города Оренбурга (вх. N9102 от 13.09.2021 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "БОТАНИЧЕСКИЙ САД" (ИНН: 2312295280) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на приобретение семян цветов (номер извещения N0153300066920001360),
УСТАНОВИЛА:
13 сентября 2021 года (вх. N 3102) в Оренбургское УФАС России поступило обращение администрации Северного округа города Оренбурга (вх. N9102 от 13.09.2021 г.) (далее - Заявитель, Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "БОТАНИЧЕСКИЙ САД" (ИНН: 2312295280) (далее - Поставщик, Общество) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на приобретение семян цветов (номер извещения N0153300066920001360) (далее - закупка).
Из обращения Заявителя Инспекцией установлено, что что 04.02.2021 г. между администрацией Северного округа города Оренбурга и ООО "БОТАНИЧЕСКИЙ САД" заключен муниципальный контракт от 04.02.2021 г. N 0153300066920001360-0069490-01 на приобретение семян цветов.
Цена контракта по итогам электронного аукциона составила 697 846,30 рублей.
Согласно п. 1.1 указанного контракта 1.1 Поставщик обязуется передать в собственность Муниципальному заказчику, а Муниципальный заказчик обязуется принять и оплатить семена цветов на условиях контракта.
В ходе исполнения контракта Поставщиком нарушались сроки оказания услуг, в связи с чем Заказчик неоднократно направлял в адрес Общества претензии. В соответствии с п. 4.1 Контракта, ООО "БОТАНИЧЕСКИЙ САД" обязаны осуществить поставку семян цветов в течение 14 рабочих дней с момента заключения муниципального контракта, т.е. до 24.02.2021 включительно. По состоянию на 13.09.2021 г. поставка исполнителем не совершена. Учитывая изложенное, 16.07.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.02.2021 г. N 0153300066920001360-0069490-01 на поставку семян цветов.
В заседании Инспекции Оренбургского УФАС России объявлялся перерыв с целью повторного уведомления представителей Заказчика, ООО "БОТАНИЧЕСКИЙ САД" о рассмотрении обращения Заказчика и проведении заседания посредством видеоконференцсвязи до 15ч.00 мин.
После перерыва в заседании Инспекции принимал участие представитель ООО "БОТАНИЧЕСКИЙ САД", представители Заказчика на заседание Инспекции не явились.
Представитель Общества пояснил, что Общество полагает одностороннее расторжение Заказчиком муниципального контракта от 04.02.2021 г. N 0153300066920001360-0069490-01 необоснованным ввиду следующего:
Поставщик не ставил цели намеренного уклонения от исполнения контракта и был заинтересован в полном и добросовестном исполнении своих обязательств. Несвоевременное исполнение обязательств со стороны Поставщика, выражающееся в несоблюдении сроков поставки товара, не зависит от его воли и не дает возможности влиять на общее достижение результатов по контракту. Согласно рассматриваемому контракту страной происхождения являются Нидерланды и Соединённые Штаты. В связи с особенностями таможенного контроля и ввоза семян на территорию Российской Федерации возникли сложности с поставкой необходимого товара. Кроме того, дополнительным препятствием явилось усиление карантинных мероприятий в Нидерландах в указанный период времени, связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). Таким образом, несвоевременное исполнение обязательств со стороны Поставщика, выражающееся в несоблюдении сроков поставки товара, не зависело от его воли и не представляло возможности влиять на общее достижение результатов по контракту. Несмотря на негативно сложившиеся обстоятельства, в феврале 2021 года Поставщиком все же были получены семена, необходимые для частичного исполнения обязательств по контракту. Посредством курьерской службы СДЭК указанные семена 09.02.2021 были направлены по адресу Заказчика, указанному в контракте. Согласно информации, полученной от курьерской службы, товар был вручен Заказчику 20.02.2021. На ряд семян, с которыми возникли затруднения при поставке, в связи с чем, с Заказчиком была достигнута предварительная договорённость о частичном обоюдном расторжении контракта по соглашению сторон. При этом Поставщиком поддерживалась связь с представителем Заказчика, что подтверждается перепиской посредством электронной почты. Однако, несмотря на вышеизложенные обстоятельства, Поставщиком до сих пор не получена подписанная товарная накладная от Заказчика, при том, что частичная приемка товара по контракту фактически была осуществлена. Кроме того, Заказчиком не осуществлена оплата за фактически поставленный товар. Таким образом, полагают, что оснований для включения сведений об ООО "БОТАНИЧЕСКИЙ САД" в реестр недобросовестных поставщиков не имеется.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав пояснения сторон, установила следующее:
25.12.2020 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на приобретение семян цветов (номер извещения N0153300066920001360).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 098 970,46 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
1) В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 18.01.2021 N0153300066920001360-3 победителем аукциона признано ООО "БОТАНИЧЕСКИЙ САД" с предложением цены контракта в размере - 697 846,30 рублей.
