Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Коммуникации и связь" на действия Заказчика ГКУ СО "Региональный навигационно-информационный центр" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0860200001121000002 "Выполнение работ по внедрению интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Саратовской городской агломерации в целях реализации мероприятия "Создание интеллектуальной транспортной системы, в целях реализации мероприятий "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек", в Саратовской области, включая Саратовскую городскую агломерацию"",
УСТАНОВИЛА:
15.09.2021 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Коммуникации и связь" (далее - Заявитель) на действия Заказчика ГКУ СО "Региональный навигационно-информационный центр" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0860200001121000002 "Выполнение работ по внедрению интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Саратовской городской агломерации в целях реализации мероприятия "Создание интеллектуальной транспортной системы, в целях реализации мероприятий "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек", в Саратовской области, включая Саратовскую городскую агломерацию"" (далее - Конкурс).
Представитель Заявителя, присутствующий на рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Из жалобы Заявителя следует, что Конкурсная документация утверждена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам.
30.07.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение о проведении Конкурса и Конкурсная документация.
Заказчиком Конкурса является ГКУ СО "Региональный навигационно-информационный центр" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 458 300 000,00 рублей.
Согласно доводу жалобы Заказчик неправомерно в Конкурсной документации не установил требования к участникам закупки в части наличия у них прав на осуществление лицензируемых видов деятельности, выполняемых в рамках проводимой Закупки и неправомерно объединил в один лот лицензируемые и не лицензируемые виды работ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в частности соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1.1 Технического задания Конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ по внедрению интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Саратовской городской агломерации в целях реализации мероприятия "Создание интеллектуальной транспортной системы, в целях реализации мероприятий "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек", в Саратовской области, включая Саратовскую городскую агломерацию"".
В соответствии с п. 1.5 Технического задания установлены состав, виды и объем выполняемых работ, услуг, где поставка средств защиты информации, а равно выполнение работ, услуг по установке является одним из видов работ, входящими в состав объекта закупок.
В соответствии с письмом Минфина России от 20 июля 2020 г. N 24-02-08/63342 "О рассмотрении обращения" в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию. При этом заказчик вправе установить в контракте требование о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчика после заключения государственного контракта.
Согласно п. 2.1.10 проекта Контракта Конкурсной документации Подрядчик вправе привлечь Субподрядчиков (соисполнителей) к исполнению Контракта.
Согласно доводу Заявителя, Заказчик в Конкурсной документации не установил требование к наличию у участников закупки лицензии на осуществление лицензируемых видов деятельности, в частности в состав поставляемых Исполнителем дорожных контролеров входят "Встроенные криптографические модули", деятельность по распространению которых является лицензируемым видом деятельности; согласно п. 6.8.3 Технического задания исполнитель обязан обеспечить передачи данных от подсистемы видеонаблюдения ДТП и ЧС к действующей ЕПУТС Саратовской агломерации, заказчику необходимо организовать цифровой канал связи пропускной способностью не менее 1000 Мбит/с. до точек установки уличных телекоммуникационных шкафов в точках подключения оборудования подсистемы видеонаблюдения ДТП и ЧС, что также является лицензируемым видом деятельности.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в Конкурсной документации отсутствует требование к участникам Конкурса о наличии лицензий на осуществление работ предусмотренных Конкурсной документацией, а также, что объект закупки установлен в соответствии с потребностью Заказчика, при этом, в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного или муниципального контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.
Таким образом, к выполнению указанных в Конкурсной документации работ поставщик вправе привлечь субподрядчиков, имеющих лицензии на данные виды деятельности. Данный вывод подтверждается Обзором разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2020 года).
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что определение Заказчиком порядка оплаты оказанных по государственному контракту услуг, выполненных работ составлено с нарушением требований Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 N 2050 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Согласно п. 1 ч.13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Согласно п. 11.1 Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 N 2050 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" получатели средств федерального бюджета при заключении ими в 2021 году государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - государственный контракт) предусматривают условие о сроке оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), не превышающем 10 рабочих дней с даты подписания получателем средств федерального бюджета документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что "Условия, предусмотренные пунктами 11(1) и 11(2) Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 N 2050 (ред. от 09.08.2021) "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" N 2050, подлежат включению только в те государственные контракты, извещения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд субъектов Российской Федерации размещены в единой информационной системе в сфере закупок или приглашения принять участие, в которых направлены после заключения Соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов (дополнительных соглашений к таким соглашениям), предусматривающих обязательства субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 11(3) Постановления N 2050.
Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение из федерального бюджета бюджету Саратовской области от 28.12.2020 N 108-17-2021-122 указанных обязательств не содержит".
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу жалобы Заказчиком неправомерно установлен срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 2.2 ст. 96 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
В соответствии с ч. 7.1 ст. 94 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с Законом о контрактной системе в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.
Таким образом, обеспечение гарантийных обязательств предоставляется поставщиком (подрядчиком, исполнителем) перед подписанием акта о приемке.
Согласно п. 11.2 проекта Контракта Конкурсной документации подрядчик предоставляет обеспечение гарантийных обязательств в течение 20 (двадцати) дней с даты заключения Контракта.
На основании вышеизложенного в действиях Заказчика, установившего неверный срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств, имеется нарушение ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что установленное Заказчиком в документации об Аукционе обоснование невозможности применения постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) является некорректным, так как в реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, в реестре под номером 10401 присутствует программное обеспечение с наименованием ЕПУТС "Единая платформа управления транспортной системой", удовлетворяющее потребностям Заказчика в соответствии с Техническим Заданием Конкурсной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Предметом Конкурса является выполнение работ по внедрению интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Саратовской городской агломерации в целях реализации мероприятия "Создание интеллектуальной транспортной системы, в целях реализации мероприятий "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек", в Саратовской области, включая Саратовскую городскую агломерацию.
В п. 1.5. Технического задания Конкурсной документации определены объем и содержание работ, включая наименования дополнительного и самостоятельного программного обеспечения, планируемого к закупке.
Пунктом 1.9 Технического задания Конкурсной документации установлен перечень существующего у Заказчика программного обеспечения Единая платформа управления транспортной системы (ЕПУТС).
Таким образом, Заказчиком не планируется к приобретению программное обеспечение, в которое входит ЕПУТС "Единая платформа управления транспортной системой" (регистрационная запись N10401), так как оно уже имеется у Заказчика.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Коммуникации и связь" на действия Заказчика ГКУ СО "Региональный навигационно-информационный центр" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0860200001121000002 "Выполнение работ по внедрению интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Саратовской городской агломерации в целях реализации мероприятия "Создание интеллектуальной транспортной системы, в целях реализации мероприятий "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек", в Саратовской области, включая Саратовскую городскую агломерацию""" обоснованной в части установления неверного срока предоставления гарантийных обязательств.
2. Признать в действиях Заказчика ГКУ СО "Региональный навигационно-информационный центр" нарушения ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать на основании ранее выданного по жалобе ООО "Швабе Москва".
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 21 сентября 2021 г. N 064/06/33-1155/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.09.2021