Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Н.А. Кожемяко,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
В.Н. Гижко,
по итогам рассмотрения жалоб Заявителей на действия комиссии Заказчика при проведении электронного аукциона N0358100000621000072 "на право заключения государственного контракта на поставку средств индивидуальной защиты (СИЗ) для нужд ФКУЗ Ростовский-на-Дону противочумный институт Роспотребнадзора" (далее - аукцион, закупка) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), с использованием системы видеоконференц-связи (ВКС), в присутствии представителей Заказчика - Слышенко И.В. (доверенность от 20.09.2021 N1), Кальченко В.А. (доверенность от 20.09.2021 N2), Гаевской Н.Е. (доверенность от 20.09.2021 N3), при участии представителя Заявителя 1 - Стороженко Н.А. (доверенность от 20.09.2021 N7/2021), без участия представителя Заявителя 2, уведомленного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в отказе в допуске участникам к участию в аукционе.
Заказчик не согласился с доводами Заявителей; представил в Комиссию Ростовского УФАС России письменные пояснения по жалобам Заявителей.
В соответствии с ч.1, ч.3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Извещение и Документация размещены Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 31.08.2021.
06.09.2021 в Извещение внесены изменения согласно которым: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 487 715,00 рублей; 2) установлены дата и время окончания подачи заявок - 14.09.2021 09:00 (МСК).
Контракт по итогам названной закупки на момент рассмотрения дела не заключен.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 14.09.2021, на участие в электронном аукционе подано 7 заявок:
- участнику с идентификационным номером 175 (ООО "ПРОФ-СИЗ") отказано в допуске к аукциону с обоснованием: "Заявка участника не соответствует требованиям, установленным ч.3 ст.66 Федерального закона от 05 апреля 2013 N44-ФЗ и документации об электронном аукционе. Согласно Технического задания "Соответствие Товара подтверждается представлением следующих документов: а) копия сертификата соответствия, копия декларации соответствия; б) руководство по эксплуатации на Товар или иной документ, содержащий все существенные технические характеристики Товара. Копия на каждую единицу Товара предоставляется в составе первой части заявки и при выполнении контракта. Участником в составе первой части Заявки копия сертификатов соответствия не представлены, что не позволяет Заказчику определить соответствие Товара требованиям Технического задания, что не соответствует Требованиям Заказчика к первой части заявки на участие в электронном аукционе (в соответствии с положениями ч.3 ст.66 Федерального закона от 05 апреля 2013 N44-ФЗ)";
- участнику с идентификационным номером 197 (ООО "РегионСнаб") отказано в допуске к аукциону с обоснованием: "Заявка участника не соответствует требованиям, установленным ч.3 ст.66 Федерального закона от 05 апреля 2013 N44-ФЗ и документации об электронном аукционе. Согласно Технического задания "Соответствие Товара подтверждается представлением следующих документов: а) копия сертификата соответствия, копия декларации соответствия; б) руководство по эксплуатации на Товар или иной документ, содержащий все существенные технические характеристики Товара. Копия на каждую единицу Товара предоставляется в составе первой части заявки и при выполнении контракта. Участником в составе первой части Заявки копия сертификатов соответствия не представлены, что не позволяет Заказчику определить соответствие Товара требованиям Технического задания, что не соответствует Требованиям Заказчика к первой части заявки на участие в электронном аукционе (в соответствии с положениями ч.3 ст.66 Федерального закона от 05 апреля 2013 N44-ФЗ)".
Частью 3 ст.66 определено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 4 статьи 67 Закона установлены случаи, при которых участник электронного аукциона не допускается к участию в нем:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Заказчиком в Технической части документации об аукционе установлено, в том числе:
Соответствие Товара подтверждается предоставлением следующих документов:
а) копия сертификата соответствия, копия декларации соответствия,
б) Руководство по эксплуатации на Товар или иной документ, содержащий все существенные технические характеристики Товара.
Копия на каждую единицу Товара предоставляется в составе первой части заявки и при выполнении контракта.