04.02.2021 г. между администрацией Северного округа города Оренбурга и ООО "БОТАНИЧЕСКИЙ САД" заключен муниципальный контракт от 04.02.2021 г. N 0153300066920001360-0069490-01 на приобретение семян цветов (далее - Контракт).
Цена контракта - 697 846,30 рублей.
Согласно п. 1.1 указанного контракта 1.1 Поставщик обязуется передать в собственность Муниципальному заказчику, а Муниципальный заказчик обязуется принять и оплатить семена цветов на условиях контракта.
Срок исполнения настоящего Контракта, согласно п. 4.1 - Срок поставки товара: в течение 14 рабочих дней с момента заключения муниципального контракта Место доставки товара - г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 154.
Согласно п.5 Контракта, Поставщик обязан:
5.1. Своевременно и надлежащим образом поставить Муниципальному заказчику Товар в соответствии техническими характеристиками поставляемого Товара, указанными в Спецификации и предоставить Муниципальному заказчику документы, предусмотренные контрактом;
5.2. Обеспечить передачу Товара в порядке и сроки, предусмотренные настоящим контрактом;
5.3. Передать Муниципальному заказчику Товар надлежащего качества согласно Спецификации к контракту;
5.4. Обеспечить устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом;
5.5. В случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта в течение трех рабочих дней, следующего за датой принятия этого решения, направить Муниципальному заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Муниципального заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Поставщиком подтверждения о его вручении Муниципальному заказчику;.
В свою очередь, Заказчик, согласно п. 5.9-5.11 Контракта, в том числе обязан, обеспечить своевременную приемку поставленных Товаров в порядке, предусмотренном настоящим контрактом, произвести оплату Товара в порядке и в сроки, предусмотренные разделом 2 контракта;.
Из представленных в материалы дела документов Инспекцией Оренбургского УФАС России установлено, что в связи с нарушением сроков поставки Товара, Заказчиком 15.03.2021 г., 15.04.2021 г. направлены в адрес Поставщика претензии об исполнении возложенной на Поставщика обязанности в соответствии с п. 4.1 Контракта.
Из пояснений представителя Общества установлено, что 20.02.2021 г. Заказчиком получена часть товара, о чем свидетельствует переписка из системы обмена сообщениями "WhatsApp" - в материалы дела представлен скриншот, согласно которой заказчик подтвердил получение части Товара на сумму 404 762,29 рублей. Кроме того, представитель уточняет, что в адрес Заказчика должностное лицо Общества через систему обмена сообщениями "WhatsApp" направлен номер отслеживания (система "СДЭК" - 1230374517, который подтверждает получение Заказчиком Товара - 20.02.2021 г.
Кроме того, представитель Общества просил отметить, что в соответствии с перепиской с представителями заказчика посредством системы обмена сообщениями "WhatsApp", а также электронной почты - подтверждается получение части Товара Заказчиком - 01.03.2021 г.
При этом, Инспекция контрольного органа отмечает, что какой - либо информации, пояснений от Заказчика о том, что часть заказа им была принята и (или) Заказчик отказался от приемки части такого Товара Сторонами в материалы дела не представлено.
Также в материалы дела представлены скриншоты из электронной почты, свидетельствующие о направлении Обществом Товарной накладной в адрес Заказчика с целью получения оплаты за частично поставленный Товар.
Из материалов, представленных Заказчиком к заседанию, Инспекцией также установлено, что Заказчиком 15.03.2021 г., 15.04.2021 г. в адрес Общества направлялись претензии об устранении нарушений сроков поставки товара по Контракту. Факт получения претензий представитель Общества подтвердил, при этом уточняет, что с содержанием Претензий Общество не согласно, поскольку часть Товара Заказчиком фактически принята.
При этом, в материалы дела Сторонами каких-либо документов, оформленных надлежащим образом и подтверждающих направление Поставщиком и приемку (отказ от приемки) Товара по настоящему Контракту не представлено.
Инспекцией из обращения Заказчика установлено, что поскольку Поставщиком в установленные Контрактом сроки - Товар не поставлен, Заказчик, руководствуясь п. 9.3 Контракта, 16.07.2021 г. принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 04.02.2021 г. N 0153300066920001360-0069490-01.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пп. 9.2-9.3 Контракта, "9.2. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном ч.8-26 ст.95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
9.3. Заказчик вправе принять решение об отказе от исполнения контракта в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Поставщиком своих обязательств по контракту.".
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Инспекцией из представленных в материалы дела документов, а также сведений, размещенных Заказчиком в Единой информационной системе, установлено следующее:
16.07.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 04.02.2021 г. N 0153300066920001360-0069490-01 на поставку семян цветов.
Согласно представленным скриншотам из личного кабинета Заказчика - 16.07.2021 года решение об одностороннем отказе опубликовано в ЕИС.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом, согласно представленным документам, указанное решение было направлено Заказчиком по почте России - лишь 09.08.2021 г.
Согласно почтовому идентификатору, представленному Заказчиком - N46005259005884 - указанное решение по Почте России получено ООО "БОТАНИЧЕСКИЙ САД" - 16.08.2021 г.
Из обращения Заказчика, направленного в адрес контрольного органа также следует, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта - получено Обществом - 16.08.2021 г.
Таким образом, в соответствии с требованиями ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе - решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым - с 27.08.2021 г. Доказательств обратного ООО "БОТАНИЧЕСКИЙ САД" в материалы дела не представлено.
При этом, в ходе анализа представленных материалов, обращения Заказчика, пояснений представителя Общества, Инспекцией Оренбургского УФАС России установлено, что Заказчиком нарушен порядок уведомления ООО "БОТАНИЧЕСКИЙ САД" о принятии им одностороннего отказа от исполнения контракта от 04.02.2021 г. N 0153300066920001360-0069490-01 на поставку семян цветов, а именно: принятое 16.07.2021 г. Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в нарушение требований ч.12 ст. 95 Закона о контрактной системе направлено посредством Почты России в адрес Поставщика - 09.08.2021 г., то есть за пределами установленного Законом срока.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч.7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
При таких обстоятельствах, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, сведения в отношении ООО "БОТАНИЧЕСКИЙ САД" не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований обращения администрации Северного округа города Оренбурга (вх. N9102 от 13.09.2021 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ботанический сад" (ИНН: 2312295280) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на приобретение семян цветов (номер извещения N0153300066920001360), директора общества с ограниченной ответственностью "БОТАНИЧЕСКИЙ САД" - Зыкина Андрея Викторовича (ИНН 233701954728), учредителя общества с ограниченной ответственностью общества с ограниченной ответственностью "БОТАНИЧЕСКИЙ САД" - Зыкина Андрея Викторовича (ИНН 233701954728) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на приобретение семян цветов (номер извещения N0153300066920001360) отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции |
|
Члены Инспекции |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 20 сентября 2021 г. N РНП-56-08-06-154/2021 (ключевые темы: односторонний порядок - исполнение контракта - реестр недобросовестных поставщиков - муниципальный заказчик - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2021