При этом, из содержания первых частей заявок Заявителя 1 и Заявителя 2 следует, что в отношении товарных позиций, указанных Заказчиком, и требования к которым содержатся в документации об аукционе участниками закупки не представлены документы, подтверждающие соответствие закупаемого товара.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела основания для отказа Заявителю 1 и Заявителю 2 в допуске к участию в электронном аукционе
Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что полномочия аукционной комиссии при проверке первых частей заявок на участие в аукционе нормативно ограничены проверкой их соответствия требованиям документации об аукционе. Закон не предоставляет комиссии Заказчика права на принятие заявки, не соответствующей требованиям Документации, как и не допускает для аукционной комиссии возможности критики Документации или неприменения каких-либо ее положений. Обязанностью аукционной комиссии в данной части является проверка соответствия заявок на участие в аукционе формальным требованиям, сформулированным в Документации об аукционе Заказчиком. Иной подход к решению вопроса об объеме компетенции аукционной комиссии может повлечь за собой незаконное расширение ее полномочий и приобретение для Заказчика товаров, которые не соответствуют сформулированным в Документации требованиям, в целях приобретения которых организован аукцион.
В связи с тем, что аукционная комиссия Заказчика действовала в соответствии с требованиями Документации, жалобы Заявителя 1 и Заявителя 2 признана необоснованными.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.66 Закона, при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Частью 6 ст.66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Вместе с этим, Комиссия отмечает, что установленное Заказчиком требование о наличии в составе первой части заявки копии сертификата соответствия, копии декларации соответствия и руководства по эксплуатации на товар или иной документ, содержащий все существенные технические характеристики товара не предусмотрено ч.3 ст.66 Закона, что не соответствует положениям ч.6 ст.66 Закона.
В рамках проведения внеплановой проверки закупки выявлены следующие нарушения.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.14 Закона федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N617) утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Пунктом 4 Постановления установлено, что ограничения, установленные настоящим постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления (п.5 Постановления N617).
Закупка всех средств индивидуальной защиты (СИЗ) согласно Извещения о проведении электронного аукциона и Документации осуществлялась по коду ОКПД2 33.99.11.199 "Средства индивидуальной защиты прочие, не включенные в другие группировки",
Указанный товар, является объектом закупки, входит в Перечень, утвержденный Постановлением N617.
Вместе с тем, в Извещении и аукционной Документации ограничения в соответствии с Постановлением N617 не установлены. Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.3 ст.14 Закона.
Пунктом 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к настоящему приказу (далее - Приложение).
Таким образом, условия ограничения допуска, предусмотренные Приказом 126н, распространяются на товары, относящиеся к коду код ОКПД2 33.99.11.199 "Средства индивидуальной защиты прочие, не включенные в другие группировки".
Из содержания документации следует, что в объект рассматриваемой закупки Заказчиком включены, в том числе, товарные позиции, которые по своему описанию относятся к вышеуказанному коду, а, следовательно, Заказчик обязан установить условия допуска товаров, предусмотренные Приказом N126н.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.3 ст.14 Закона.
Частью 2 статьи 33 Закона предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Указание на то, что включение в документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями ч.1 ст.33 Закона, означает, что показатели должны представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Через Инструкцию требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, Заказчиком поставлены в прямую зависимость от формы их изложения.
Так, например, в Инструкции Заказчик установил противоречивые требования к описанию в заявке показателей товаров, сопровождающихся определенными знаками, словами, символами: "В случае, если в разделе "Техническое задание" указаны максимальные (не более, менее) и/или минимальные (не менее, более) значения показателей, а также одновременно минимальные и максимальные значения, разделенные "тире", "дефисом" - участником данные показатели должны быть конкретизированы. Характеристики товара, являющиеся однородными и определяющие многообразие вариантов исполнения, имеющие обобщающее слово или фразу после которого (ой) стоит знак ":", и при этом разделенные между собой запятой "," - участником данные характеристики должны быть конкретизированы, т.е. должен быть указан конкретный вариант исполнения товара. В иных случаях перечисление характеристик через "," либо через ";" означает, что Заказчику необходим товар со всеми перечисленными характеристиками. При указании в требованиях к товарам показателей эквивалентности с использованием соединительного союза "и", участник предлагает товар, сочетающий в себе оба показателя одновременно. В случае, если участник предлагает к поставке несколько вариантов исполнения товара, то значение показателей необходимо указывать для каждого варианта отдельно, за исключением случаев, когда разные варианты исполнения имеют одинаковые показатели характеристики. При указании в требованиях показателей эквивалентности с использованием союза "или", "либо", участник предлагает товар, сочетающий в себе только одну характеристику из разделенных данным союзом. При указании конкретного показателя по Максимальному и (или) минимальному значению показателей вида "до x" или "от х", где "x" - верхнее/ нижнее числовое значение, участник закупки должен указать конкретный показатель, при этом крайние значения "х" включены в интервал при наличии слов "включительно", во всех иных случаях крайние значения "х" не включены в интервал. При указании конкретного показателя по значению показателей вида "менее x" или "более х", где "x" - верхнее/ нижнее числовое значение, участник закупки должен указать конкретный показатель, при этом крайние значения "х" не включены в интервал. При указании слов "или", "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "выше", "ранее", "не ранее", "не ниже", "не выше", "не должно превышать", участник должен сделать конкретное предложение без указания слов "или", "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "выше", "ранее", "не ранее", "не ниже", "не выше", "не должно превышать". Первая часть заявки не должна содержать фразы "предпочтительно", "допускается"/не "допускается", "должно быть" или аналогичные формулировки, не позволяющие однозначно определить наличие, либо отсутствие данной характеристики в товаре. В случае использования в техническом задании следующих знаков: - "больше или равно",
- "меньше или равно", > - "более"; < - "менее", по данным значениям участнику необходимо сделать конкретное предложение, согласно настоящей инструкции по заполнению заявки. В случае использования знака "/", "\" - данные знаки означают "или", по данным значениям участнику необходимо сделать конкретное предложение, согласно настоящей инструкции по заполнению заявки (за исключением случаев, когда этот знак является составной частью обозначения единицы измерения или наименования, либо является математическим знаком дроби). По значениям, указанным как "Неизменные показатели" или выделены в тексте знаком "1", а также в случаях, не предусмотренных настоящей инструкцией, участник закупки значения изменять не должен".
Из указанных положений Инструкции невозможно однозначно определить, что желает получить Заказчик. Требуя от участника недвусмысленных сведений, Заказчик сам создает двусмысленность, искажая законные терминологию и понятия.
Приведенные выше положения Инструкции усложняют процесс подготовки заявки, поскольку устанавливают различные требования к изложению в заявке конкретных показателей числовых значений. Из указанных требований невозможно понять, какие именно значения будут соответствовать потребностям Заказчика.
Фактически, Инструкция используется Заказчиком для создания дополнительных сложностей участникам, поскольку требует от них разгадать потребность Заказчика в том или ином значении показателей.
Таким образом, Инструкция, сформированная Заказчиком, носит противоречивый и запутанный характер, не позволяет участникам определить, какие именно положения подлежат применению в том или ином случае при описании товара.
Выявленные нарушения Закона, создают условия для указания участниками в заявках неверных характеристик.
Использование усложненных документаций имеет своими последствиями не только вред, причиняемый бюджету в виде заключения контрактов по стартовым ценам, но также увеличение или срыв сроков поставки закупаемых товаров, сроков выполнения работ и оказания услуг, создает препятствия для полного и своевременного освоения бюджетных средств.
У хозяйствующих субъектов формируется мнение о сложности, а порой и бесперспективности участия в процедурах закупки, и соответствующее снижение уровня конкуренции в данной сфере.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2017 по делу N А53-19097/2016, включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок. При этом, оценка содержания инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 по делу N А32-47801/2018, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 по делу N А53-24106/2018.
Следовательно, Заказчик, излагая в Документации об аукционе положения Инструкции противоречиво и неоднозначно, фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч. 1 ст. 64 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N728,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя 1 необоснованной.
2. Признать жалобу Заявителя 2 необоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч.3 ст.14, ч.1 ст.64, ч.6 ст.66 Закона.
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании аукциона.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности ответственных должностных лиц.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.А. Кожемяко
Члены комиссии С.А. Иванкова
В.Н. Гижко
Исп. Гижко В.Н.
8 (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 21 сентября 2021 г. N _____/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.09.2021